Хутор Власова
Еще одним населенным пунктом, который наряду с хутором Попова наиболее часто упоминают на информационных ресурсах и в прессе в связи с основанием нашего города, является хутор Власова.
За дату основания хутора можно принять 25 декабря 1805 года, когда было получено разрешение Войсковой канцелярии, основать хутор войсковому старшине Власову. Ссылка на первоисточник об этом событии есть у уже упоминавшегося историка Сулина (ЖВК 5 марта №5 за 1807 г.)
Хутор основался ниже излучины реки Грушевки, в устье балки Каменный сундук или Власовская (более позднее название), это район современных улиц Просвещенской и Левитана. Первое название балки связано, вероятно, с обилием камня, по берегам, почве и соответствующей ассоциации с сундуком. Как раз параллельно названной балки располагается линия выхода угольных пластов и боковых пород северной ветви Грушевско-Власовской котловины.
Узнать, кто такой Власов, оказалось непростой задачей, ввиду скудности информации в «рунете». В случае с Поповым есть имя и звание, здесь же только звание. Проанализировав послужной список всех Власовых на тот момент, о которых есть информация, можно сделать вывод, что с большой вероятностью, к основанию хутора причастен род донских казаков Власовых из Черкасска.
Несколько слов о роде. Основатель рода казачий обер-офицер Алексей, о котором ничего не известно. Три его сына Данила (1759), Василий (1767) и Михаил (1771) - казаки, окончили службу со штаб-офицерскими чинами. За более чем сто лет службы практически все мужчины рода, стали штаб-офицерами, а трое по линии Данила стали генералами. Интересно, что более 7 представителей рода носили имя Алексей и примерно столько же - Михаил, так что разобраться в семейных историях непросто. Судьба разбросала их по миру, где они и упокоились: кто-то умер от ран, кто-то похоронен в Новочеркасске, кто-то кончил жизнь на чужбине в иммиграции (Сен-Женевьев де Буа (Франция), Пирей (Греция). Большинство наследников основателя рода стали дворянами.
А кто основатель хутора? Единственным войсковым старшиной на дату основания хутора из всех представленных в книжке С.В.Корягина «Генеалогия и семейная история Донского казачества» (выпуск №21), был Власов Михаил Алексеевич. Он вероятно и является основателем хутора. Анализ информации о его наследниках, только подтверждает это предположение.
Итак, Власов Михаил родился в 1771 (по другим данным в 1772 году) в семье казачьего обер-офицера станицы Павловской, что в Черкасске. Был младшим из трех братьев. На службе с февраля 1787 года, с конца года в полку генерал-майора Платова в Екатеринославской армии. Через год получает звание урядника.
С середины 1790 года в полку Родионова (чье имя носит населенный пункт и район в Ростовской области) участвует в войне с турками: Килия, Измаил.
В должности квартирмейстера служит на границе с Польшей (1791 г.) и Турцией (1792-1793 гг) на береговых кордонных караулах по Днестру. С осени 1794 года сотником участвует в Польской компании, в действительных сражениях в Варшавском предместье, в Праге.
С 1796 года Михаил произведен в есаулы и в составе охотничьей команды полковника Янова участвует в Персидском походе.
В ноябре 1797 года поступает во впервые созданную Донскую артиллерию, а в 1798 году участвует в походе к Пинску. Видимо успешно, потому что с 22 сентября 1798 года получает штаб-офицерский чин войскового старшины.
В следующий трехлетний цикл, с марта 1800 года в походе с полком Чернушкина-1 на Прусской границе.
Будучи на льготе, 20 января 1804 года, венчался в Черкасске на Анне Ивановне Скасырсковой, дочери подполковника Ивана Петровича Скасырскова. В конце 1804 года формируется полк войскового старшины М.А.Власова, отныне и до конца службы Михаил Алексеевич именуется как Власов 2-ой и это имя носит его полк. В ноябре полк выступил в поход и нёс кордонную службу по берегам Чёрного моря в Таврической и Херсонской губерниях.
В следующем году, каким-то образом, решается вопрос с основанием хутора. Хотя понятно, что вопросы обустройства хутора и ведения хозяйства ложатся на плечи супруги, наверно не без помощи многочисленной родни с двух сторон. Смешны современные фантазии о том, как Власов поставил сруб на месте основания хутора или, что сохранился каменный дом основателя. Осталась только память, затерявшаяся во времени. Последующий анализ первоисточников, связанных с Власовым, с хутором и образом жизни казаков в те времена, наводит на мысль, что хутор служил основателю загородной усадьбой, садом с небольшим количеством крестьян в несколько дворов. А основным местом его жительства был Черкасск, а позднее Новочеркасск.
С началом русско-турецкой войны, начавшейся осенью 1806 года, его полк вошел в состав 13-й дивизии генерал-лейтенанта герцога де Ришелье Молдавской армии, и действовал в низовьях Днестра: переправился через Днестр, у сел. Малка, и участвовал в занятии крепостей Паланки, Аккермана.
В последующие два года полк содержал сторожевые кордоны и аванпосты в Бессарабии, участвует в переправе на российскую территорию согласившихся на переселение ногайских татар.
Спокойная кордонная служба и начальный вялотекущий период войны позволял командиру бывать дома, за три года брака у него рождаются дочери Татьяна (1806), Анна (1807) и Александра (1807). На этом месте можно было бы, и прервать повествование об основателе хутора, перенеся остальные страницы его биографии в следующие выпуски. Но тогда будет утрачен масштаб личности основателя хутора. Так что продолжим.
С апреля 1809 года начинаются активные боевые действия Молдавской армии против турок, которые продолжались 3 года. Известно подробно о боевом пути полка его имени, но о периодах присутствия командира при этом точно неизвестно. Есть данные о его участии при осаде Браилова. В сражении при Слободзее он был ранен картечью в руку и ногу, за мужество был награжден орденом святой Анны 2-го класса. Бывал дома, поскольку в этот период у него рождаются сыновья Михаил (1810) и Алексей (1812).
Перед началом Отечественной войны с Наполеоном, его полк перебрасывается в Подольскую армию, и затем он входит в состав 3-й Резервной Обсервационной армии генерала от кавалерии А.П. Тормасова, действовавшей на Волыни. В основном участвует в арьергардных и авангардных боях в составе кавалерийского корпуса генерал-адъютанта графа К.О.Ламберта против австрийцев при Кобрине, Пружанах, Городечно, Брест-Литовске, Несвиже, реке Стырь. В скупых строках хроник тех времен, полк Власова 2-го не раз отмечается в связи с умелыми и решительными действиями. За отличие в этой летней компании Власов награжден орденом святого Владимира 4 степени с мечом и бантом и золотым оружием (при Несвиже).
После окончания Отечественной войны, участвует в заграничном походе русской армии. С 29 сентября по 7 октября полк участвовал в рейде отряда флигель-адъютанта А.И. Чернышева на территорию великого герцогства Варшавского с целью уничтожения запасов провианта и фуража по приказу адмирала Чичагова П.В.
Затем находился в отдельном корпусе генерал-лейтенанта барона Ф.В. Остен-Сакена, в составе которого преследовал отступавшего неприятеля на территории великого герцогства Варшавского. 29 января 1813 года – полк вступил в г. Варшаву. В феврале-апреле полк состоял в отряде генерал-майора И.Ф. Паскевича, блокировавшем крепость Модлин.
После окончания Плейсвицкого перемирия полк находился в корпусе генерала от инфантерии Д.С. Дохтурова (Польская армия), в составе которого участвовал: 6 октября – в битве народов при Лейпциге, за отличие в котором, Власов был награжден орденом святой Анны 2 класса с алмазами.
В 1814 году находился в составе 6-го армейского корпуса генерала от кавалерии графа П.Х. Витгенштейна (Главная армия), участвовал в блокаде Страсбурга. 7 февраля ему присваивается звание подполковника. Затем партизанил с князем Любомирским, участвовал в сражениях при Сезале и Труа затем сражался: 15 февраля – при г. Бар-сюр-Обе; 19 февраля – при Лобреселе; 20 февраля – при г. Труа; 9 марта – при г. Арси-сюр-Обе. А за сражение при с. Фер-Шампенуазе 13 марта, в котором он захватил у неприятеля 8 пушек, был награжден орденом Святого Георгия 4 степени №2898. Как мы уже упоминали в предыдущих выпусках, статус этого офицерского ордена был очень высок и Власов 2-ой входил в сто двадцать офицеров и генералов войска Донского, награжденного этим орденом, от момента его учреждения по 1814 год, включительно.
С последней службы прибыл домой 10 ноября 1814 года. В 1817 году рождается дочь Серафима. С 25 декабря 1819 года он в отставке полковником.
Перечисление послужного списка Власова, необходимо чтобы понять читателю, что служивому казаку, который отдал отчизне лучшие годы жизни и проливал кровь за нее, некогда было заниматься мирскими гражданскими делами. Ими занималась его жена Анна Ивановна. Накануне его прибытия с заграничного похода, она по купчей крепости приобрела поселок Кундрюченский по правой стороне одноименной речки у отставного майора Андрея Костина. Основан этот поселок был 1801 году и на момент сделки, там проживало 29 ревизских душ мужского пола и 35 душ женского пола крестьян. После этого поселок стал именоваться Малая Власовка, сейчас это окраина города Красный Сулин.
Умер Власов 8 января 1823 года от апоплексического удара, похоронен, скорее всего, в Новочеркасске, поскольку на этот момент числился казаком станицы Новочеркасской, т.е. имел там жильё. Что известно о судьбе его детей. Анна Михайловна наследовала дом в Новочеркасске и хутор на Грушевке (числилось 11 душ). Вышла замуж за казака Новочеркасской станицы Шапошникова Алексея Ивановича, который к 1859 году имел звание войскового старшины. В 1845 году у них родилась дочь Елена.
Есаул Михаил Михайлович умер от нервной горячки в госпитале в 1841 году. Еще один сын Алексей служил казаком в полку Скасырского-1, женился на Ольге Алексеевне Малчевской, дочери хорунжего Алексея Федоровича Малчевского. Хорунжий вместе с братьями был владельцем имения и земли при речке Некленовки. За Алексеем числился хутор Малый Власов и 45 душ крестьян. Определением войскового правления Войска Донского от 29 января 1838 года по заслугам его отца он причислен к дворянскому сословию.
Еще один населенный пункт с именем Власов, ровно посередине между «малым» и «большим», был основан на речке Аюта и вероятнее всего наследниками нашего героя, георгиевского кавалера. Носил он наименование Власово-Аютинский (Власовско-Аютинский). Попробуем отыскать и поместить информацию о нём в последующих выпусках.
Вернемся к хутору на Грушевке. Он в первой половине XIX века на картах именовался Власов, и имел статус владельческого казачьего хутора, располагался на правой стороне одноименной балки, ближе к устью. Административно входил в Донецкое Начальство, потом в Черкасский округ (вероятно после 1835 года). Но во второй половине XIX века его значение и статус стали трансформироваться по двум основным причинам. Во-первых, с середины 30-х годов начал развиваться угольный промысел, земля с угольными месторождениями стала вымежевываться в войсковую собственность. Во-вторых, после отмены крепостного права, приписными крестьянами стали выкупаться наделы, и вольные крестьяне стали основной социальной общностью, наряду с мещанами. Кроме этого выделялись наделы безземельным казакам Новочеркасских станиц. Число жителей росло. На карте Шуберта, конкретизировано размещение поселения, а о числе жителей можно судить по переписи 1873 года. Оно упоминается под прежним именем Власов, но уже как хутор на станичных землях Новочеркасских станиц с числом жителей около 690 человек при 70 дворах.
Конечно, проследить динамику изменения расселения жителей во времени и все нюансы землепользования около исторически образованного хутора сложно ввиду недостатка информации, но представить можно. Через 25 лет, по данным переписи населения 1897 года, картина существенно меняется. Упоминается два поселения: хутор на станичных землях Новочеркасских станиц - Власов (Власовский), расположенный на правом берегу Грушевки и поселение на войсковых землях - хутор Власово-Грушевский (Власовско-Грушевский), расположенный на первоначальном историческом месте. Если в первом хуторе, проживало около 600 человек обоего пола (в основном крестьян), то второй хутор был в три раза больше по численности. Основными его жителями были иногородние «горные люди», по происхождению все те же крестьяне, только «пришлые» с других губерний. Казаки, по численности в обоих поселениях, были меньшеством, их число не превышало 5%.
Дальнейшее развитие окрестностей первоначального хутора Власов было предопределено горным промыслом. Приток иногородних был значительный, шахтеры активно заселяли шахтерские поселения, не без сопротивления наследников Власова, хозяев имения и земли. Образовывались другие поселения: при железнодорожной станции Власово; при Власовском антрацитовом отводе и многочисленных рудниках на нём. Все эти населенные места объединял общий корень в их названии, образованный от фамилии обсуждаемого рода. В советское время окрестные места были объединены в поселение городского типа, которое в 1939 году вошло в состав города Шахты.
Основной вывод: к основанию города, хутор Власов отношения не имел, также как и хутор Попов.
Награды Алексея Михайловича Власова