На каждом чемпионате, как стартующий ровно через месяц чемпионат мира по боксу 2025 года, есть такие спортсмены, золотая медаль которых расценивается как завоеванная еще задолго до того, как он начался. Есть такие и сейчас. Это, среди прочих, наши боксеры Муслим Гаджимагомедов и Шарабутдин Атаев.
Начнем с Гаджимагомедова. Он двукратный чемпион мира 2019 и 2023 года, соответственно, в весовой категории до 91 кг и до 92 кг. Одного этого уже достаточно, потому что у нас не было ни одного трехкратного чемпиона мира среди мужчин. Я повторяю: ни одного. Проверьте сами. Двукратные – были, трехкратные – ни разу. Эта «3» - как будто заколдованная. И вот сейчас, вроде бы, есть возможность ее расколдовать.
Скажу честно: я не знаю объективной причины, почему она не может быть расколдована. Слишком сильным показался мне Гаджимагомедов на чемпионате мира 2023 года в Ташкенте. Никто с ним рядом не стоял. В полуфинале ему противостоял узбек Лазибек Муллажонов. Гаджимагомедов уверенно победил его, по-моему, очень уверенно, но рефери там каким-то образом увидел нокдаун в третьем раунде. Это какая-то загадка для меня, вроде лох-несского чудовища. Я смотрел этот эпизод и пересматривал его. Ну, не было там нокдауна, как нет и лох-несского чудовища.
Здесь надо пояснить, что нокдаун у любителей не соответствует буквальному значению этих слов. Это не knock down, который означает сбить с ног. Нокдаун часто объявляется, так сказать, по наитию. Рефери показалось или он сделал вид, что ему показалось, что боксеру нехорошо. Вот и все.
Не говорите мне, что «такого не может быть». Может. И главное, это может быть не совсем не так. Удар боксера – это как удар пыльным мешком из-за угла. Пузыри пойдут, если его пропустить. Где там начинается «стоячий» нокдаун, а где просто маленькая неприятность – сказать очень трудно.
В том бою Муллажонов попытался что-то сделать и продолжил атаковать, но Гаджимагомедов прервал эти попытки и закончил раунд на победной ноте. Чемпионат проходил в Ташкенте и против Гаджимагомедова работал местный боксер, но у судей все-таки оказалась совесть в том минимальном количестве, которое позволило назвать безоговорочно победителем Гаджимагомедова. Он вышел в финал, и там без проблем победил. У нас был наш чемпион.
Сейчас это уже забылось, и, может быть, я зря этот эпизод вспомнил, но все-таки мне так не кажется. Чемпионат мира 2025 года пройдет в Объединенных Арабских Эмиратах. Там будут разные силы и не всегда явные. Я знаю, что говорю. Когда-то я разговаривал с одним международным арбитром. Обстановка была дружественная. Судья выпил хорошенько. И как-то между делом мне шепнул, как раз тогда, когда мы пили за одного из чемпионов, что он, судья, может сделать чемпионом кого угодно. Ну, насчет «кого угодно» - это он преувеличил. Но сорвать боксеру нокаут или даже изменить победителя встречи – это вполне. Прервать бой, придравшись к какому-то «нарушению», когда боксер А громит боксера Б, дать Б очухаться, читая нотацию А, а потом возобновить бой. И ни к чему не придерешься.
К счастью, у Гаджимагомедова такое боксерское преимущество и такой характер, что с ним такой номер прокрутить крайне трудно, но все-таки его стоит иметь в виду. В общем, мне все сказанное кажется КРАЙНЕ маловероятным, но не невозможным. В конце концов, скажите честно, кто помнит этот эпизод с Муллажоновым из 2023 года? Практически никто.
Какие проблемы у Шарабутдина Атаева, выступающего в весе до 86 кг? Да практически те же самые. Честно его победить у кого-либо вряд ли получится, а нечестно? Причем не надо думать, что, скажем, рефери должен быть конкретно заряжен. Нет, для такого судейства надо только немножечко болеть за противника Атаева.
На прошлом чемпионате, но не в полуфинале, как у Гаджимагомедова, а в финале, у Атаева был очень интересный соперник. Кубинец азербайджанского разлива Лорен Альфонсо. Как-то в первом раунде арбитры умудрились увидеть победу Атаева только со счетом 3-2. По-моему, он очень убедительно его выиграл и заслуживал 5-0. И даже 10-0, если бы такое было возможно. Правая рука Атаева и при выполнении прямого, и бокового исправно делала свою работу и погружала Альфонсо в то состояние, в которое человек приходит после второй-третьей бутылки его родного кубинского рома.
Несмотря на особое мнение двух судей из пяти дальше дело пошло несколько иначе. Альфонсо стал «путать карты». Дистанцию он чувствовал великолепно. Отлично защищался корпусом, то есть, нырками и уклонами. В общем, он не выигрывал, но был хорош.
Третий раунд Альфонсо действовал несколько сумбурно. В общем, он бой, безусловно проиграл, но сказать, что результат боя 4-1 в пользу Атаева не прозвучал для меня неожиданно, не будет преувеличением. Понимаете, есть такие судьи, которые судят каждый бой, как будто их рельсом перед этим самым боем ударили. Причем некоторые, как будто их ударили не очень сильно. Может быть, даже не рельсом их приложили, а чем-то более мягким. В общем, «сподвижники» у них всегда находятся. Это был именно такой случай.
Я бы сказал, что Атаеву надо, на всяких случай, выигрывать раунды поубедительнее. Просто потому, что надо убедить в своей победе и таких арбитров. Делу это никак не повредит.