Найти в Дзене
МОСКВОВЕДЕНИЕ

«Утренняя дорожка»: сказки царицынского парка

Что скрывал «Орден Мопса»? Почему «Храм меланхолии» приносит счастье? Кто поселился под старинным мостом? Когда Екатерина II решила создать в Царицыне свою подмосковную резиденцию, мода на строгие французские парки уже ушла. Мир влюбился в английский стиль, где сад не строят, а подслушивают у природы, подчеркивая естественный ландшафт. Садовый мастер англичанин Фрэнсис Рид превратил бывшие овраги и заболоченные места в цепь живописных видов, с мостами, павильонами, гротами и «руинами», как того требовала романтическая мода. «Утренняя дорожка» - старейший прогулочный маршрут в парке музея-заповедника «Царицыно», проходящий как раз по созданному в 1784 году театру природы, соединяя самые красивые видовые точки. Само название маршрута подсказывает лучшее время прогулок: ранним утром солнечные лучи касаются водной глади Большого Царицынского пруда, подсвечивая поверхность воды и рисуя причудливые тени деревьев, а вечером этот уголок парка подарит атмосферу загадочности. Найти эту аллею сов

Что скрывал «Орден Мопса»? Почему «Храм меланхолии» приносит счастье? Кто поселился под старинным мостом?

Когда Екатерина II решила создать в Царицыне свою подмосковную резиденцию, мода на строгие французские парки уже ушла. Мир влюбился в английский стиль, где сад не строят, а подслушивают у природы, подчеркивая естественный ландшафт.

Садовый мастер англичанин Фрэнсис Рид превратил бывшие овраги и заболоченные места в цепь живописных видов, с мостами, павильонами, гротами и «руинами», как того требовала романтическая мода.

«Утренняя дорожка» - старейший прогулочный маршрут в парке музея-заповедника «Царицыно», проходящий как раз по созданному в 1784 году театру природы, соединяя самые красивые видовые точки. Само название маршрута подсказывает лучшее время прогулок: ранним утром солнечные лучи касаются водной глади Большого Царицынского пруда, подсвечивая поверхность воды и рисуя причудливые тени деревьев, а вечером этот уголок парка подарит атмосферу загадочности.

Найти эту аллею совсем легко - она начинается за Фигурными воротами, отделяющими дворцовую территорию от парка. Василий Баженов задумал их в 1777–1778 годах как триумфальную арку. В XIX веке за воротами закрепилось второе название: «Виноградные», благодаря изящному орнаменту, выполненному из белого камня, украшающему главную арку.

-2

Когда-то ворота выглядели еще торжественнее: их венчали четыре белокаменные вазы, статуи амуров и даже керамические мопсы (уцелевшую собачку можно увидеть в музее архитектуры им. Щусева). И если о масонских знаках, скрытых Баженовым в его постройках, слышал, пожалуй, каждый, то такой очаровательной - еще точно не встречалось. Дело в том, что в XVIII веке мопс был не просто модным питомцем, а настоящим символом преданности и верности. Его изображение носили на медальонах члены необычного аристократического сообщества, известного как «Орден Мопса». На первый взгляд - шутливое общество любителей собак, однако за этой маской скрывалась масонская организация. В орден принимали как мужчин, так и женщин, а серебряный медальон с мопсом служил тайным знаком принадлежности к их кругу.

-3

Вместе с расположенными рядом Средним и Малым дворцами, ворота формируют гармоничное трио в духе той самой «нежной готики», характерной для всей композиции дворцово-паркового ансамбля Царицыно авторства Баженова. Эти ворота - единственное творение опального архитектора, расположенное на Утренней дорожке. 

-4

Остальные постройки принадлежат Ивану Еготову, который был учеником Баженова и Казакова. На высоком холме, где из-за деревьев открывается вид на Верхний пруд и искусственный остров, архитектор создал восхитительный павильон, придавший парку новую жизнь после нескольких лет запустения - «Миловиду».

-5

Здесь, согласно старинной описи 1825 года, стояли дубовые столы, стулья с веревочными сиденьями, белоснежные бюсты на мраморных пьедесталах. У входа располагались сфинксы и дельфины, а на крыше возвышались статуи. 

Подобные «Миловиды» в XVIII–XIX веках были модны во многих усадьбах, но именно царицынская - словно ожившая аллегория гармонии между искусством и ландшафтом.

Архитектурно павильон представляет собой проходную арочную галерею с четырьмя небольшими комнатами по углам, которые называли «кабинетами». 

Именно этот вид на спокойную гладь воды, травяной склон и белую галерею на холме вдохновил Ивана Сергеевича Тургенева. Писатель, хорошо знавший Царицыно, описал павильон в романе «Накануне». Действие романа начинается летом 1853-го, как раз в ту пору, когда Москва еще жила дачными сезонами, а выезд в Царицыно считался почти путешествием.

-6

Одна из самых живописных сцен романа - пикник семьи Стаховых. Тургенев описывает, как герои прибывают в парк, идут к «беседке, известной под именем Миловидовой», и останавливаются, чтобы полюбоваться прудами. «Они тянулись один за другим на несколько вёрст; сплошные леса темнели за ними... Казалось, застывшая масса стекла тяжело и светло улеглась в огромной купели, и небо ушло к ней на дно…» - писал Тургенев. И пусть писатель упоминает «Миловиду» вскользь, эти строки до сих пор читаются как гимн Царицыну: настолько точно передана тишина и величие этого пейзажа.

-7

В XIX веке «Миловида» действительно переживала второе рождение: когда Царицыно стало модным местом для прогулок, павильон переоборудовали под чайный домик. В соседней роще играл духовой оркестр, дамы в шляпках пили чай с вареньем, а служители подавали лимонад и булочки. В «Путеводителе по Москве» 1877 года даже отмечалось: «В парке лучшая беседка - «Миловида»… с буфетом, без вина; здесь можно сдать багаж и лишнее платье за 10 копеек».

1920-1924гг
1920-1924гг

Позже в буфете ненадолго появилось и вино, на что сетовали журналисты газеты «Московский листок», которые упрекнули «Миловиду» в том, что она «опустилась до пивного заведения». Уже в 1830-е павильон назвали «ветхим», в 1941 году взрывная волна немецкой авиабомбы разрушила барельефы и роспись, а в 1992-м пожар уничтожил деревянные перекрытия. Лишь в начале XXI века, после масштабной реставрации, «Миловида» вновь расправила крылья. 

Ей вернули легкость форм и скульптуры на крыше: Венеру с зеркалом, вакханку с опущенным бокалом и богиню зари Аврору, льющую утреннюю росу. Со ступеней по-прежнему открывается тот самый вид: пруд, Лебяжий остров, дальний мостик Береговой дорожки. И хотя вдалеке виднеются современные кварталы, этот пейзаж по-прежнему дышит античной ясностью, как картина Куинджи.

-9

Продолжая прогулку по Утренней дорожке, вы непременно выйдете к странной постройке, будто оставшейся от давно исчезнувшего замка. Эта башня появилась в Царицыне в 1805 году, когда мода на искусственные руины была в самом расцвете. 

Башню построили из «дикого камня», словно собранного с разных веков, а первоначально венчала ее ажурная беседка-бельведер, откуда открывался вид на Верхний пруд и павильон «Палаты дружины» на противоположном берегу. Позже он исчез, но сам пейзаж остался почти тем же. 

Со временем у башни появилось прозвище  «Чёртова лестница». Крутые каменные ступени, ведущие прямо по гребню стены, были нешуточным испытанием: взобраться было легко, но вот спуститься… Тогда это место было чем-то вроде романтического аттракциона - опасного, но манящего.

-10

В XX веке башню облюбовали альпинисты, тренирующиеся на каменной кладке. В начале XXI века руину отреставрировали, укрепили стены, поставили поручни и перила, теперь спуститься с «Чёртовой лестницы», налюбовавшись видом, под силу каждому.

На пологом склоне холма, где Утренняя дорожка пересекается с Большим проспектом, расположен аккуратный, светло-желтый, с колоннами и легким куполом павильон Нерастанкино. В начале XIX века его назвали  «Храмом меланхолии». Это место овеяно красивой легендой: если признаться здесь в чувствах, то уже не расстанешься.

-11

Здесь просто сидели в садовых креслах, за небольшими столиками, слушали ветер и думали о чем-то своем. В 1930-е годы в павильоне располагалась парковая библиотека-читальня. Из портика павильона открывается вид на Верхний Царицынский пруд и остров, где стоит другая парковая затея - Арка-руина. 

Когда-то под аркой была вода, и лодки могли проплывать прямо сквозь нее, будто через ворота в иной мир. Отсюда и название «Русалкины ворота». В старину говорили, что в полночь на острове можно увидеть, как русалки водят хороводы. 

В XIX веке на острове ставили театральные представления: зрители рассаживались на траве у Нерастанкина, а актеры появлялись внезапно, будто из воды. Ходили слухи, что между берегом и островом был подземный ход, по которому они незаметно проходили и возникали прямо под аркой, что, вероятно, послужило рождению романтических легенд о русалках. Но на всякий случай, не отвечайте на голоса, зовущие вас по имени из воды. Русалки существа вежливые, но настойчивые.

-12

Снова заглянем на пикник Стаховых в «Накануне»: «Когда лодка скользила по воде, одну из барышень уговорили спеть. Ее небольшой, но чистый голосок так и помчался по зеркалу пруда; далеко в лесах отзывалось каждое слово; казалось, и там кто-то пел четким и таинственным, но нечеловеческим, нездешним голосом». Эту сцену Тургенев писал с натуры, вспоминая прогулку на лодке у «Русалкиных ворот» со своей возлюбленной Полиной Виардо.

Здесь можно также немного отклониться от маршрута: если идти вниз по склону от павильона «Нерастанкино» по Глухой дорожке приходишь к кирпичной нише, скрытой в зелени. Это Грот, еще одна из тех романтических прихотей, без которых невозможно представить старинный пейзажный парк. Кажется, будто сама природа решила спрятать здесь уголок тишины и прохлады. В глубине грота, за черной оградой, стоит изящная статуя наяды - хранительницы здешних вод, держащей в руках цветы кувшинки.

-13

За павильоном «Нерастанкино» на границе оврага притаился Гротесковый мост. Слово «гротесковый» в те времена означало не «странный» и не «карикатурный», а «грубо обработанный», речь шла о рустованном белом камне, контрастирующем с красным кирпичом. Так архитекторы создавали иллюзию древности, будто мост стоял здесь веками.

Но чем старше становился мост, тем больше обрастал легендами. Местные уверяют: под аркой обитают крошечные злобные тролли, которые по ночам подгрызают перила и «кусают» камни. Иногда на облицовке действительно появляются новые сколы, и, если верить сторожам, форма у них подозрительно напоминает следы от зубов.

По вечерам здесь будто что-то шуршит, раздается скрежет, хихиканье, а в полумраке на боковых стенах проступают странные рисунки, то силуэт птицы, то очертания ангела. Через несколько дней они исчезают бесследно.

Ю. Дегтярёв
Ю. Дегтярёв

Старожилы советуют не проверять слухи ночью: мол, тролли терпеть не могут незваных гостей и могут затащить в свои подземные ходы, а днем Гротесковый мост абсолютно безопасен для совершения прогулок… И все же, когда проходишь по нему на закате, кажется, будто из-под арки доносится тихий, насмешливый скрежет. Может, это просто ветер в кладке. А может, кто-то снизу ухмыляется и снова точит зубы о камень.

На южной окраине Царицынского парка стоит Храм Цереры. Это легкая ротонда с восьмью колоннами и куполом, венчанным золотым снопом. Здесь, среди зелени и прудов, живет богиня плодородия, хотя Церера в Царицыне - дама непостоянная: она то появляется, то исчезает.

Впервые статуя исчезла в начале XX века, говорят, украсила чей-то дачный сад. Интересно, принесло ли это новому «хозяину» богатый урожай, не прогневил ли он богиню своей дерзостью? Так или иначе, в 1929 году Цереру вернули на законное место, привезя подходящую скульптуру из Лукино, но война снова уничтожила ее.

После войны архитектор Михаил Дьяконов восстановил купол и вернул Цереру, но к 1990-м павильон опять разрушился. Лишь в 2007 году храм возродился: с медным куполом, белыми колоннами и новой богиней от Александра Бурганова, наделенной чертами самой Екатерины II. А сходство это оказалось неслучайным.

-15

Летом 1775 года императрица наблюдала отсюда спектакль под открытым небом «День сенокоса». Для нее на месте будущей ротонды устроили шалаш, а вокруг гремело зрелище из песен, танцев и золотых снопов. Спустя тридцать лет решили увековечить память о том дне и возвести здесь павильон, посвященный богине плодородия, урожая и материнства.

Подобные садовые храмы-ротонды были тогда в моде. Они выражали идею совершенства, восхождения к гармонии. Прогулка по парку, заканчивавшаяся у храма, воспринималась как путь к внутреннему просветлению. И не случайно Царицынская ротонда заняла именно эту высоту - место, где сад встречается с небом.

Работы по восстановлению храма Цереры проводились в период с 2020 по 2021 годы, благодаря чему музей-заповедник «Царицыно» удостоился победы в номинации конкурса «Московская реставрация-2021». Тем не менее, скульптура до сих пор не была возвращена обратно. Фото: Ю. Дегтярёв.
Работы по восстановлению храма Цереры проводились в период с 2020 по 2021 годы, благодаря чему музей-заповедник «Царицыно» удостоился победы в номинации конкурса «Московская реставрация-2021». Тем не менее, скульптура до сих пор не была возвращена обратно. Фото: Ю. Дегтярёв.

Когда-то «Утренняя дорожка» заканчивалась именно здесь. Теперь ее можно продлить, прогулявшись по Большому проспекту и выйти к метро Орехово, либо вернуться ко дворцовой поляне - https://dzen.ru/a/ZkJdZY8PGhIze6uh

alexiskiskis