Здарова, мотобратва!
Сегодня погружаемся в пучины советского мотопрома и составляем свой личный (и, думаю, многим знакомый) ТОП-5 самых популярных мотоциклов эпохи СССР с 1960 по 1991 год.
Это не просто мотоциклы, это машины времени, способные перенести вас в эпоху дефицита, гаражных посиделок и неубиваемой, хотя и не всегда надежной, техники.
Приготовьтесь к ностальгии, спорам и каплям бензина на коленях! Погнали!
Почему именно эти мотоциклы? Критерии отбора
Прежде чем мы начнем, давайте определимся с критериями отбора.
В этот список попали мотоциклы, которые реально были популярны и встречались на дорогах страны чаще других. Ориентировались на:
- Массовость производства: Чем больше мотоциклов было выпущено, тем выше его шансы попасть в ТОП.
- Распространенность: Насколько часто вы видели этот мотоцикл на дорогах и во дворах.
- Народная любовь (и ненависть): Насколько мотоцикл запомнился и оставил след в сердцах советских мотоциклистов.
Ну что, готовы узнать, кто оказался в нашем пантеоне советских мотолегенд?
№5. "Минск": легкий, юркий, народный. И почти всегда ломался.
- Производство: Минский мотоциклетный и велосипедный завод (ММВЗ).
- Годы выпуска: С 1951 года (но настоящий пик популярности пришелся на 60-е – 90-е).
Характеристики:
- Двигатель: Одноцилиндровый, двухтактный, рабочий объем 123-125 куб. см.
- Мощность: 9-12 л.с.
- Трансмиссия: 4-ступенчатая.
- Вес: Около 85 кг.
Плюсы:
- Легкий и маневренный: Идеален для города и сельских дорог.
- Простой в обслуживании: Ремонтировался практически "на коленке".
- Доступный по цене: Один из самых дешевых мотоциклов в СССР.
Минусы:
- Низкая надежность: Ломался постоянно, требовал регулярной настройки и ремонта.
- Слабый двигатель: Для поездок с пассажиром или по трассе не хватало мощности.
- Некомфортная подвеска: Жесткая подвеска не прощала даже малейших неровностей.
Цена:
- В СССР: Около 280 рублей.
- Сегодня: От 5 000 рублей за "убитый" экземпляр до 30 000 рублей за мотоцикл в хорошем состоянии.
Вердикт: "Минск" – это мотоцикл для тех, кто не боится трудностей и готов проводить часы в гараже. Легкий, юркий и доступный, но ненадежный и требовательный к обслуживанию.
№4. "Восход": рабочая лошадка для села и города. С характером!
- Производство: Завод имени Дегтярева (ЗиД).
- Годы выпуска: С 1957 (тот самый К-175) по 90-е.
Характеристики:
- Двигатель: Одноцилиндровый, двухтактный, рабочий объем 173-175 куб. см.
- Мощность: 10-14 л.с.
- Трансмиссия: 4-ступенчатая.
- Вес: Около 110 кг.
Плюсы:
- Относительно надежный (по меркам советской техники): При правильном уходе служил верой и правдой.
- Неплохая проходимость: Справлялся с сельскими дорогами и легким бездорожьем.
- Доступные запчасти: Запчасти можно было найти практически везде.
Минусы:
- Устаревший дизайн: Внешний вид оставлял желать лучшего.
- Вибрация: После долгой поездки руки отваливались.
- Слабые тормоза: Тормозить нужно было заранее и с умом.
Цена:
- В СССР: Около 350 рублей.
- Сегодня: От 10 000 рублей за "убитый" экземпляр до 40 000 рублей за мотоцикл в хорошем состоянии.
Вердикт: "Восход" – это мотоцикл для тех, кто ищет надежный (относительно) и недорогой транспорт для поездок по городу и сельской местности.
№3. "Иж Планета": надежный, простой, но тяжелый. Народный, одним словом.
- Производство: Ижевский машиностроительный завод ("Ижмаш").
- Годы выпуска: С 1962 года.
Характеристики:
- Двигатель: Одноцилиндровый, двухтактный, рабочий объем 346 куб. см.
- Мощность: 15-22 л.с. (зависит от модификации).
- Трансмиссия: 4-ступенчатая.
- Вес: Около 158 кг.
Плюсы:
- Надежный двигатель: Двигатель был одним из самых надежных в советском мотопроме.
- Простая конструкция: Легко ремонтировался в гаражных условиях.
- Тяговитый двигатель: Хорошо тянул с низов.
Минусы:
- Тяжелый: Сложно маневрировать в городе и на бездорожье.
- Вибрация: Вибрация чувствовалась на любых оборотах.
- Устаревший дизайн: Практически не менялся на протяжении десятилетий.
Цена:
- В СССР: Около 550 рублей.
- Сегодня: От 15 000 рублей за "убитый" экземпляр до 50 000 рублей за мотоцикл в хорошем состоянии.
Вердикт: "Иж Планета" – это мотоцикл для тех, кто ценит надежность и простоту. Тяжелый, вибрирующий, но надежный, как автомат Калашникова.
№2. "Иж Юпитер": мощный, но капризный. Для уверенных в себе.
- Производство: Ижевский машиностроительный завод ("Ижмаш").
- Годы выпуска: С 1961 года.
Характеристики:
- Двигатель: Двухцилиндровый, двухтактный, рабочий объем 347 куб. см.
- Мощность: 19-25 л.с. (зависит от модификации).
- Трансмиссия: 4-ступенчатая.
- Вес: Около 160 кг.
Плюсы:
- Мощный двигатель: Обеспечивал хорошую динамику разгона.
- Красивый дизайн (по меркам советской техники): Выглядел более современно, чем "Планета".
Минусы:
- Низкая надежность: Требовал постоянной настройки и ремонта.
- Сложный в обслуживании: Настройка двух карбюраторов – это отдельный вид искусства.
- Высокий расход топлива: "Юпитер" был прожорливым мотоциклом.
Цена:
- В СССР: Около 600 рублей.
- Сегодня: От 20 000 рублей за "убитый" экземпляр до 60 000 рублей за мотоцикл в хорошем состоянии.
Вердикт: "Иж Юпитер" – это мотоцикл для тех, кто любит мощность и готов мириться с его капризным характером. Требует постоянного внимания и умелых рук.
№1. "Урал" (и "Днепр"): тяжелые, брутальные, с коляской. Настоящие советские мотоциклы!
- Производство: Ирбитский мотоциклетный завод ("Урал") и Киевский мотоциклетный завод ("Днепр").
- Годы выпуска: С 1941 года (но пик популярности пришелся на 60-е – 90-е).
Характеристики:
- Двигатель: Двухцилиндровый, четырехтактный, оппозитный, рабочий объем 650 куб. см.
- Мощность: 32-36 л.с.
- Трансмиссия: 4-ступенчатая + задний ход (на некоторых моделях).
- Вес: Около 330 кг (с коляской).
Плюсы:
- Мощный двигатель: Позволял перевозить тяжелые грузы и ездить по бездорожью.
- Наличие коляски: Увеличивало грузоподъемность и позволяло перевозить пассажиров.
- Брутальный внешний вид: "Урал" – это настоящий мужской мотоцикл.
Минусы:
- Тяжелый и неповоротливый: Сложно маневрировать в городе.
- Низкая надежность: Требовал постоянного внимания и ремонта.
- Высокий расход топлива: "Урал" – очень прожорливый мотоцикл.
Цена:
- В СССР: Около 1500 рублей.
- Сегодня: От 30 000 рублей за "убитый" экземпляр до 100 000 рублей и выше за мотоцикл в хорошем состоянии или после реставрации.
Вердикт: "Урал" (и "Днепр") – это мотоцикл для тех, кто ценит брутальность, мощность и готов мириться с его недостатками. Настоящая советская легенда!
Заключение: наследие советского мотопрома.
Вот и подошел к концу наш ТОП-5 самых популярных мотоциклов в СССР. Конечно, это лишь мое субъективное мнение, и вы можете с ним не соглашаться.
Но, я думаю, многие из вас узнали в этом списке мотоциклы, которые видели в детстве, на которых ездили ваши отцы и деды.
Эти мотоциклы – это не просто техника, это часть нашей истории.
Они были простыми, надежными (относительно), доступными и помогали людям преодолевать огромные расстояния в условиях бездорожья и дефицита.
А какой мотоцикл из этого списка ваш любимый?
Делитесь своим мнением в комментариях!
И помните: главное – это не мотоцикл, а дух свободы и приключений!
Всем ровных дорог и попутного ветра!
Вам понравилась статья?
Ставьте лайки!
Подписывайтесь на наш канал!
Спасибо!