Найти в Дзене
Газ4Колеса

Советский мотоцикл: топ-5 убийц дорог (и ваших нервов?). Разбираем легенды по косточкам!

Здарова, мотобратва! Сегодня погружаемся в пучины советского мотопрома и составляем свой личный (и, думаю, многим знакомый) ТОП-5 самых популярных мотоциклов эпохи СССР с 1960 по 1991 год. Это не просто мотоциклы, это машины времени, способные перенести вас в эпоху дефицита, гаражных посиделок и неубиваемой, хотя и не всегда надежной, техники. Приготовьтесь к ностальгии, спорам и каплям бензина на коленях! Погнали! Прежде чем мы начнем, давайте определимся с критериями отбора. В этот список попали мотоциклы, которые реально были популярны и встречались на дорогах страны чаще других. Ориентировались на: Ну что, готовы узнать, кто оказался в нашем пантеоне советских мотолегенд? Характеристики: Плюсы: Минусы: Цена: Вердикт: "Минск" – это мотоцикл для тех, кто не боится трудностей и готов проводить часы в гараже. Легкий, юркий и доступный, но ненадежный и требовательный к обслуживанию. Характеристики: Плюсы: Минусы: Цена: Вердикт: "Восход" – это мотоцикл для тех, кто ищет надежный (о
Оглавление

Здарова, мотобратва!

Сегодня погружаемся в пучины советского мотопрома и составляем свой личный (и, думаю, многим знакомый) ТОП-5 самых популярных мотоциклов эпохи СССР с 1960 по 1991 год.

Это не просто мотоциклы, это машины времени, способные перенести вас в эпоху дефицита, гаражных посиделок и неубиваемой, хотя и не всегда надежной, техники.

Приготовьтесь к ностальгии, спорам и каплям бензина на коленях! Погнали!

-2

Почему именно эти мотоциклы? Критерии отбора

Прежде чем мы начнем, давайте определимся с критериями отбора.

В этот список попали мотоциклы, которые реально были популярны и встречались на дорогах страны чаще других. Ориентировались на:

  • Массовость производства: Чем больше мотоциклов было выпущено, тем выше его шансы попасть в ТОП.
  • Распространенность: Насколько часто вы видели этот мотоцикл на дорогах и во дворах.
  • Народная любовь (и ненависть): Насколько мотоцикл запомнился и оставил след в сердцах советских мотоциклистов.

Ну что, готовы узнать, кто оказался в нашем пантеоне советских мотолегенд?

№5. "Минск": легкий, юркий, народный. И почти всегда ломался.

-3

  • Производство: Минский мотоциклетный и велосипедный завод (ММВЗ).
  • Годы выпуска: С 1951 года (но настоящий пик популярности пришелся на 60-е – 90-е).

Характеристики:

  • Двигатель: Одноцилиндровый, двухтактный, рабочий объем 123-125 куб. см.
  • Мощность: 9-12 л.с.
  • Трансмиссия: 4-ступенчатая.
  • Вес: Около 85 кг.

Плюсы:

  • Легкий и маневренный: Идеален для города и сельских дорог.
  • Простой в обслуживании: Ремонтировался практически "на коленке".
  • Доступный по цене: Один из самых дешевых мотоциклов в СССР.

Минусы:

  • Низкая надежность: Ломался постоянно, требовал регулярной настройки и ремонта.
  • Слабый двигатель: Для поездок с пассажиром или по трассе не хватало мощности.
  • Некомфортная подвеска: Жесткая подвеска не прощала даже малейших неровностей.

Цена:

  • В СССР: Около 280 рублей.
  • Сегодня: От 5 000 рублей за "убитый" экземпляр до 30 000 рублей за мотоцикл в хорошем состоянии.

Вердикт: "Минск" – это мотоцикл для тех, кто не боится трудностей и готов проводить часы в гараже. Легкий, юркий и доступный, но ненадежный и требовательный к обслуживанию.

№4. "Восход": рабочая лошадка для села и города. С характером!

-4

  • Производство: Завод имени Дегтярева (ЗиД).
  • Годы выпуска: С 1957 (тот самый К-175) по 90-е.

Характеристики:

  • Двигатель: Одноцилиндровый, двухтактный, рабочий объем 173-175 куб. см.
  • Мощность: 10-14 л.с.
  • Трансмиссия: 4-ступенчатая.
  • Вес: Около 110 кг.

Плюсы:

  • Относительно надежный (по меркам советской техники): При правильном уходе служил верой и правдой.
  • Неплохая проходимость: Справлялся с сельскими дорогами и легким бездорожьем.
  • Доступные запчасти: Запчасти можно было найти практически везде.

Минусы:

  • Устаревший дизайн: Внешний вид оставлял желать лучшего.
  • Вибрация: После долгой поездки руки отваливались.
  • Слабые тормоза: Тормозить нужно было заранее и с умом.

Цена:

  • В СССР: Около 350 рублей.
  • Сегодня: От 10 000 рублей за "убитый" экземпляр до 40 000 рублей за мотоцикл в хорошем состоянии.

Вердикт: "Восход" – это мотоцикл для тех, кто ищет надежный (относительно) и недорогой транспорт для поездок по городу и сельской местности.

№3. "Иж Планета": надежный, простой, но тяжелый. Народный, одним словом.

-5

  • Производство: Ижевский машиностроительный завод ("Ижмаш").
  • Годы выпуска: С 1962 года.

Характеристики:

  • Двигатель: Одноцилиндровый, двухтактный, рабочий объем 346 куб. см.
  • Мощность: 15-22 л.с. (зависит от модификации).
  • Трансмиссия: 4-ступенчатая.
  • Вес: Около 158 кг.

Плюсы:

  • Надежный двигатель: Двигатель был одним из самых надежных в советском мотопроме.
  • Простая конструкция: Легко ремонтировался в гаражных условиях.
  • Тяговитый двигатель: Хорошо тянул с низов.

Минусы:

  • Тяжелый: Сложно маневрировать в городе и на бездорожье.
  • Вибрация: Вибрация чувствовалась на любых оборотах.
  • Устаревший дизайн: Практически не менялся на протяжении десятилетий.

Цена:

  • В СССР: Около 550 рублей.
  • Сегодня: От 15 000 рублей за "убитый" экземпляр до 50 000 рублей за мотоцикл в хорошем состоянии.

Вердикт: "Иж Планета" – это мотоцикл для тех, кто ценит надежность и простоту. Тяжелый, вибрирующий, но надежный, как автомат Калашникова.

№2. "Иж Юпитер": мощный, но капризный. Для уверенных в себе.

-6

  • Производство: Ижевский машиностроительный завод ("Ижмаш").
  • Годы выпуска: С 1961 года.

Характеристики:

  • Двигатель: Двухцилиндровый, двухтактный, рабочий объем 347 куб. см.
  • Мощность: 19-25 л.с. (зависит от модификации).
  • Трансмиссия: 4-ступенчатая.
  • Вес: Около 160 кг.

Плюсы:

  • Мощный двигатель: Обеспечивал хорошую динамику разгона.
  • Красивый дизайн (по меркам советской техники): Выглядел более современно, чем "Планета".

Минусы:

  • Низкая надежность: Требовал постоянной настройки и ремонта.
  • Сложный в обслуживании: Настройка двух карбюраторов – это отдельный вид искусства.
  • Высокий расход топлива: "Юпитер" был прожорливым мотоциклом.

Цена:

  • В СССР: Около 600 рублей.
  • Сегодня: От 20 000 рублей за "убитый" экземпляр до 60 000 рублей за мотоцикл в хорошем состоянии.

Вердикт: "Иж Юпитер" – это мотоцикл для тех, кто любит мощность и готов мириться с его капризным характером. Требует постоянного внимания и умелых рук.

№1. "Урал" (и "Днепр"): тяжелые, брутальные, с коляской. Настоящие советские мотоциклы!

-7
-8

  • Производство: Ирбитский мотоциклетный завод ("Урал") и Киевский мотоциклетный завод ("Днепр").
  • Годы выпуска: С 1941 года (но пик популярности пришелся на 60-е – 90-е).

Характеристики:

  • Двигатель: Двухцилиндровый, четырехтактный, оппозитный, рабочий объем 650 куб. см.
  • Мощность: 32-36 л.с.
  • Трансмиссия: 4-ступенчатая + задний ход (на некоторых моделях).
  • Вес: Около 330 кг (с коляской).

Плюсы:

  • Мощный двигатель: Позволял перевозить тяжелые грузы и ездить по бездорожью.
  • Наличие коляски: Увеличивало грузоподъемность и позволяло перевозить пассажиров.
  • Брутальный внешний вид: "Урал" – это настоящий мужской мотоцикл.

Минусы:

  • Тяжелый и неповоротливый: Сложно маневрировать в городе.
  • Низкая надежность: Требовал постоянного внимания и ремонта.
  • Высокий расход топлива: "Урал" – очень прожорливый мотоцикл.

Цена:

  • В СССР: Около 1500 рублей.
  • Сегодня: От 30 000 рублей за "убитый" экземпляр до 100 000 рублей и выше за мотоцикл в хорошем состоянии или после реставрации.

Вердикт: "Урал" (и "Днепр") – это мотоцикл для тех, кто ценит брутальность, мощность и готов мириться с его недостатками. Настоящая советская легенда!

-9
-10

Заключение: наследие советского мотопрома.

Вот и подошел к концу наш ТОП-5 самых популярных мотоциклов в СССР. Конечно, это лишь мое субъективное мнение, и вы можете с ним не соглашаться.

Но, я думаю, многие из вас узнали в этом списке мотоциклы, которые видели в детстве, на которых ездили ваши отцы и деды.

Эти мотоциклы – это не просто техника, это часть нашей истории.

Они были простыми, надежными (относительно), доступными и помогали людям преодолевать огромные расстояния в условиях бездорожья и дефицита.

А какой мотоцикл из этого списка ваш любимый?

Делитесь своим мнением в комментариях!

И помните: главное – это не мотоцикл, а дух свободы и приключений!

Всем ровных дорог и попутного ветра!

-11

Вам понравилась статья?

Ставьте лайки!

Подписывайтесь на наш канал!

Спасибо!