Мир Чуковского. Библиотека, музей и волшебный лес
Углубляясь во вторую, более «детскую» и сказочную часть парка, мы попадаем в царство Корнея Ивановича Чуковского.
Детская Библиотека №1 им. К.И. Чуковского: главное дело жизни
Первым нас встречает здание Детской библиотеки, носящей его имя. Это не просто культурное учреждение, а памятник гражданской позиции и любви к детям. Чуковский основал ее в 1957 году на собственные средства, считая эту работу едва ли не важнее собственного литературного творчества. Он лично участвовал в строительстве, собирал книги, проводил здесь знаменитые «костры» — праздники для окрестных детей.
Сегодня библиотека — живой, развивающийся организм. Ее фонды насчитывают десятки тысяч книг, включая уникальные издания с автографами писателей. Здесь царит особая, теплая атмосфера, созданная несколько поколений назад самим Корнеем Ивановичем. Работники библиотеки с гордостью покажут мемориальный уголок и расскажут о ее истории.
Закрытые Двери дома-музея и Открытый мир сказки
Рядом с библиотекой находится тот самый синий дом, дом-музей К.И. Чуковского. К огромному сожалению, в день нашего визита он был закрыт. Музей, сохраненный дочерью Лидией и внучкой Еленой Чуковскими, — это абсолютно аутентичное пространство, где время остановилось. Внутри все осталось так, как было при жизни хозяина: библиотека в 4500 томов, коллекция фигурок писателей, «чудо-дерево» во дворе...
Однако разочарование от закрытых дверей быстро рассеивается, стоит только зайти в лес за домом. Здесь начинается настоящий «парк чудес» Чуковского. Среди деревьев разбросаны арт-объекты и инсталляции, связанные с его сказками: разбитое корыто, куски «Федориного горя», элементы «Крокодила» и «Мухи-Цокотухи». Это пространство живет своей жизнью, оно создано не как официальный музейный экспонат, а как продолжение игровой, творческой энергии писателя. Дети и взрослые с удовольствием разыскивают эти артефакты, оживляя в памяти строчки любимых произведений.
Улицы и Дома. Чтение поселка как книги
Покинув парковую зону, мы выходим на улицу Серафимовича — одну из главных артерий поселка. Это идеальное место для того, чтобы почувствовать себя «читателем» городка.
Архитектура как биография
Прогулка по этой улице — это медленное, вдумчивое чтение. Дачи здесь все разные, каждая построена по индивидуальному проекту. Одни — классические бревенчатые срубы, другие — причудливые постройки в стиле модерн или конструктивизм. Внимательный взгляд заметит мемориальные доски: «Здесь жил и работал...».
Вот дача Льва Кассиля, автора «Кондуита и Швамбрании». Вот дом, где творил Валентин Катаев. Не все таблички сохранились, и это рождает особый интерес: пытаться угадать владельца по архитектуре, по настроению дома, по его расположению.
Музей Евтушенко: несостоявшаяся остановка
Повернув направо на улицу Горького, мы доходим до Музея-галереи Евгения Евтушенко. Музей, открытый при жизни поэта, представляет собой современное здание, где собраны его фотографии, личные вещи и коллекция произведений искусства. Однако, оценив ограниченное время и зная, что главная цель нашего путешествия впереди, мы решили не заходить внутрь. Это типичный выбор путешественника в Переделкине: невозможно объять необъятное, и каждый сам формирует свой маршрут в зависимости от интересов.
Апогей путешествия. Музей Зураба Церетели под открытым небом.
По улице Лермонтова мы подходим к тому, что стало самым ярким и неожиданным впечатлением дня — дому-мастерской и музею под открытым небом Зураба Церетели.
Вход в параллельную реальность
Территория музея огорожена, но уже у входа сквозь решетку видны фантасмагорические очертания скульптур. Плата за вход более чем символична. Переступив порог, вы попадаете в совершенно иной мир, созданный безудержной фантазией мастера. Это не просто парк скульптур, это тотальная инсталляция, занимающая несколько гектаров.
Структура и содержание: что представляет собой музей
Музей сформировался как естественное продолжение мастерской Церетели. Сюда свозились работы, создававшиеся в разные годы, многие из которых являются эскизами или авторскими повторениями известных монументов, установленных в Москве и других городах мира. Что же здесь можно увидеть?
Бронзовый Пантеон. Десятки бронзовых скульптур, расставленных по всей территории. Здесь и узнаваемые персонажи (Пушкин, Чайковский, Высоцкий), и абстрактные композиции, и гигантские фигуры, напоминающие древних идолов. Характерная для Церетели пластика — мощная, монументальная, с крупными, обобщенными формами — производит сильнейшее впечатление на фоне скромной подмосковной природы.
Эмальерное Искусство. Церетели — виртуоз техники горячей эмали. На территории музея представлены огромные, яркие, почти сияющие изнутри панно, покрытые сложнейшими узорами и сюжетами. Они создают праздничную, карнавальную атмосферу.
Скульптурные Портреты. Отдельная площадка посвящена портретам современников — политиков, деятелей культуры. Эта галерея является своеобразной летописью эпохи глазами художника.
«Забавные Скульптуры». Есть и ироничные, игровые работы, вроде гигантской пролитой чашки кофе или огромного яблока, которые пользуются особой популярностью у детей и фотографов.
Почему это место удивительно?
Мы провели здесь больше часа, и время пролетело незаметно. Причина — в тотальной погруженности в художественную реальность. Музей Церетели — это мир, живущий по своим законам цвета, формы и масштаба. Он не пытается вписаться в скромный пейзаж Переделкина, а напротив, заявляет о себе громко и ярко. Этот контраст и рождает мощный эмоциональный отклик. Одних он восхищает своей энергетикой и виртуозным мастерством, других — приводит в недоумение своим размахом, но никого не оставляет равнодушным. Это место — диалог гения места с мощным, самобытным гением современного художника.
Финальный рывок и неожиданный транспорт
Покинув красочный мир Церетели, мы по инерции двинулись в сторону дома-музея Булата Окуджавы на улице Довженко. Окуджава, один из последних классиков, живших в Переделкине, превратил свою дачу в музей «арбатства» и авторской песни. Однако силы были на исходе, эмоциональное насыщение от увиденного достигло пика, и внутренний голос настойчиво твердил: «Хватит на сегодня, пора домой».
И здесь случилась маленькая, но символическая удача. На обочине мы обнаружили брошенный электросамокат (видимо, оставленный предыдущим туристом). Это стало решением всех проблем. Прыгнув на него, мы за несколько минут, с ветерком, прокатились по знакомым уже улочкам обратно до парковки у собора. Этот современный, почти футуристический способ передвижения стал комичным и приятным финалом нашего путешествия в прошлое.
Что такое Переделкино в итоге? Это не музей в привычном понимании слова. Это многослойный культурный текст, который каждый читает по-своему. Для кого-то — это литературный некрополь, место памяти. Для другого — заповедник дачной архитектуры. Для третьего — площадка для семейного отдыха и игр в парке Чуковского. Для четвертого — место силы, где можно зарядиться творческой энергией.
Наше однодневное путешествие лишь приоткрыло завесу над его тайнами. Мы не попали в музеи Пастернака, Окуджавы, Евтушенко, не обошли все дачи, не посидели в местном кафе, которых здесь появилось несколько (например, «Сказка» или «Пастернак»). Но мы получили главное — целостное впечатление, почувствовали пульс этого удивительного места.