На Ялтинском международном форуме (ЯМФ), который в 2025 году проходит 6-7 ноября в Москве под девизом «За справедливое мироустройство: новые задачи для России и Крыма», прозвучала громкая инициатива по трансформации транспортной системы полуострова. С предложением о внедрении белорусской технологии струнного транспорта выступил госсекретарь Союзного государства Сергей Глазьев.
«Недавно белорусские инженеры разработали совершенно новый вид транспорта – струнный, который пятикратно ниже по капиталоемкости железнодорожного», – заявил Глазьев, подчеркнув экономические преимущества инновационного решения.
Что такое струнный транспорт?
Он представляет собой воздушный вариант железной дороги, которая подвешивается на специально сконструированном сплетении тросов, прикрепленных к опорам с идеально ровными рельсами. По этим рельсам перемещаются кабины, способные перевозить в комфортабельных условиях от 5 до 30 пассажиров, а также контейнеры и грузы со скоростью до 120 км/ч.
Крымский троллейбус: 65 лет надежного пути
Особое внимание в выступлении Глазьева было уделено адаптации технологии к крымским реалиям. «Для сложного рельефа Крыма, как мне представляется, это решение многих вопросов транспортной доступности: не нужно пробивать тоннели, взрывать горы. Транспорт достаточно экологичный, чистый. Он электрический», – отметил он, подчеркнув ключевые преимущества проекта для полуострова.
Строительство и эксплуатация струнного транспорта действительно обходится в два раза дешевле, чем у традиционных видов транспорта, а скорость движения подвижного состава может достигать 500 км/ч в других конфигурациях системы. Для Крыма же предлагаются более умеренные, но практичные параметры – до 120 км/ч, что идеально подходит для внутрирегиональных перевозок.
Регионы для внедрения струнного транспорта SkyWay
Ростовская область активно изучает возможности внедрения струнного транспорта. Врио губернатора Юрий Слюсарь сообщил о проработке этого вопроса на региональном уровне.
Ленинградская область рассматривает в качестве приоритетных территорий для реализации проекта такие населенные пункты, как Мурино, Новое Девяткино и Кудрово, где остро стоит проблема транспортной доступности.
Северный Кавказ представляет особый интерес для разработчиков. В Пятигорске уже обсуждается строительство SkyWay транспорта, что подтверждает перспективность технологии для курортных и горных регионов.
Ульяновская область также входит в число регионов, где планируется реализация проекта строительства дороги SkyWay.
В 2026 году на дороги региона выделят 62 миллиарда рублей. Какие дороги строят в Крыму сейчас?
Струнный транспорт особенно выгоден для регионов, где традиционное строительство железных дорог или автотрасс требует больших затрат на земляные работы, мосты и тоннели. Как отметил Сергей Глазьев, технология позволяет избежать «пробивания тоннелей и взрывания гор», что делает ее идеальной для горных территорий Кавказа, Алтая, Сибири и Дальнего Востока.
Экологическая составляющая также играет важную роль – электрический струнный транспорт привлекателен для заповедных зон, национальных парков и курортов, где необходимо минимизировать воздействие на окружающую среду.