Найти в Дзене
Мир Зари

"Обитаемый остров" А. и Б. Стругацких, или Пора начинать обратный отсчёт?

Наверное, перед следующей статьёй, в которой будет, по сути, финал нашего расследования, стоит ответить на некоторые возражения, а заодно и разъяснить нашу позицию для тех, кто начал читать эти статьи с середины или даже с конца. К тексту "Обитаемого острова" можно относиться по-разному. Можно сказать, что там много нелогичностей, ошибок, косяков, попросту говоря, – а можно попробовать копнуть глубже. На самом деле мы сильно удивились, читая книгу по-новому, пытаясь добраться до второго, а иногда до третьего слоя. Да, братья Стругацкие не сильны в описании боевых сцен, но вот в остальном – они настоящие мастера. И книги их – не боевая фантастика, поэтому мы (с вашей помощью) давно решили на боевые сцены не обращать слишком уж пристального внимания. Зато мы обращаем внимание на слова, потому что авторы – Мастера слова. Согласитесь, сложно допустить, что люди, способные в одном абзаце рассказать историю персонажа, будут использовать слова просто так. А значит, каждое слово в тексте им

Наверное, перед следующей статьёй, в которой будет, по сути, финал нашего расследования, стоит ответить на некоторые возражения, а заодно и разъяснить нашу позицию для тех, кто начал читать эти статьи с середины или даже с конца.

К тексту "Обитаемого острова" можно относиться по-разному. Можно сказать, что там много нелогичностей, ошибок, косяков, попросту говоря, – а можно попробовать копнуть глубже. На самом деле мы сильно удивились, читая книгу по-новому, пытаясь добраться до второго, а иногда до третьего слоя. Да, братья Стругацкие не сильны в описании боевых сцен, но вот в остальном – они настоящие мастера. И книги их – не боевая фантастика, поэтому мы (с вашей помощью) давно решили на боевые сцены не обращать слишком уж пристального внимания. Зато мы обращаем внимание на слова, потому что авторы – Мастера слова. Согласитесь, сложно допустить, что люди, способные в одном абзаце рассказать историю персонажа, будут использовать слова просто так. А значит, каждое слово в тексте имеет свое значение, имеет смысл. Тем более когда в итоге складывается вполне себе целостная картина.

Какая картина сложилась у нас? Об этом будет в финальной статье по «Обитаемому острову». А пока – ответы. Вернее, то, что мы не сказали или сказали, но не полностью в комментариях.

Для начала – по поводу Центра. Представьте, вот прямо сейчас у нас вырубают мобильную связь, интернет и навигаторы. Не частично, не ограничивают скорость, а тотально. Мы все умеем пользоваться картами, у кого-то дома ещё осталось телевидение через обычную антенну, а, может, даже телефон с диском. Думается, что процентов у пяти-десяти, от силы. Не в одном городе, а во всей стране. Когда вы последний раз держали дорожный атлас в руках? А газету? Главный источник новостей – даже не радио, не телевидение, а телеграм или лента новостей (у ретроградов). И речь даже не о том, что вы оказываетесь в информационном вакууме, а в том, что государство лишается возможности влиять на ваше сознание.

Один из наших читателей сказал: роль телевидения в Стране Неизвестных отцов не так уж и велика. Ой ли! По сути, в Стране Неизвестных отцов влияние телевидения на умы людей такое же, если не выше, чем в нашем мире влияние всех СМИ. А у нас СМИ верят, несмотря на официальные опровержения. «Белые каски» помните? Правда никому не важна, важно, что льётся из телевизора, радио, важно то, что поступает по другим информационным каналам.

Некоторые несознательные граждане обвиняют Стругацких, что у них, мол, мало (а то и вовсе нет) предсказаний. Вот, пожалуйста: Саракш и реальный XXI век. Братья-близнецы, с той лишь разницей, что Неизвестные отцы правят одной не самой большой страной, а у нас они дёргают за ниточки по всему миру. Мы не сторонники теории заговора, но как объяснить массовое сумасшествие в той же Европе, в Штатах? Кстати, всё это распространяется через те же самые СМИ…

Ещё в комментариях прозвучала мысль о том, что «шоу», которое смотрят Гай и Рада – это не средство манипуляции гражданами. А через что вносилась радужная повестка в Европе? Через что продвигалась у нас, пока меры не начали принимать? Через те же шоу и развлекательные сериалы. Просто возьмите какой-нибудь сериал, который идёт с начала двухтысячных по настоящее время, и вы увидите, как это происходит.

Иными словами, роль телерадиовещания в Стране Неизвестных отцов огромная, и его влияние на сознание людей куда больше, чем у газет и плакатов.

Второй момент, который хотелось бы обсудить. Государственная безопасность. Она построена на лояльности населения, достигнутой за счёт излучения и СМИ. Почему выродков считали хонтийскими шпионами? Да всё просто: потому что НЕ выродки рано или поздно должны были сдаться сами. Если шпион принадлежит к большинству населения, то после некоторого прослушивания телепередач он, как все нормальные граждане Страны Неизвестных отцов, поорёт гимн на площади и побежит в ближайший участок сдаваться. Уберите СМИ – и даже при наличии излучения машина государственной безопасности встанет и развалится. Потому что она как телега посередине скоростной магистрали, её просто снесут.

Был ещё вопрос, почему нет резервного Центра? А зачем он нужен, позвольте спросить?

Во-первых, Центр идеально защищён: выродок ляжет под приступом боли, нормальный человек не пройдёт. Тут даже секретность излишня. Ни одна боевая группа выродков не проникнет дальше вестибюля, не говоря уж о том, чтобы добраться до генераторов. Да и тайна его нахождения – тот ещё секрет…

Но пора и честь знать. Осталось совсем немного текста в этой замечательной книге. И да, во многом она наивна, где-то не продумана… но это лишь на первый взгляд. Мы поняли главный секрет! Книгу надо читать, исходя из своего возраста, и искать в ней детали, на которые подросток (как и мы когда-то) просто не обратит внимания. И тогда вся история заиграет новыми красками.

Есть два полярных отношения к творчеству Стругацких: кто-то их очень любит, а кто-то терпеть не может, но нам ещё не встречались люди, оставшиеся равнодушными. Себя мы относим к первой категории. Собственно, потому, что мы любим их творчество, мы и делаем наши статьи.