Предисловие
Честно говоря, выцветание выжигания по дереву однажды стало для меня открытием, и очень неприятным. На тот момент, мы уже несколько лет применяли пирографию в своих работах и даже проводили обучение этой технике. Мне казалось, что то, что не окрашено - выгореть или выцвести не может, ведь по сути выжигание - это обугливание. Хоть и очень поверхностное, но всё же - необратимое изменение древесины.
Оказалось - нет, может. Начиная с того, что даже некоторые красители (обычно на водной основе) делают выжженное более бледным, и заканчивая тем, что насыщенность уходит даже не на ярком солнце.
Удивительным образом, ни в литературе, ни в русскоязычном интернете, никакой подробной информации на эту тему за столько лет толком и не нашлось. Немножко восполним этот пробел с помощью выдержек из статьи с сайта woodburncorner.
Почему выжигание бледнеет и выцветает
Для начала, просто знайте, что вы не одиноки. Каждый мастер пирографии рано или поздно усвоит ,что дерево живое, даже после того, как его срубили. Оно дышит, меняет форму, впитывает влагу и стареет. Как бы вы ни были осторожны, какое бы покрытие ни использовали, дерево со временем изменится . Как и ваши произведения искусства.
Почему? Потому что древесина пористая, гигроскопичная (материал, способный впитывать влагу из воздуха) и химически активная. Она сжимается и расширяется в зависимости от времени года. Ультрафиолетовое излучение, даже в небольших количествах, может изменить её цвет. Покрытие может стать более тёмным, янтарным или тусклым. В зависимости от породы древесины, следы горения могут проникать в волокна древесины или постепенно размываться по мере её движения.
Иногда эти изменения заметны (особенно в случае с тонкими листами древесины — они могут слегка прогибаться), а иногда вы и не догадываетесь, что древесина на самом деле может так сильно меняться.
Это не значит, что нужно прекратить выжигание — это значит, что вы работаете с живым холстом. Понимание того, как меняется древесина, поможет вам предвидеть изменения, адаптироваться и выбирать правильные методы, чтобы ваши работы прослужили как можно дольше.
Возможности и меры предотвращения выцветания
1. Глубина и темнота имеют значение
Если обжиг очень слабый или поверхностный, он может плохо сохраняться даже под лаком. Попробуйте сделать обжиг немного глубже и темнее на тестовых образцах — даже небольшое различие может помочь изображению сохраниться со временем.
Честно говоря, это ВСЕГДА мой главный совет.
Особенно если вы хотите, чтобы рисунок не требовал финишной отделки, старайтесь прожигать его глубоко.
Выжигая свои работы, я делаю нечто, больше похожее на резьбу по дереву. Я не использую традиционную штриховку, обычно я рисую глубокие линии кончиком насадки.
А чтобы создать темный оттенок или покрыть большие поверхности, я люблю использовать точечные паттерны, потому что это доставляет мне огромное удовольствие и позволяет мне глубже проникнуть в древесину.
Однако ваш стиль — это ваш стиль, и у работы может не быть другого выбора (особенно в реалистичных картинах или портретах и т. п.), кроме как затенить,, чтобы добиться плавного градиентного оттенка или тонального оттенка. Поэтому ниже мы перейдем к другим вариантам.
2. Найти подходящее финишное покрытие
Не все виды отделки одинаковы.
Большинство покрытий (особенно на водной основе) и большинство пород древесины (особенно тёмных тонов) способствуют впитыванию в древесину выжженного участка, размывая или смягчая края следов обжига. Это может снизить чёткость и контрастность, которых вы так долго добивались, особенно если обжиг был светлым.
Глянцевые поверхности (даже прозрачные) могут отражать свет, делая следы выжигания более светлыми или менее выраженными в зависимости от угла обзора. Этот эффект может быть более заметен на светлой древесине или при ярком освещении.
ВСЕГДА сначала проводите тестирование имеющихся у вас покрытий на пробниках, выжженных на такой же древесине.
3. Покрытия, которые подходят для защиты выжигания по дереву
Лучшим вариантом будет покрытие, устойчивое к УФ-излучению. Вот несколько вариантов: от самого интенсивного (и лучшего) до наименее стойкого:
1. Лак Marine Spar Varnish: разработан для лодок и поэтому выдерживает суровые условия, но может слегка желтеть из-за масляной основы. Можно легко обновлять лак раз в год-два (или по мере необходимости). Достаточно просто очистить лак, слегка отшлифовать и нанести новый слой.
2. Уретановый лак Spar: с ним легче работать, поскольку он на водной основе. Также его легко наносить повторно при необходимости.
*эти лаки, хоть и непросто, но можно найти в магазинах РФ, но они достаточно дороги. По сути это - привычные нам яхтные лаки на полиуретановой основе. (прим. VZBRELO)
3. Эпоксидная смола (с УФ-стабилизаторами) : создаёт толстое прозрачное покрытие, которое выглядит красиво и долговечно, но убедитесь, что выбранная вами смола устойчива к УФ-излучению. Большинство смол со временем желтеют, а в агрессивных условиях могут треснуть или помутнеть. Повторное нанесение требует больших усилий (например, шлифовки). Кроме того, это очень дорогой вариант, с которым сложно работать.
4. Акриловый спрей, устойчивый к УФ-излучению: этот вариант проще всего наносить (просто распылить, что очень удобно, если у вас есть цвета, так как они не размажутся), но он не будет держаться так долго, как предыдущие варианты.
5. Воск для уличной мебели: это не просто «финиш», это воск. Он предназначен для защиты как поверхности, так и цвета древесины от выгорания на солнце.
Для лучшего эффекта и экономии покрытия, можно использовать еще и промежуточную грунтовку: это и дополнительная герметизация рисунка, и барьер, который защитит выжигание от впитывания финишного лака.
В качестве промежуточного грунта подойдет грунт для холста, или герметик для дерева.
ВАЖНО: это не работает в воском для дерева, так как воск обязательно должен грубоко проникать в волокна, иначе просто не будет держаться.
Типы древесины и её подготовка
Мягкая древесина, такая как сосна или липа, впитывает выжигание иначе, чем твёрдая, например, клён или вишня. Убедитесь, что поверхность хорошо отшлифована и очищена от пыли. Если выцветание — частая проблема (или если изделие будет подвергаться агрессивным факторам), поэкспериментируйте с более твёрдыми породами дерева.
Способ сушки древесины перед выжиганием может существенно повлиять на её свойства с течением времени. Высушенная в печи древесина более стабильна, чем сырая или свежесрубленная древесина, и менее склонна к деформации или растрескиванию после выжигания.
Но вот в чём загвоздка: сушка в печи не устраняет все подвижки. Древесина по-прежнему реагирует на окружающую среду. Перепады влажности, тепло и свет продолжают влиять на неё даже после сушки.
С другой стороны, древесина, высушенная на воздухе , высыхает медленно и естественным образом в течение месяцев (или лет), что, по мнению некоторых мастеров, помогает древесине лучше сохранить свой естественный характер. Однако этот процесс может быть и менее предсказуемым: если древесина не полностью высушена, она может продолжать выделять влагу или деформироваться по мере высыхания после обжига.
Но независимо от способа сушки древесина все равно будет расширяться и сжиматься , и это движение может слегка повлиять на линии обжига или на то, как отделка ляжет на поверхность.
Время и окружающая среда
Этот экспонат висел на улице и сражался с суровой канадской погодой в течение примерно 4–5 лет, что на самом деле не так уж и плохо!
Он был покрыт смолой, и даже с самым прочным покрытием он всё равно сильно состарился. Думаю, когда я буду переделывать эту вывеску, я буду использовать лодочный лак и просто обновлять его раз в год-два…
Однако эта работа была сделана примерно в то же время и выглядит такой же свежей, как и в первый день:
Он стоял у меня в студии, на полке, вдали от солнца...
Но даже те изделия, которые хранятся вдали от солнечного света, могут по-прежнему подвергаться воздействию ультрафиолетового излучения или колебаний уровня влажности. Лучше всего хранить их вдали от прямых солнечных лучей и влаги (не в ванных комнатах и не около кухонных раковин), независимо от того, как они отделаны.
По возможности храните или вывешивайте свои произведения искусства в сухих, стабильных условиях и объясните покупателям, какие условия для их демонстрации идеальны.
Дополнительные советы
Даже УФ-покрытия со временем портятся — при воздействии прямых солнечных лучей их следует обновлять ежегодно .
По возможности не подвергайте его воздействию прямых солнечных лучей — в этом помогут УФ-стекла или пленки на окнах.
Для лучшей защиты от выцветания под отделку наносите архивные чернила или пигменты .
Подытоживая:
- Универсального способа бороться с изменением древесины и работ - нет, но можно замедлить процессы;
- Для работ лучше выбирать защитные покрытия с УФ-фильтрами;
- ПО возможности, стоит снижать степань воздейстия окружающей среды: минимизировать солнечный свет, излишнюю влажность и механическое воздействие.
Не знаю, стало ли понятнее, как быть с выцветанием вам, но для меня многое встало на свои места. Поговорка "предупрежден - значит, вооружен" всё-таки несёт смысл)
Делитесь своим опытом и своими размышлениями в комментариях, а этой статьей - с друзьями в соцсетях ;) Не забывайте поддержать наш блог лайком и донатом по возможности и - всем творчества!
Татьяна Костюхина, творческий проект VZBRELO,
VZBRELO Блог о дереве.
Все публикации о выжигании по дереву собираем тут: