Найти в Дзене

Шутка как психологическое насилие. Защита личных границ

Неприятные шутки - многие сталкиваются с этим видом насилия почти каждый день. Это когда кто-то шутит про нас и нам совсем не хочется смеяться, внутри мы ощущаем неприятие к транслирующему эту шутку и переживаем комплекс негативных эмоций в связи с самой шуткой. Бывает и так, что если мы решаемся высказаться по поводу наших ощущений, нас стыдят и унижают словами "да ладно тебе, это же шутка!", "я же пошутил_а!", "ты чего, шуток не понимаешь?", "чего ты так_ая серьезная то!?", "что, не можешь просто посмеяться?". Часто можно услышать обвинения в том, что мы излишне драматизируем. Знакомы ли такие слова как: "чего ты истеришь по такому пустяку?", "с тобой и пошутить нельзя!", "будь проще!"? Такие ответы и призывы являются манипуляцией, направленной на то, чтобы выставить нас же виноватыми за чувства и мысли и дать право и дальше высказывать унизительные слова про нас.
Расставим точки! Шутка - это когда действительно приятно-смешно всем. Это не когда мы, боясь выставить себя дур_ой, молч

Неприятные шутки - многие сталкиваются с этим видом насилия почти каждый день. Это когда кто-то шутит про нас и нам совсем не хочется смеяться, внутри мы ощущаем неприятие к транслирующему эту шутку и переживаем комплекс негативных эмоций в связи с самой шуткой.

Бывает и так, что если мы решаемся высказаться по поводу наших ощущений, нас стыдят и унижают словами "да ладно тебе, это же шутка!", "я же пошутил_а!", "ты чего, шуток не понимаешь?", "чего ты так_ая серьезная то!?", "что, не можешь просто посмеяться?". Часто можно услышать обвинения в том, что мы излишне драматизируем. Знакомы ли такие слова как: "чего ты истеришь по такому пустяку?", "с тобой и пошутить нельзя!", "будь проще!"? Такие ответы и призывы являются манипуляцией, направленной на то, чтобы выставить нас же виноватыми за чувства и мысли и дать право и дальше высказывать унизительные слова про нас.

Расставим точки! Шутка - это когда действительно приятно-смешно всем. Это не когда мы, боясь выставить себя дур_ой, молчим и натянуто смеемся или молча терпим такое насилие над собой. Шутка должна ощущаться как что-то легкое и однозначно смешное без негативного для нас подтекста.

Еще один вариант отговорок - "да я хотел_а как лучше, хотел_а тебя рассмешить!" Такой вариант часто встречается, когда другой человек не может видеть нас грустн_ой, печальн_ой, сосредоточенн_ой. Его требование - "давай улыбнись, хочу чтобы ты смеял_ась, мне плохо когда ты так_ая, так что обслужи меня эмоционально и перестань печалиться". А какая обычно обида и непонимание в глазах людей, когда вдруг шаблон ломается нашим отказом улыбаться. 

Еще одни точки - никто никому не обязан улыбаться и быть веселым. Улыбаясь в угоду другим, мы подвергаем себя моральному насилию. Мы можем улыбнуться, если это поможет достичь какой-то цели, но тогда это наша личная выгода и решение.

Может возникнуть такая мысль - "я улыбаюсь, потому что так легче и проще". Иногда мы являемся заложниками убеждений, что отказ в эмоциональном обслуживании близких и друзей, а так же защита своих границ может стать для нас еще худшим испытанием. И тогда можно работать с этим убеждением и нарабатывать навыки защиты своих личных границ.

Когда наши личные границы защищены, то мы знаем, что в любой момент можем дать отказ как в эмоциональном обслуживании, так и донести до оппонента, что мы думаем на счет неприятных для нас шуток. Наше настроение - наша территория, наша право негодования - неотъемлемое право любого живого существа. Точка!