Найти в Дзене
НЕКНИЖНЫЙ ШКАФ

«Август» (2025): Момент истины или момент разочарования?

Жанр: Триллер, История, Военный Рейтинг: 5.5 Фильм «Август» 2025 года снят по мотивам культового романа Владимира Богомолова «В августе сорок четвертого». Сразу скажу: если вы ждали буквальной экранизации, то, возможно, вам стоит пересмотреть старые версии или просто перечитать книгу. Потому что то, что нам показали, – это, как говорится, совсем другая история. Итак, 1944 год, Западная Белоруссия, леса, партизаны, контрразведчики СМЕРШа и, конечно же, вражеские агенты, которые так и норовят испортить советским товарищам всю малину. Завязка классическая, знакомая каждому, кто хоть раз открывал Богомолова. Группа бравых (или не очень) контрразведчиков должна выследить и обезвредить диверсантов. Вроде бы все на месте: и война, и шпионы, и напряжение. Но вот дьявол, как всегда, кроется в деталях. А точнее, в их отсутствии. Критики, да и многие зрители, не без оснований, отмечают, что фильм берет ключевые события романа, но как-то уж очень вольно с ними обращается. Если у Богомолова это бы
Оглавление

Жанр: Триллер, История, Военный

  • Страна: Россия
  • Год: 2025
  • Режиссер: Никита Высоцкий, Илья Лебедев
  • В ролях: Сергей Безруков, Никита Кологривый, Павел Табаков, Илья Исаев, Даниил Воробьев, Роман Мадянов и др.

Рейтинг: 5.5

«Август»: Момент истины или момент разочарования?

Фильм «Август» 2025 года снят по мотивам культового романа Владимира Богомолова «В августе сорок четвертого». Сразу скажу: если вы ждали буквальной экранизации, то, возможно, вам стоит пересмотреть старые версии или просто перечитать книгу. Потому что то, что нам показали, – это, как говорится, совсем другая история.

Сюжет: Где-то в Белоруссии, где-то в 1944-м

Итак, 1944 год, Западная Белоруссия, леса, партизаны, контрразведчики СМЕРШа и, конечно же, вражеские агенты, которые так и норовят испортить советским товарищам всю малину. Завязка классическая, знакомая каждому, кто хоть раз открывал Богомолова. Группа бравых (или не очень) контрразведчиков должна выследить и обезвредить диверсантов. Вроде бы все на месте: и война, и шпионы, и напряжение. Но вот дьявол, как всегда, кроется в деталях. А точнее, в их отсутствии.

Критики, да и многие зрители, не без оснований, отмечают, что фильм берет ключевые события романа, но как-то уж очень вольно с ними обращается. Если у Богомолова это был такой «вязаный ковер» из монологов, документов и рутины, где каждый окурок имел значение, то здесь – экшен с первых минут. Молодой Блинов, едва ступив в лес, тут же натыкается на разбитый самолет и трупы. Никакой тебе монотонности, никакого мучительного поиска иголок в стогах сена. Скука, главное достоинство оригинала, безжалостно вырезана. Зато есть Никита Кологривый, который, словно Макс Пэйн, стреляет с двух рук в прыжке. Ну, а что? Война войной, а зрелищность по расписанию.

Персонажи: От книжных героев до киношных типажей

А вот тут начинается самое интересное. Роман Богомолова славился тем, что у него не было одного главного героя, а была целая галерея ярких, глубоких персонажей. Фильм, кажется, пытается усидеть на двух стульях: вроде бы и хочет показать командную работу, но при этом постоянно переключается между Блиновым, Кологривым и Алехиным (Сергей Безруков), не давая ни одной линии развиться до конца. В итоге, мы не понимаем, чьими глазами смотрим на происходящее, и, что самое печальное, не особо-то и переживаем за их судьбы. Ведь, как верно подметили, исход Второй мировой нам известен, так что за успех контрразведчиков можно не волноваться – они уже победили.

Кастинг – отдельная песня. Сергей Безруков, по мнению некоторых, играет не Алехина, а «маску Безрукова». То есть, это не персонаж, а такой Безруков в образе. Илья Лебедев в роли Таманцева, который в книге был «быстрым, ловким, длинноногим, остроумным», здесь предстает «тяжелым, уставшим, грузным, медленным». Ну, может, он просто не выспался? Или режиссер решил, что усталость – это новая остроумность? Кто знает. В общем, книжные герои, обладавшие глубокими знаниями и аналитическими способностями, превратились в киношные типажи: «рубаха-парень», «мечтательный старшина с червоточиной в душе» и «шпана». А немцы? Немцы, как водится, «обезличенные темные фигуры в лесу». Ничего нового, все по шаблону.

Визуальный ряд и режиссура: Красиво, но пусто

С одной стороны, фильм выглядит дорого-богато. Красивые леса, атмосферные кадры. Но, как заметили внимательные зрители, многое сделано на компьютере, что вызывает некоторое недоверие. Сцена с арбузами, которую некоторые ругают за «неисторичность», названа критиками «сильной визуальной метафорой» – взрыв мирной жизни. Что ж, возможно. Но когда фильм «насквозь сшит из банальностей, статусов «ВКонтакте» и патриотических частушек», как выразился один из рецензентов, то даже самые сильные метафоры тонут в этом море пафоса.

Режиссеры Никита Высоцкий и Илья Лебедев, кажется, решили, что главное – это зрелищность и громкие заявления, а не глубокое осмысление. Фильм, по сути, не дает зрителю удовлетворения, оставляя героев в подвешенном состоянии. Это, конечно, можно назвать «честным, почти документальным по духу», но когда нет ни внятной идеи, ни логики, ни развития персонажей, то остается лишь «шумное, красочное, пафосное» зрелище, которое, по сути, «сказать, по сути, и нечего».

Вердикт «НЕКНИЖНОГО ШКАФА»

«Август» 2025 года – это, безусловно, попытка. Попытка переосмыслить классику, попытка снять масштабное военное кино. Но, увы, попытка, которая, по большей части, провалилась. Если вы ищете глубокое, вдумчивое кино о войне и человеке, то лучше перечитайте Богомолова. Если же вам нужен просто набор красивых картинок, громких взрывов и знакомых лиц, то, возможно, «Август» и сгодится на один вечер. Но не ждите от него «Момента истины». Скорее, это «Момент, когда я задумался, зачем я это смотрю».

В общем, как говорится, «Лангобарды вышли из леса», а фильм «Август» вышел в прокат. И, судя по всему, не оставил равнодушными никого. Одних – своим разочарованием, других – своей... ну, своей «зрелищностью». А я, ваш «НЕКНИЖНЫЙ ШКАФ», пойду-ка перечитаю оригинал.