Найти в Дзене
Музей музыки

Музей музыки представляет историю первого исполнения Второго концерта С. В. Рахманинова

27 октября 1901 года в Москве состоялась премьера знаменитого Второго концерта для фортепиано с оркестром Сергея Васильевича Рахманинова. В Большом зале Российского Благородного собрания звучал симфонический оркестр под управлением Александра Ильича Зилоти. Судя по печатной программе из фондов Российского национального музея музыки, в первом отделении симфонического собрания московского филармонического общества, прозвучала Пятая симфония Петра Ильича Чайковского. Второе отделение открылось Увертюрой к опере «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта и только потом С. В. Рахманинов вышел на сцену и сел за фортепиано фирмы К. Бехштейн. Второй концерт – не только одна из вершин композиторского творчества, принесшая Рахманинову всеобщее признание. Он стал итогом преодоления тяжелой психологической травмы, победой над бессилием перед ударами судьбы и сомнениями в собственном призвании. На титульном листе автографа музыкальной рукописи имеется посвящение: «Н.В. Далю» – известному в то время московскому

27 октября 1901 года в Москве состоялась премьера знаменитого Второго концерта для фортепиано с оркестром Сергея Васильевича Рахманинова.

Из фондов Музея музыки.
Из фондов Музея музыки.

В Большом зале Российского Благородного собрания звучал симфонический оркестр под управлением Александра Ильича Зилоти. Судя по печатной программе из фондов Российского национального музея музыки, в первом отделении симфонического собрания московского филармонического общества, прозвучала Пятая симфония Петра Ильича Чайковского. Второе отделение открылось Увертюрой к опере «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта и только потом С. В. Рахманинов вышел на сцену и сел за фортепиано фирмы К. Бехштейн.

Из фондов Музея музыки.
Из фондов Музея музыки.

Второй концерт – не только одна из вершин композиторского творчества, принесшая Рахманинову всеобщее признание. Он стал итогом преодоления тяжелой психологической травмы, победой над бессилием перед ударами судьбы и сомнениями в собственном призвании. На титульном листе автографа музыкальной рукописи имеется посвящение: «Н.В. Далю» – известному в то время московскому врачу-психотерапевту.

Рахманинов С.В. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром c-moll. Op. 18. Посвящен Н. Далю. Партитура. Из фондов Музея музыки.
Рахманинов С.В. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром c-moll. Op. 18. Посвящен Н. Далю. Партитура. Из фондов Музея музыки.

Неудачное исполнение Первой симфонии Рахманинова в 1897 году стало для композитора серьезным душевным испытанием. На долгое время он потерял способность что-либо сочинять, появилась полная апатия и продолжительное депрессивное состояние.

Позднее С.В. Рахманинов писал в письме к Б.В. Асафьеву: «После этой Симфонии не сочинял ничего около трех лет. Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки...».

Из фондов Музея музыки.
Из фондов Музея музыки.

После безрезультатного лечения родные Рахманинова уговорили его обратиться к Николаю Владимировичу Далю. Н.В. Даль окончил Московский университет, с 1900 года был помощником проректора Московского университета. В это время он занимался исследованием гипноза во врачебной практике, но применял его крайне осторожно. Николай Владимирович был преданным поклонником музыки и большую часть своей жизни отдавал игре на скрипке в любительском квартете. Будучи эрудированным человеком, обладая широтой философских взглядов, Н.В. Даль быстро умел установить контакт с пациентом. В лечебной практике он проводил беседы с подопечными и методом внушения работал с подсознанием: «Идея может превратиться во внушение только если она проникнет в подсознание и укрепиться в нем (например, вследствие многократных повторений)» – писал Н.В. Даль – «достигайте непоколебимой уверенности в желаемом результате, и Вы его получите».

Даль Н. В. Портрет погрудный. Из фондов Музея музыки.
Даль Н. В. Портрет погрудный. Из фондов Музея музыки.

Квартира доктора Н.В. Даля располагалась недалеко от дома семьи Сатиных, где жил композитор и с января по апрель 1900 года посещение врача проходило ежедневно. Уже вскоре все заметили, как состояние Рахманинова улучшилось: возвратились уверенность и желание сочинять музыку. 2 декабря 1900 года композитор исполнил на публике сначала две части своего нового концерта. С.И. Танеев отметил в своем дневнике: «Концерт Рахманинова превосходен (исполнялись 2 части). Особенно хорош финал». Чудесный доктор был рядом с Рахманиновым до полного выздоровления и препятствовал проникновению в душу великого русского композитора малейшей тени сомнения в собственных силах.

Даль Николай Владимирович. Портрет поясной в профиль. Из фондов Музея музыки.
Даль Николай Владимирович. Портрет поясной в профиль. Из фондов Музея музыки.

Даль был лечащим врачом не только Рахманинова, но и Александра Николаевича Скрябина. Двух крупнейших композиторов своего времени Николай Владимирович характеризовал по-разному. В отличие от Рахманинова, который часто переписывал свои сочинения, Скрябин говорил: "каждая нота, которую я пишу, есть как раз то, что мне нужно”.