Найти в Дзене

Никогда не признается?

Чтобы описать психологию зависимого человека, необходимо углубиться в психологию формирования самой зависимости. Краеугольным камнем любого акта зависимости является состояние, которое медицинской терминологией описывается как эйфория. В случае химической зависимости термин наркотическая эйфория прижился облигатно, в случаях с поведенческими аддикциями это не столь очевидно, однако чувство, описываемое как глубокое удовлетворение, как высокая степень яркой эмоциональной вовлечённости, характеризуемое как счастье, лёгкость, подъём характерно для течения и является необходимым условием формирования для любой формы зависимости. Что происходит с человеком в таких состояниях? Выражаясь языком психологии, в этот период человек ощущает полную гармонию в своей личности и с окружающим миром. Будем исходить из этого. Что же происходит с внешними эмоциональными и поведенческими проявлениями в этот момент жизни зависимого? По свидетельствам окружающих лиц, которые присутствуют в такие периоды ря

Чтобы описать психологию зависимого человека, необходимо углубиться в психологию формирования самой зависимости. Краеугольным камнем любого акта зависимости является состояние, которое медицинской терминологией описывается как эйфория. В случае химической зависимости термин наркотическая эйфория прижился облигатно, в случаях с поведенческими аддикциями это не столь очевидно, однако чувство, описываемое как глубокое удовлетворение, как высокая степень яркой эмоциональной вовлечённости, характеризуемое как счастье, лёгкость, подъём характерно для течения и является необходимым условием формирования для любой формы зависимости.

Что происходит с человеком в таких состояниях? Выражаясь языком психологии, в этот период человек ощущает полную гармонию в своей личности и с окружающим миром. Будем исходить из этого.

Что же происходит с внешними эмоциональными и поведенческими проявлениями в этот момент жизни зависимого? По свидетельствам окружающих лиц, которые присутствуют в такие периоды рядом с зависимым человеком поведение его носит характер неприятного, именно зависимый склонен навязывать своё мнение окружающим, нетерпим к возражениям, иногда вплоть до агрессивности, не проявляет достаточной степени эмоциональной близости и понимания, ему становятся недоступны тонкие эмоциональные оттенки, становится лживым, изворотливым, склонным к манипуляции по отношению к другим людям. И это зачастую на фоне беспорядочного хаотичного поведения, неряшливого внешнего вида, иногда неприятного запаха. Окружающие, особенно близкие люди, как правило проявляют раздражение, нетерпимость и агрессию в такие моменты, которые продолжаются и вне непосредственно эйфорического состояния. В эти периоды зависимый искренне не понимает почему, когда он находится на вершине счастья и блаженства, близкие не рады за него, а порой начинают даже ненавидеть.

К сожалению, ответ на этот вопрос, с течением и развитием зависимости, начинает быть всё более и более расплывчатым. Конечно, окружающие довольно доходчиво и эмоционально обосновывают свою реакцию на такие состояния зависимого, однако возможность повторения счастья не позволяет ему воспринимать и понимать эти объяснения.

Как если бы родственниками предлагался выбор между возможностью дышать постоянно и дышать через раз. Фактически, действует экзистенциальная (то есть жизненно-важная) потребность человека находится в максимально комфортном, действительно счастливом состоянии. Люди готовы многим поступиться ради счастливой жизни, однако в этом случае счастье является эфемерным, а приносимые жертвы на пути к нему оказываются слишком серьёзны.

Но вернёмся к психологии зависимого. По мере развития заболевания, пациент погружается во всё более нарастающее состояние растерянности, беспомощности, страха, гнева, вины. С большей силой нарастает давление связанных с зависимостью от обстоятельств – отношение родственников, знакомых, проблемы в профессиональной деятельности, со здоровьем. Он начинает ощущать себя мучеником, страдальцем, которого никто не понимает. Окружающее начинает казаться враждебным, раздражающим, нарастает эмоциональное напряжение. Периодически пациенты высказывают свои трудности близким, которые в эти моменты испытывают приступы надежды на скорое выздоровление. Однако, непреодолимое желание пациента избавиться от тягостного состояния и достичь хотя бы временного блаженства не позволяют ему оставаться в достаточно критичной позиции надолго.

Происходит специфическая деформация характера, которая носит черты нарциссической. Однако, неверно было бы говорить, что все зависимые нарциссы, т.к. черты нарциссизма в максимальном их проявлении наблюдаются вначале лишь во время эйфории, затем только всё более вовлекая трезвую часть личности. То есть при зависимостях, обязательным условием нарциссических искажений является состояние наркотической эйфории при химических зависимостях, либо состояние блаженства при нехимических.

Критерии нарциссической личности по DSM-5

(Диагностическое руководство по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации)

1. Грандиозное чувство собственной важности.

2. Поглощённость фантазиями о неограниченном успехе, власти и т. д.

3. Убеждённость в своей «особенности».

4. Потребность в чрезмерном восхищении.

5. Чувство особых прав.

6. Эксплуатация других в отношениях.

7. Недостаток эмпатии.

8. Зависть к другим или убеждённость, что другие завидуют им.

9. Высокомерие и надменность.

При этом в основе таких проявлений лежит неспособность пациента справиться с довлеющим, бескомпромиссным желанием к повторению акта зависимости. Это прекрасно осознаётся практически всеми зависимыми пациентами, которые оказываются запертыми между всемерным поддержанием своего нарциссического статуса и осознанием неспособности изменить своё поведение, а значит собственной слабости, нехорошести. Это основная трагедия больных, которые со временем перестают верить в собственные силы, в помощь окружающих близких и даже врачей. Конечно, существуют исключения, однако они связаны с наличием дополнительной грубой психической патологии.

Из этого следует, что далеко не все зависимые являются истинными нарциссами. Истинный нарцисс не осознаёт в полной мере проблему в себе, вместо этого он испытывает беспредметную тревогу, доходящую иногда до паники. Тревога и напряжение зависимого, наоборот, опредмечена самим актом зависимости. Конечно, среди пациентов встречаются и люди с истинной нарциссической патологией, среди зависимых это происходит чаще, чем в общей популяции, и такое обстоятельство, как правило, осложняет лечение. В классическом случае нарциссические черты у зависимых перемежаются с обсессивно-компульсивными, истерическими, психопатическими и другими личностными искажениями. Поэтому психологическая работа при лечении зависимостей направлена на то, чтобы помочь пациенту справится с этим внутренним противостоянием между болезненной тягой к мнимому величию и здоровым осознанием этой «мнимости», дать ресурс здоровым психологическим механизмам совладания с болезнью. Классически при выздоровлении личность становится более гармоничной, со временем восстанавливается эмоциональная чувствительность, истинное уважение к себе и окружающим.

Для записи на консультацию вы можете пройти на сайт https://shulkinlm.ru/