Найти в Дзене
ТЕНИ ПРЕДКОВ.

Родословная славяно-русского народа (часть 1).

Сегодня начну публиковать с небольшими сокращениями рукопись А.Я Артынова «Родословная славяно-русского народа». Для начала немного слов о самом авторе: Андрей Яковлевич Артынов родился 24 октября (5 ноября по новому стилю) 1813 года в селе Угодичи Ростовского уезда Ярославской губернии. Он происходил из семьи государственных (экономических) крестьян. Его дед и отец были грамотными людьми, что было редкостью для того времени и сословия. Отец, Яков Иванович, служил сельским писарем и привил сыну любовь к чтению и истории. Систематического образования Артынов не получил. Он обучался в приходском училище, но его главным университетом стала жизнь и самообразование. Он много и жадно читал, самостоятельно изучал историю, а главное — собирал и записывал всё, что было связано с прошлым Ростовской земли. Большую часть жизни Артынов провел на службе, занимая различные мелкие канцелярские должности: был волостным головой, письмоводителем, помощником волостного старшины. Эта работа, хоть и не была

Сегодня начну публиковать с небольшими сокращениями рукопись А.Я Артынова «Родословная славяно-русского народа». Для начала немного слов о самом авторе:

Андрей Яковлевич Артынов родился 24 октября (5 ноября по новому стилю) 1813 года в селе Угодичи Ростовского уезда Ярославской губернии. Он происходил из семьи государственных (экономических) крестьян. Его дед и отец были грамотными людьми, что было редкостью для того времени и сословия. Отец, Яков Иванович, служил сельским писарем и привил сыну любовь к чтению и истории.

Систематического образования Артынов не получил. Он обучался в приходском училище, но его главным университетом стала жизнь и самообразование. Он много и жадно читал, самостоятельно изучал историю, а главное — собирал и записывал всё, что было связано с прошлым Ростовской земли.

Большую часть жизни Артынов провел на службе, занимая различные мелкие канцелярские должности: был волостным головой, письмоводителем, помощником волостного старшины. Эта работа, хоть и не была высокооплачиваемой, давала ему доступ к архивным документам и возможность общаться с людьми, что помогало в его краеведческих изысканиях.

Он создал обширную коллекцию рукописей, старопечатных книг, монет и предметов старины. Часть его коллекции позже была приобретена Императорской Публичной библиотекой и Русским археологическим обществом.

Главным трудом его жизни стало описание истории Ростова Великого и его окрестностей. Его основные работы:

«Летопись села Угодичи» — самое известное его произведение, где история его родного села тесно переплетается с историей всей России.

«Ростовский уезд Ярославской губернии. Историко-археологическое и статистическое описание» (1885) — фундаментальный труд, не утративший ценности до сих пор.

«Воспоминания крестьянина села Угодич Ярославской губернии Ростовского уезда Андрея Артынова» — автобиографические записки, содержащие бесценные сведения о быте, нравах и фольклоре ярославского крестьянства XIX века.

Ну и конечно «Родословная славяно-русского народа», которая вызвала в последствии неоднозначную реакцию историков.

А.Я. Артынов.

"Родословная славяно-русского народа, его царей, старейшин и князей

от прародителя Ноя до Великого князя Рюрика и князей Ростовских (отрывки)"

(Оригинал рукописи находится в Государственном музее-заповеднике

Ростовского кремля, Инвентарный номер

ГМЗРК КП-10055/233/Р-235.)

Третьей тысячи третьего столетия деяния (3308-3208 гг. до н.э.)

«... в шестьсотое же первое лето жития Ноева апреля месяца в 27 день нашел потоп на землю внезапно водным источником от земли воскипевшим и реками изливавшимися, и небесными хлябями отверзшимися и был дождь 40 дней и 40 ночей до тех пор покрыла вода лицо всей земли и погубила все: пятнадцать ибо локтей была вода над превысочайшими горами, был же потоп в лето 2163» (16, с.25).

Третьей тысячи четвертого столетия деяния (3208-3108 гг. до н.э.)

«Праведный Ной жил в это время со всем домом своим на земле, лежащей между большим и малым Араратом в плодоносной и обширной долине» (16, с. 29).

«Младший сын его Иафет о котором нам ведать сие надлежит как от Иафетова племени есть мы русские же народы ― те же суть славяне, единого ибо естества отца своего Иафета и того же языка, ибо как славяне от славных дел своихиз начала славянское имя себе приобрели, такие по времени от рассеяния помногим странам племени своего рассеяны. А потом «россы» прозвавшиеся, отславянорусского Осада (славянорусский осад) той же народ русский изошел отнего же (нецы) россии. А иные «аланы» прозвались, а потом «роксоланы» назвались...» (16, с. 29).

Третьей тысячи пятого столетия деяния (3108-3008 гг. до н.э.)

«Москве и прочему русскому народу и всему славянскому языку от мосоха произойти так же, и святой пророк Иезекиль Мосоху князем быть русским сказал. Этот ибо от Рифата, сына Гомера, этот же от Форгама, брата Рифата. Об этих расплодившихся сказывают, как от Иафетова племени русь, ибо Мосох сын был Иафета, таким образом Рифат и Форгам внуки Иафета были» (16, с. 30).

Третьей тысячи шестого столетия деяния (3008-2908 гг. до н.э.)

«В это время прославился более всех своей силой и храбростью царь пастырь Рифат, сын Гомера, он дал племени своему имя Сарматов и был родоначальник этого народа...В это же время Патриарх Ной из долины, лежащей между горами Араратскими переселился на ровные и плодородные места, лежащие близ берегов Кронийского моря, и поселился там со всем потомством своим» (16, с. 31).

«Но многолюдство рода его (Ноя) не могло поместиться тут ― это заставило его распределить детей своих для удобства и вольного жительства как им, так и многочисленным стадам их на другие места...Ной призвал сынов своих Сима, Иафета и Хама, и разделил им землю, Симу повелел взять Азию, Иафету ― Европу, Хаму же ― Африку...» (16, с. 32).

«Около этого времени царь пастырь Форгам ушел с родом своим в полуденные страны и там, переходя с места на место, и близ Средиземного моря основал крепкий город, и наложил на него имя «Скифский город» или «искатели добра» (16, с. 32).

«Не менее знамениты были два брата цари-пастыри Луд и Оса, дети Рифата, они поселились на берегу Средиземного моря и были изобретателями мореходства ― родоначальники Финикинян» (16, с. 33).

«Патриарх Ной распределил детей своих по пространнейшим местам: одних― к берегам Средиземного моря, а других ― на поля Сенаарские. А сам возвратился обратно в долину, орошаемую рекой Аракс» (16, с. 33).

«Сын Хама Менес или Мицраим по преклонности лет отца своего, поселился со всем племенем его произошедшего от сыновей Хама Ханаана, Хуса и Фуда, живших совокупно, поселился на берегах реки Нила, где заложил крепкий город Каир. А страну, где он основал его, назвал Египтом, и был там первый царь или фараон» (16, с. 34).

Третьей тысячи седьмого столетия деяния (2908-2808 гг. до н.э.)

«Арфаксад, сын Сима, жил сперва с братией своей в Армении, в ней же ковчег Ноев стоит на горе Арарат, захотел переселиться в землю халдейскую, на ней же еще никто не жил, собрался ибо со всем домом своим, и братья отлучились, перейдя реку Тигр. И первые они в Халдее начали жительствовать» (16, с. 35).

«По смерти праведного Ноя потомки его от племени Гатера некто по имени Мума, знаменитый из царей-пастырей вместе с другими однородными себе племенами обитал в Палестине в окрестностях горы Мории. Близ этой горы Мума построил себе крепкий город, который назвал Иерусалим, оттуда по смерти его потомки его ушли обитать в Месопотамию Сирийскую (16, с. 36).