Найти в Дзене

Петербургский листок. Похищение еврейских девочек. Часть 1

Начинаем публикацию материалов об одном интересном судебном процессе в С.-Петербурге в конце 1909 г., который привлек к себе внимание различных политических кругов Российской империи. На страницах прессы предварительное расследование и последовавшее за ним судебное разбирательство широко освещались на страницах тогдашней прессы, особенно в «Петербургском листке». Как это ни покажется странным, но это громкое дело было спровоцировано «некоторыми действиями» уроженки Бежецкого уезда – молодой крестьянки Дарьи Алексеевны Шикуриной, служившей прислугой в семействе Почталиц. Мы уже писали, что многие из бежечан уезжали на заработки в столицу, где с ними случались различные казусы или они сами совершали противозаконные деяния (мошенничество, разбой, кражи и т.д.). На этот раз просто уникальный случай, связанный с деятельностью так называемой «секты иоаннитов», в которую оказалась вовлечена эта бежецкая крестьянка. В «Православной энциклопедии» указывается, что «иоанниты» - «1) движение в

Начинаем публикацию материалов об одном интересном судебном процессе в С.-Петербурге в конце 1909 г., который привлек к себе внимание различных политических кругов Российской империи.

На страницах прессы предварительное расследование и последовавшее за ним судебное разбирательство широко освещались на страницах тогдашней прессы, особенно в «Петербургском листке». Как это ни покажется странным, но это громкое дело было спровоцировано «некоторыми действиями» уроженки Бежецкого уезда – молодой крестьянки Дарьи Алексеевны Шикуриной, служившей прислугой в семействе Почталиц.

Мы уже писали, что многие из бежечан уезжали на заработки в столицу, где с ними случались различные казусы или они сами совершали противозаконные деяния (мошенничество, разбой, кражи и т.д.). На этот раз просто уникальный случай, связанный с деятельностью так называемой «секты иоаннитов», в которую оказалась вовлечена эта бежецкая крестьянка.

В «Православной энциклопедии» указывается, что «иоанниты» -

«1) движение в Русской Церкви, связанное с почитанием прот. св. Иоанна Кронштадтского (Сергиева); 2) секта, схожая с сектой хлыстов, исповедовавшая учение о божественном достоинстве Иоанна Кронштадтского (они же киселёвцы). В 1900-х гг. из-за неоднородности состава И. возникла острая полемика по вопросу о соответствии их взглядов Православию. С 20-х гг. XX в.- часть катакомбного движения».

Другие источники дают более четкое определение – «иоанниты» или «хлысты-киселевцы» - псевдоправославная спекулятивная секта, образовавшаяся в Российской империи в начале XX века среди почитателей св. прав. Иоанна Кронштадтского, видевших в нём новое воплощение Христа. «Центром этой секты был Кронштадт, а затем Ораниенбаум (нынешний Ломоносов), куда в 1895 году переселилась из Кронштадта мещанка Матрена Ивановна Киселева, именуемая сектантами «богородицей» Порфирией, «порфирою Царя царей». Секта достаточно быстро широко распространилась по всей России, преимущественно благодаря «нахальному и кощунственному» использованию имени св. Иоанна Кронштадтского. … Св. Синод, принимая во внимание угрожающий для мира Церкви характер пропаганды этих сектантов, определил: 1) сектантов, так называемых "иоаннитов", впредь именовать в официальных церковных актах и в миссионерской полемике с ними "хлыстами киселевского толка" или просто "хлыстами-киселевцами", по имени главной основательницы Матрены (у сектантов - Порфирии) Ивановой Киселевой, умершей в 1905 г.; 2) Матрену (Порфирию) Иванову Киселеву, Назария Димитриева, Василия Феодорова Пустошкина, Матфея - по прозванию Псковского (умершего) и Михаила Иванова Петрова, коим по преимуществу воздается кощунственное, богохульное и еретическое почитание, объявить основателями и распространителями хлыстовщины киселевского толка, а Николая Иванова Большакова (умершего) , Ивана Артамонова Пономарева, Ксенофонта Виноградова и Илью Алексеева Алексеева - главными распространителями лжеучения названной секты; 3) в часовне, где погребена Матрена (Порфиряя) Киселева, безрассудно принимавшая при жизни божеское поклонение, воспретить всякие церковные молитвословия, как заупокойные, так, тем более, читаемые там разными женщинами акафисты, относимые к ее личности; 4) журнал "Кронштадтский Маяк" с приложениями к оному и изданные редакцией названного журнала….и все другие брошюры, проводящие те же взгляды, а равно кощунственный "акафист" И. А. Пономарева предать осуждению, как содержащие в себе и защищающие кощунственное, богохульное и еретическое учение секты хлыстов киселевского толка; 5) вменить в обязанность духовенству, миссионерам и миссионерским учреждениям, сверх означенных в определении Св. Синода от 4-11 дек. 1908 г. за № 8814 п. п. 4 и 6 мероприятий, в деле вразумления хлыстов киселевского толка употреблять те меры, которые одобрены Св. Синодом для вразумления вообще хлыстов, а в предотвращении распространения учения хлыстов киселевского толка иметь неослабленный надзор за книгоношами этой секты и пресекать всеми законными способами их вредную деятельность и 6) сверх того, обратиться ко всей Российской православной пастве с посланием от имени Св. Синода, в каковом послании выяснить гибельность лжеучения хлыстов-киселевцев и призвать к покаянию тех, кто поддался его обольщению». См. Булгаков С. В. Расколы. Ереси. Секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы Западной Церкви. М., 1913 г. В дальнейших публикациях речь будет идти именно об этой группе «хлыстов-киселевцев», которых не надо путать с искренними православными почитателями св. прав. Иоанна Кронштадтского. В последующих публикациях будем давать дополнительные комментарии.

А начиналась эта история, таким образом…

«Петербургский листок», 27 сентября 1907 г.

К загадочному исчезновению девочек.

Еще несколько дней назад в еврейском семействе Почталиц пропали две малолетние девочки Сара (прим. в дальнейших публикациях указывается настоящее имя девочки –Бэла (Бэлла))и Дора.

Явилось предположение, что они похищены иоаннитской прислугой. Родители девочек пытались разыскать детей в иоаннитских притонах в Ораниенбауме, где произошла даже целая история, чуть не окончившаяся разгромом иоаннитской квартиры.

И вот два дня назад, как передают газеты, Почталиц получили из Москвы от своих скрывавшихся дочерей письмо, в котором они заявляют, что никакие принуждения родителей не заставят их снова возвратиться в родительский дом, так как они – убежденные иоаннитки.

Родители Почталиц подозревают, что письмо это написано не их дочерьми, а кем-нибудь из «апостолов» - иоаннитов, с целью принудить Почталиц, прекратить дальнейшие розыски своих малолетних исчезнувших дочерей.

-2