Найти в Дзене

«Области тьмы»: Блестящая идея, испорченная сюжетными дырами и сомнительной моралью

Фильм «Области тьмы» (2011) с Брэдли Купером в главной роли, безусловно, захватывает с первых минут. Идея таблетки, раскрывающей 100% потенциал мозга, — это магнит для зрителя, мечтающего о мгновенном успехе. Однако за ярким глянцем и динамичным сюжетом скрываются серьезные проблемы, которые не просто раздражают, но и заставляют задуматься о весьма сомнительных «уроках» картины. Сюжетные дыры, в которые проваливается логика. Сценаристы предлагают нам поверить в чудеса NZT, но при этом сами забывают о внутренней логике собственного мира. 1. «Почему просто не скопировать формулу?» — главный вопрос, на который нет внятного ответа. Главный герой, Эдди, будучи под действием NZT, способен за ночь выучить язык, проанализировать фондовый рынок и обыграть в покер профессионалов. Но мы должны поверить, что он (и все предыдущие жертвы таблетки) не способен просто записать химическую формулу и наладить массовое производство? Вместо этого он вступает в опасную игру с мафией и корпорациями, рискуя

Изображение из интернета
Изображение из интернета

Фильм «Области тьмы» (2011) с Брэдли Купером в главной роли, безусловно, захватывает с первых минут. Идея таблетки, раскрывающей 100% потенциал мозга, — это магнит для зрителя, мечтающего о мгновенном успехе. Однако за ярким глянцем и динамичным сюжетом скрываются серьезные проблемы, которые не просто раздражают, но и заставляют задуматься о весьма сомнительных «уроках» картины.

Сюжетные дыры, в которые проваливается логика.

Сценаристы предлагают нам поверить в чудеса NZT, но при этом сами забывают о внутренней логике собственного мира.

1. «Почему просто не скопировать формулу?» — главный вопрос, на который нет внятного ответа. Главный герой, Эдди, будучи под действием NZT, способен за ночь выучить язык, проанализировать фондовый рынок и обыграть в покер профессионалов. Но мы должны поверить, что он (и все предыдущие жертвы таблетки) не способен просто записать химическую формулу и наладить массовое производство? Вместо этого он вступает в опасную игру с мафией и корпорациями, рискуя жизнью за очередную дозу. Это не логичная стратегия гения, а сценарная уловка, чтобы поддерживать напряженность.

2. Избирательная «сверхспособность». Ум Эдди работает только в направлении, нужном для развития сюжета. Он предвидит действия мафии, но не может элементарно обезопасить себя, предсказав банальное ограбление или предательство. Его гениальность то включается на полную мощность для зрелищных сцен (например, быстрый заработок на бирже), то отключается, чтобы герой снова попал в беду и зритель не заскучал.

3. Удобные «побочки». Побочные эффекты проявляются именно тогда, когда сюжету нужно «усложнить жизнь» герою. Провалы в памяти, потеря сознания и прочие симптомы возникают по волшебному сценаристскому капризу, а не по какой-либо предсказуемой схеме, что делает их не медицинским состоянием, а инструментом для создания драмы.

Аморальность главного героя: успех любой ценой.

Эдди Морра — не герой, а антигерой без всякого искупления. В начале он неудачник, и ему можно посочувствовать. Но как только он получает силу, его моральный компас ломается. Он спользует и манипулирует людьми, включая женщин, видя в них лишь инструменты для достижения цели. В том числе уходит от ответственности за убийство, которое он может и не совершал (хотя я считаю иначе), но сам допускает, что совершил и сам себя за это прощает.

Самое главное — фильм не осуждает его, а, наоборот, романтизирует этот путь. Мы наблюдаем за ним через призму стильного монтажа, крутой музыки и атмосферы превосходства. Финал, в котором Эдди, кажется, нашел способ обойти побочки и стал конгрессменом, выглядит не как ирония или приговор, а как триумф. Зло победило, и оно отлично выглядит.

«Области тьмы» неосознанно преподносит несколько опасных установок:

1. Цель оправдывает любые, даже самые гнусные, средства. Успех, деньги и власть — главные ценности. Предательство, воровство и манипуляции — это не пороки, а просто инструменты для их достижения.

2. Мораль — удел неудачников. Настоящий «гений», освобожденный от ограничений, по логике фильма, неизбежно становится аморальным. Сострадание, честность и верность изображаются как черты, присущие тем, кто не может «быть на высоте».

3. Волшебная таблетка — единственное решение. Вместо того чтобы вдохновлять на реальное развитие, упорный труд и учебу, фильм предлагает мечту о мгновенном решении всех проблем. Это инфантильный и деструктивный посыл.

В итоге, «Области тьмы» — это увлекательный, но в конечном счете пустой и циничный триллер. Он заставляет мозг зрителя работать ровно настолько, чтобы следить за перипетиями сюжета, но при этом притупляет моральную чуткость, предлагая в качестве идеала ловкого и бессовестного негодяя, который добился успеха, не заплатив за это по-настоящему высокой цены.