Найти в Дзене
Разноцветная жизнь

Известный писатель, коллекционер штемпелей и мистических историй

Речь пойдёт о Евгении Петровиче Петрове, который в соавторстве с Ильёй Ильфом написал романы об обаятельном и харизматичном проходимце Остапе Бендере и другие произведения, большие и малые.

Настоящую свою фамилию - Катаев - он оставил своему старшему брату, Валентину, взяв себе псевдоним.

Родом Евгений Петрович из Одессы. Родился в интеллигентной семье. Отец его преподавал историю в епархиальном и юнкерском училищах, мама была прекрасной пианисткой, но рано умерла. В воспитании сыновей отцу помогала сестра матери.

Окончив гимназию в 1920 году, Евгений немного поработал корреспондентом в Телеграфном агентстве, а после пошёл работать в уголовный розыск. Три года он расследовал случаи воровства в госконторах, пропажи гусей и, увы, убийства. В то время он не строил никаких планов.

"Я не сомневался, что во что бы то ни стало должен погибнуть для счастья будущих поколений."

Первым своим произведением Е.П. Петров иронично называл "Протокол осмотра трупа неизвестного мужчины."

Однажды во время захвата банды обнаружилось, что её глава - одноклассник и бывший коллега Евгения Петрова Александр Козачинский. Отсидев срок, последний написал автобиографическую повесть "Зелёный фургон", где прототипом инспектора уголовного розыска как раз и был молодой Е.П. Петров.

Валентин Катаев настоял на переезде брата в Москву. Вместо приличной службы тот устроился за совсем небольшую зарплату на работу в Бутырках. Валентин был возмущён!

"Мой родной брат, мальчик из интеллигентной семьи, сын преподавателя... Внук генерал-майора и вятского соборного протоиерея, правнук героя Отечественной 1812 года..."

Валентин Катаев убедил брата написать фельетон. За его публикацию Евгению заплатили 30 рублей. Это было на треть больше, чем он получал за месяц работы надзирателем. Отношение к литературному труду Евгений Петров изменил...

Надо сказать, что с юности Евгений хотел стать... дирижёром. Но сильная простуда испортила его абсолютный слух. Не сбылась мечта.
Из открытых источников
Из открытых источников

Евгений Петров сначала работал в журнале "Красный перец", потом перешёл в газету "Гудок". Там он познакомился и подружился с Ильей Ильфом (при рождении Иехиел-Лейб Арьевич Файзильберг), тоже одесситом. Они были по характеру разные: добродушный, готовый к радости Евгений Петрович и молчаливый, насмешливый Илья. Но оба были порядочными, честными и добросовестными людьми.

Они никогда не участвовали в травле других, не обличали кулаков, интеллигентов, вредителей, сторонились критики формализма или восхваления сталинской конституции. И. Ильф и Е. Петров сознательно заняли такую позицию, находясь под угрозой репрессий.

Из открытых источников. Слева И. Ильф, справа Е. Петров.
Из открытых источников. Слева И. Ильф, справа Е. Петров.

Несмотря на близкую дружбу, они всю жизнь друг к другу обращались на "Вы".

Современники называли соавторов, подшучивая: "... один Салтыков, другой Щедрин." Они и сами порой публиковались под псевдонимом "Толстоевский."

Из открытых источников. Слева Е. Петров, справа И. Ильф.
Из открытых источников. Слева Е. Петров, справа И. Ильф.

В 1929 году Евгений познакомился с Валей Грюнзайд, дочерью богатого московского чаеторговца. Когда ей было 13 лет, писатель Юрий Олеша увидел её в окне. Она сидела с красивой куклой в руках и наблюдала за людьми на улице. Девочка стала прообразом Суок в "Трёх толстяках."

Ухаживал Е. Петров за Валентиной старомодно: познакомился с родителями, водил в кино и театр, вечером провожал на извозчике.

Вале не было и восемнадцати, когда они поженились. Евгений был старше её на девять лет.

Из открытых источников
Из открытых источников

Поселились молодые люди в коммунальной квартире. Их соседи стали прообразами персонажей "Двенадцати стульев."

Первый сын, Пётр, родился как раз в этом месте. На отдельную кооперативную квартиру денег пока не было, хотя Е.П. Петров был успешным писателем. Книги про Бендера и Кису И. Ильфа и Е. Петрова увлеченно читал даже Сталин.

В августе 1933 года соавторы с группой из 36 писателей во главе с М. Горьким побывали на строительстве Беломор-Балтийского канала. Они единственные из всех отказались писать очерк в сборник, восславляющий подневольный труд заключённых и высокие административные способности чекистов.

В 1936 году литераторы посетили США и написали ироничную книгу "Одноэтажная Америка."

Им не понравился расизм американцев, но они отметили демократизм в отношениях между людьми, уважение начальников к подчинённым, сферу обслуживания. Еще до выхода книги по воспоминаниям Е. Петрова Илья Ильф сказал: "Летит кирпич". Он не ошибся. Книга не была благосклонно принята.

После американской поездки у Ильи Ильфа обострился туберкулёз. В 1937 году болезнь победила его. Е. Петров очень переживал потерю друга и соавтора. В 1939 году родился ещё один сын у Евгения и Валентины. Его назвали Ильёй в честь необыкновенного друга семьи.

Спустя какое-то время Евгений Петрович стал писать киносценарии в соавторстве с Георгием Николаевичем Мунблитом. Но тоска по другу не отпускала его до конца жизни.

С начала войны Е. Петров стал военным корреспондентом и стремился попасть в самые опасные места. Жена Валентина мягко упрекала его в этом.

Из открытых источников
Из открытых источников

На её слова Евгений Петрович неизменно отвечал:

"Переноси страдания стойко... Лучше жить плохо, чем иметь мужа негодяя. Если ты этого не понимаешь, тогда мне остаётся одно - повеситься..."

Знакомые отмечали, что Евгений Петрович стал малообщительным, редко улыбался, перестал шутить. Он часто уходил в себя и порой не слышал задаваемых ему вопросов.

"Я твердо знаю, что вскоре должен погибнуть, что мне этого не избежать," - писал он в своём дневнике.

Согласно воспоминаниям старшего брата, Валентина Катаева, драматические происшествия часто случались с Евгением. В школьные годы он отправился в морское путешествие в Очаков на старой шаланде. Начался шторм, спаслись чудом. Потом Евгений отравился парами сероводорода в школьной лаборатории, еле откачали. В Милане его сбил велосипедист... Во время финской войны в дом, где был Евгений Петрович, попал снаряд. Под Москвой он попал под шквальный минометный огонь.

Но вот 2 июля 1942 года фортуна отвернулась от писателя. Евгений Петрович возвращался из осаждённого Севастополя в Москву и попал в авиакатастрофу. Из всего самолета погиб он один. Ему не было и сорока лет.

***

Непонятно, была ли история с коллекционированием конвертов с заграничными штемпелями на самом деле или это апокриф. Якобы Е. П. Петров отправлял письма в разные страны в несуществующие города по придуманным адресам и вымышленным лицам. Ему приходили ответные письма со штемпелями и заграничными марками с неизменным ответом: адресат не найден.

И вот отправил он как-то письмо на английском языке в Новую Зеландию, где никогда не был, некоему придуманному Мериллу Оджину Уэйзли.

"Дорогой Мерилл! Прими искренне соболезнования в связи с кончиной дяди Пита. Крепись, старина. Прости, что долго не писал. Надеюсь, что с Ингрид все в порядке. Целуй дочку от меня. Она, наверное, уже совсем большая. Твой Евгений."

Прошло несколько месяцев и вдруг пришёл ответ. Евгений Петрович решил, что кто-то поддержал его шутку. Обратный адрес и имя адресата были теми же!

"Дорогой Евгений! Спасибо за соболезнования. Нелепая смерть дяди Пита выбила нас из колеи на полгода. Надеюсь, ты простишь за задержку письма. Мы с Ингрид часто вспоминаем те два дня, что ты был с нами. Глория совсем большая и осенью пойдёт во 2-ой класс. Она до сих пор хранит мишку, которого ты ей привез из России."

В конверт была вложена фотография. На ней мужчина крепкого телосложения обнимал его, Евгения Петрова! На обороте была написана дата: 9 октября 1938 года.

В это время писатель пребывал в больнице с тяжелой пневмонией. За его жизнь отчаянно боролись врачи. Ситуация была очень серьёзной, но в очередной раз обошлось...

Евгений Петрович написал ещё одно письмо в Новую Зеландию, Мериллу. Ответ пришёл в день его смерти.

В письме Мерилл размышлял о Второй мировой войне, восхищался подвигами советского народа и просил своего адресата быть осторожнее.

"Помнишь, Евгений, я испугался, когда ты стал купаться в озере. Вода была очень холодной. Но ты сказал, что тебе суждено разбиться в самолёте, а не утонуть. Прошу тебя, будь аккуратнее - летай, по возможности, меньше."

Если эта история правдива, то как так?

***

Вдова Е.П. Петрова Валентина Леонтьевна замуж больше не выходила, пережила мужа на 50 лет и никогда не снимала кольцо с маленьким бриллиантиком - подарок мужа.

Внучка Екатерина писала о ней:

"Валентина Леонтьевна была женщиной воздушной и экзальтированной, никогда не работала..."

Семье она всегда была преданна, поддерживала и помогала всем и во всём.

Старший сын Петр Катаев стал известным кинооператором. Он снял "Семнадцать мгновений весны", "Три тополя на Плющихе", "Шла собака по роялю."

Младший сын Илья Катаев стал музыкантом. Он как бы воплотил мечту папы в жизнь. Илья Катаев написал музыку к фильмам "Любить человека ", "У озера", "Миллион в брачной корзине", к сериалу "День за днём."

Сыновья явно продолжили семейную традицию творческой одарённости!

Но случались ли с ними мистические истории, неизвестно...