Камилям АШИМОВА, студентка 2 курса Высшей школы медиа и межкультурной коммуникации, университет "Туран"
В Алматинском музее искусств есть 6 залов. Хотим подробно рассказать вам про каждый из них.
Зал «Ұлы Дала»
На входе нас встречает надпись: «Алмагуль Менлибаева. Я все понимаю». Здесь можно увидеть огромное количество произведений и инсталляций современной художницы Алмагуль Менлибаевой, ее биография, фотографии и письма родным. Вдоль коридора располагаются еще два небольших помещения. Пока ты идёшь к ним по коридору, на стенах мерцают «Лайтбоксы» с изображениями мифологических существ. Они раскрывают тему инсталляций, которые встречают зрителя за плотными шторами и надписью «Сьемка запрещена». В первой из комнат - «Сны Трансоксианы» - находится огромный экран. На нем транслируется 23-х минутный авторский фильм.
«В «Снах Трансоксианы» Алмагуль Менлибаева отправляется в символическое путешествие по пустыне Аралкум, где когда-то плескалось Аральское море. Регион, истощенный советской ирригационной политикой, сегодня хранит лишь следы былой жизни», - говорится в описании проекта.
Во второй комнате располагается еще одна необычная инсталляция «В пути». Под приглушенным светом на полу разложена земля, источающая характерный запах сырости и природы. Из земли как будто вырастают старые телевизоры. На их экранах - атмосферные видео, сопровождаемые фоновым шумом. Звуковая среда и визуальные образы создают мощное сенсорное воздействие - у многих даже после посещения этой комнаты возникали головная боль и ощущение дезориентации.
Комната, наполненная землей и напоминающая о центральноазиатской степи, становится сценой для демонстрации ранних видео Менлибаевой. Инсталляция «В пути» впервые была показана на Венецианской биеннале 2005 года в павильоне Центральной Азии. И теперь ее можно увидеть в Алматы.
В этих видео Алмагуль использует тело как медиума и посредника между физическим и духовным мирами. Вот как сама она объясняет свою концепцию:
«Тело для меня не способ оскорбить или отвергнуть традицию. А самый честный и уязвимый инструмент, который у меня есть. Когда я работаю с телом - это попытка восстановить связь с природой. Это жест, просьба о заботе, защите и внимании к тому, что исчезает. Обнаженное женское тело - напоминание о человеческой хрупкости и призыв сохранить общее будущее», - говорится в приложенной к выставке брошюре.
Каждый, кто рассматривал эти произведения, воспринимает их по-своему: кого-то они тронули до глубины души, а кто-то так и не понял, в чём заключается художественная ценность.
Более глубоко пытались понять художественный замысел иностранные гости. Они внимательно разглядывали картины. Задавали вопросы сотрудникам музея.
«А что это значит?»
«Почему эти девушки одеты в такое платье?»
«Почему тут девушка-кентавр с четырьмя ногами?»
Помимо работ Алмагуль Менлибаевой зал представлен несколькими работами классиков казахской живописи: Абылхана Кастеева, Айши Галимбаевой, Каныша Сатыбалдина и других.
Зал «Сарыарка»
Зал "Сарыарка" посвящён богатому культурному и художественному наследию Центрального Казахстана, его природе, истории и людям. Здесь собраны произведения живописи, графики, скульптуры и инсталляции с видео-карточкой, которые раскрывают разные грани национальной идентичности и отражают диалог между традицией и современностью.
На стенах зала висят портреты и сцены из жизни, которые показывают характер и силу человека:
- Смотри, я уже видела эту картину ранее, лицо словно живое, - восторженно воскликнула одна из юных посетительниц-школьниц.
Скульптуры из глины и металла похожи на старые находки. Графика и декоративные работы используют знакомые символы и узоры, которые остаются актуальными и для современного искусства Казахстана.
Зал «Ричард Серра»
Скульптура Ричарда Серра состоит из восьми массивных, плавно изогнутых стальных пластин, высотой более четырёх метров. Они образуют своеобразный лабиринт, где пространство становится частью произведения. Наклонённые стены меняют восприятие зрителя, превращая пространство внутри в элемент скульптуры. Работа относится к постминимализму, где важна сама материальность и взаимодействие человека с пространством. Как только люди заходили в зал они удивлялись масштабу этой инсталляции и были слышны только удивленные голоса
-Я чувствую себя маленьким муравьем. Тут все такое большое!
Эту инсталляцию детально можно рассмотреть со 2-го этажа музея. Но масштаб ощущается только вблизи. За год до создания скульптуры Серра обратился к теме формы и пространства в серии из 13 офортов. В них повторяющаяся фигура, похожая на букву «Х», постепенно меняется от листа к листу.
В музее также есть Медиа-зал, зал «Аль-Фараби» и зал «Алатау». Но они пока закрыты.
По словам главного куратора музея они пока не готовы к работе. Но уже через несколько месяцев начнутся кинопоказы и откроются новые инсталляции.
Зал «Алатау» расположен прямо на террасе. Возможно, новая экспозиция будет частично видна с улицы, но это пока остается под вопросом. Важно отметить: музей не стоит на месте, а живёт и развивается.
Думаем, Almaty Museum of Arts стоит посетить каждому. Это - не просто собрание шедевров. Это - пространство, где оживают история, культура и творчество. Каждый зал - отдельный мир, способный вдохновить, удивить и подарить новые эмоции. Если вы ещё тут не были - обязательно найдите время. Возможно, именно здесь вы встретитесь с искусством, которое изменит ваше восприятие. Даже те, кто далёк сегодня от этого, все равно найдут что-то своё, задумаются и смогут погрузиться в атмосферу творчества.