Найти в Дзене

Каторгин Б.И.(род. 13.10.1934г.). Учёный и конструктор в области отечественного двигателестроения. Материалы к дню его рождения.

О вкладе ученых и конструкторов в развитие ракетно-космической техники Борис Иванович Ка́торгин — учёный и конструктор в области энергетики, академик Российской академии наук, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2001), мастер спорта СССР по борьбе самбо. Лауреат международной энергетической премии «Глобальная энергия» 2012 года. При непосредственном участии Б. И. Каторгина в СССР была заложена основа создания высокоэффективных жидкостно-реактивных двигателей (ЖРД). Ярким представителем этого семейства двигателей является РД-253 для ракеты-носителя («Протон»). При участии Б. И. Каторгина впервые в мире была разработана предельно замкнутая схема мощного ЖРД, включающая газификацию в газогенераторах обоих компонентов топлива. Одно из важнейших изобретений Б. И. Каторгина — антипульсационные перегородки из специальных форсунок для камер сгорания ЖРД — внесло ключевой вклад в решение проблемы обеспечения устойчивого горения компонентов топлива при вы
Оглавление

13 октября 2025 года Борису Ивановичу Ка́торгину исполняется 91 год.

Подборка канала: "Ученые и конструкторы ракетно-космической техники"

О вкладе ученых и конструкторов в развитие ракетно-космической техники

Борис Иванович Ка́торгин — учёный и конструктор в области энергетики, академик Российской академии наук, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2001), мастер спорта СССР по борьбе самбо. Лауреат международной энергетической премии «Глобальная энергия» 2012 года. При непосредственном участии Б. И. Каторгина в СССР была заложена основа создания высокоэффективных жидкостно-реактивных двигателей (ЖРД). Ярким представителем этого семейства двигателей является РД-253 для ракеты-носителя («Протон»). При участии Б. И. Каторгина впервые в мире была разработана предельно замкнутая схема мощного ЖРД, включающая газификацию в газогенераторах обоих компонентов топлива. Одно из важнейших изобретений Б. И. Каторгина — антипульсационные перегородки из специальных форсунок для камер сгорания ЖРД — внесло ключевой вклад в решение проблемы обеспечения устойчивого горения компонентов топлива при высоких давлениях. Это изобретение внедрено в двигателях НПО «Энергомаш» РД-107, РД-108, РД-120, РД-170, РД-171, РД-180, РД-191, для ракет-носителей «Союз», «Зенит», «Энергия», «Атлас», «Ангара». Большим достижением отечественного ЖРД-строения является разработка под руководством Б. И. Каторгина новейшего двигателя РД-180. Этот двигатель победил на конкурсе (в США) среди ЖР-двигателей для модернизации ракеты-носителя «Атлас».

Автор свыше 330 научных трудов, из них 180 изобретений.

В теме о "Лунной афере" и фейках конспирорологов о ЖРД F-1

-2
ИСТОЧНИК: https://dzen.ru/a/Y4Ts2FAiaUOvmxIj
ИСТОЧНИК: https://dzen.ru/a/Y4Ts2FAiaUOvmxIj

ШТЫРЕВЫЕ СОПЛА В РАЗРАБОТКАХ АО «НПО ЭНЕРГОМАШ» (К 115-летию со дня рождения В.П. Глушко)

Статья в Сборнике Трудов НПО Энергомаш № 40 (2023 год) о продолжении работ ОКБ-456, начатых в 1962 году под руководством В.П. Глушко по созданию перспективных маршевых двигательных установок (ДУ) со штыревыми соплами - мощными ДУ с центральным телом (ЦТ).

Сравнение размеров отечественных и американских ЖРД и ДУ с ЦТ (проекты 1961 -2015 годов).
Сравнение размеров отечественных и американских ЖРД и ДУ с ЦТ (проекты 1961 -2015 годов).

Показано сравнение размеров отечественных и американских ЖРД и двигательными установками (ДУ) с центральным телом (ЦТ) - проекты 1961 -2015 годов.

Первые работы в 1962 году выполнялась авторским коллективом конструкторов и расчетчиков: - конструкторы: Артюхов И.С. (начальник отдела), Агафонов С.П., Каторгин Б.И., Трифонцев Б.И., Черненко Г.Д., Черников А.А., Табунова И.В., Нестеров В.А., Фролов В.И.; - расчетчики: Стернин Л.Е., Комаров Л.Н., Адамов Е.К., Писарева К.В.

Результаты этих работ иллюстрируют рисунок, на котором приведен вариант ДУ с ЦТ (проект 1969 г.) и сравнительная оценка его геометрических размеров с различными ЖРД.

30 ноября 2019 г. В теме "Почему американцы хотели, но не смогли воссоздать в США производство космического двигателя РД-180, выпускаемого в России?"

Что писали об этом проекте (РД-180) шесть лет назад?

Почему американцы хотели, но не смогли воссоздать в США производство космического двигателя РД-180, выпускаемого в... | Интересный контент в группе ИСТОРИЯ. Фальсификация. Европа против истории в ОК (Одноклассники)
На фото: один из корпусов НПО "Энергомаш", на переднем плане двигатель РД-180. ИСТОЧНИК: https://m.ok.ru/dk?st.cmd=altGroupMediaThemeComments&st.dsctp=GROUP_TOPIC&st.groupId=55349333590080&st.themeId=137636328778560&_prevCmd=groupPhotoTopic&tkn=2004
На фото: один из корпусов НПО "Энергомаш", на переднем плане двигатель РД-180. ИСТОЧНИК: https://m.ok.ru/dk?st.cmd=altGroupMediaThemeComments&st.dsctp=GROUP_TOPIC&st.groupId=55349333590080&st.themeId=137636328778560&_prevCmd=groupPhotoTopic&tkn=2004

СПРАВОЧНО: "Почему же американцы не могут сделать космические двигатели? : объясняет академик Борис Каторгин (ретро)"

Почему же американцы не могут сделать космические двигатели? : объясняет академик Борис Каторгин (ретро) - Я так вижу - Медиаплатформа МирТесен

В самые тяжелые для российских наукоемких организаций времена, с 1991-го по 2009 год, Борис Каторгин возглавлял НПО «Энергомаш», совмещая должности генерального директора и генерального конструктора, и умудрился не только сохранить фирму, но и создать ряд новых двигателей. Отсутствие внутреннего заказа на двигатели заставило Каторгина искать заказчика на внешнем рынке. Одним из новых двигателей стал РД-180, разработанный в 1995 году специально для участия в тендере, организованном американской корпорацией Lockheed Martin, выбиравшей ЖРД для модернизируемого тогда ракетоносителя «Атлас». В результате НПО «Энергомаш» подписало договор на поставку 101 двигателя и к началу 2012 года уже поставило в США более 60 ЖРД, 35 из которых успешно отработали на «Атласах» при выводе спутников различного назначения.

ЦИТАТА: "....— В нашей беседе с Леонтьевым мы
затронули тему продажи энергомашевских двигателей РД-180 в США, и
Александр Иванович рассказал, что во многом этот двигатель — результат
наработок, которые были сделаны как раз при создании РД-170, и в
каком-то смысле его половинка. Что это — действительно результат
обратного масштабирования?
Любой двигатель в новой размерности — это, конечно, новый аппарат.
РД-180 с тягой 400 тонн действительно в два раза меньше РД-170 с тягой
800 тонн. У РД-191, предназначенного для нашей новой ракеты «Ангара»,
тяга и вовсе 200 тонн. Что же общего у этих двигателей? Все они имеют по
одному турбонасосу, но камер сгорания у РД-170 четыре, у
«американского» РД-180 — две, у РД-191 — одна. Для каждого двигателя
нужен свой турбонасосный агрегат — ведь если четырёхкамерный РД-170
потребляет примерно 2,5 тонны топлива в секунду, для чего был разработан
турбонасос мощностью 180 тысяч киловатт, в два с лишним раза
превосходящий, например, мощность реактора атомного ледокола «Арктика»,
то двухкамерный РД-180 — лишь половину, 1,2 тонны. В разработке
турбонасосов для РД-180 и РД-191 я участвовал напрямую и в то же время
руководил созданием этих двигателей в целом.
— Камера сгорания, значит, на всех этих двигателях одна и та же, только количество их разное?
— Да, и это наше главное достижение. В одной такой камере диаметром всего 380 миллиметров сгорает чуть больше 0,6 тонны топлива в секунду. Без преувеличения, эта камера — уникальное высокотеплонапряженное
оборудование со специальными поясами защиты от мощных тепловых потоков.
Защита осуществляется не только за счет внешнего охлаждения стенок
камеры, но и благодаря хитроумному способу «выстилания» на них пленки
горючего, которое, испаряясь, охлаждает стенку. На базе этой выдающейся
камеры, равной которой в мире нет, мы изготавливаем лучшие свои
двигатели: РД-170 и РД-171 для «Энергии» и «Зенита», РД-180 для
американского «Атласа» и РД-191 для новой российской ракеты «Ангара».

На фото: ракета-носитель "Атлас-5" (США), запуск которой осуществляют с помощью двигателя РД-180. ИСТОЧНИК: https://m.ok.ru/dk?st.cmd=altGroupMediaThemeComments&st.dsctp=GROUP_TOPIC&st.groupId=55349333590080&st.themeId=137636328778560&_prevCmd=groupPhotoTopic&tkn=2004
На фото: ракета-носитель "Атлас-5" (США), запуск которой осуществляют с помощью двигателя РД-180. ИСТОЧНИК: https://m.ok.ru/dk?st.cmd=altGroupMediaThemeComments&st.dsctp=GROUP_TOPIC&st.groupId=55349333590080&st.themeId=137636328778560&_prevCmd=groupPhotoTopic&tkn=2004

24 октября 2017 г. РД-180. О ракетных потоках лжи

РД-180. О ракетных потоках лжи

А что писали об этом проекте восемь лет назад? АВТОР: Роман Скоморохов

Резюме:
1. Так как США фактически облажались с производством ЖРД, то «Pratt & Whitney» купило право на использование на территории США российских РД-180.
2. Американскими фирмами было также куплено право на производство РД-180 на территории США. Смотрим п.1 и понимаем, что облажались два раза.
3. Двигатель РД-180 разработан российскими инженерами на базе советского двигателя РД-170.
4. РД-180 производится исключительно в России, российскими руками и из российских материалов. Единственный материал, который предоставляет США — это доллары, за которые РД-180 и производится.
5. Из пунктов 3 и 4 следует, что это российский двигатель. США в целом и «Pratt & Whitney» в частности могут идти лесом со своими правами в отношении РД-180 хотя бы потому, что уже было разработано следующее поколение двигателей.
6. В США сегодня делаются титанические усилия, чтобы уйти от российской зависимости в средних стартах.
«Blue Origin» представила новый двигатель, BE-4, который предположительно заменит РД-180 с 2020 года.
Ключевое слово — предположительно. Если заработает как надо — посмотрим.
ULА сообщила об успешном продвижении работ по созданию аналога РД-180.
Не вопрос, еще 13 лет спокойной работы, может, что и выгорит. Производство двух узлов уже освоили, молодцы.
«Aerojet Rocketdyne» провела первые огневые испытания предкамеры своего двигателя AR1.
Предкамера — еще не весь двигатель.
В целом же, конечно, свой ЖРД нового поколения на метане или керосине американцы создадут. Весь вопрос — как скоро.
Сомнительно, что проект стоимостью в 5 единиц РД-180 — панацея. И более того, мы-то в курсе, как в Америке все дорожает ближе к финалу. Доказано «Раптором» и «Лайтнингом». ИСТОЧНИК:
https://topwar.ru/127947-rd-180-o-raketnyh-potokah-lzhi.html

Материалы в Сборнике Трудов НПО Энергомаш №41

-7

СПРАВОЧНО: В сборнике Труды НПО Энергомаш представлены результаты некоторых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных сотрудниками НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко и работниками некоторых смежных организаций по проблемам, связанным с проектированием, отработкой и испытаниями ракетных двигателей. Все статьи сборника прошли рецензирование. Настоящий сборник основан академиком В.П. Глушко в 1969 г. и предназначен для широкого круга научных и инженерно-технических работников, специализирующихся в этой области ракетной техники. Включён в перечень изданий, утверждённый ВАК, для защиты кандидатских и докторских диссертаций (индекс 59790 по каталогу Роспечати). Предложения и пожелания, связанные с содержанием и распространением Сборника, просьба направлять по адресу: 141400 г. Химки Московской обл., ул. Бурденко 1, НПО Энергомаш, отд. 725. Е-mail: energo@online.ru, тел. (495) 286 - 9254. По этому же телефону, при необходимости, может быть осуществлена и связь с авторами статей.

АКАДЕМИК БОРИС ИВАНОВИЧ КАТОРГИН (к 90-летию со дня рождения) АВТОРЫ: Канд. техн. наук П.С.Левочкин, В.С.Судаков

Работа Б.И.Каторгина была связана с научными исследованиями и конструированием в области жидкостных ракетных двигателей, различных энергоустановок, в том числе ЯРД.

В отделе были начаты разработки ЖРД по новым схемам, в которых отработанные в турбине газы дожигались в камере сгорания. В 1960–64г.г. отдел выполнил проектные проработки по мощным ЖРД с тягой от 150 тс до 5000 тс. При разработках ЖРД параллельно рассматривалось применение двух топливных композиций: азотный тетроксид с НДМГ и жидкий кислород с керосином РГ-1.

Первые предэскизные разработки вновь образованного отдела были использованы при создании двигателей РД-253 для РН «Протон»и РД-270 для РН УР-700. При участии Б.И. Каторгина впервые в мире была разработана предельная схема ЖРД (газ+газ) - замкнутая схема мощного ЖРД, включающая газификацию в газогенераторах обоих компонентов топлива. Эти работы намного опередили свое время.

ЖРД РД-253 для ракеты-носителя «Протон», эксплуатирующейся с 1965 года, и сегодня является непревзойденным в своем классе в мировой практике двигателестроения. В этих двигателях есть одно из изобретений Б.И.Каторгина, сделанное в отделе перспективных разработок, а затем внедренное в конструкцию штатного газогенератора ЖРД РД-253.

Наиболее значимые разработки отдела защищены более 120 авторскими свидетельствами на изобретения, многие из которых были внедрены в производство и в практику экспериментальных исследований. Так, например, изобретение «Охлаждаемый газогенератор для мощных ЖРД» (1963г., авторы Каторгин Б.И., Григорьянц В.Г., Стороженко И.Г.) применяется в конструкциях многих ЖРД НПО Энергомаш; изобретение «Головка камеры сгорания ЖРД» (1972г., авторы Каторгин Б.И., Бармин И.В., Семенов С.Н.) было внедрено в двигателе РД-170.

За большие творческие успехи в разработке ракетных двигателей в 1971г Б.И.Каторгин был награжден орденом "Знак Почета".

В 1969–73 годах отдел выпустил проекты ЖРД с тягой от 10000 тс до 15000 тс на трех вариантах топлива: жидкий кислород с жидким водородом; жидкий кислород с керосином РГ-1 и азотный тетроксид с НДМГ. В 1973 году разработан аванпроект кислородно-водородного двигателя РД-130 для второй ступени многоразовой ракетной транспортной системы.

Каторгин стал ведущим конструктором, а потом – ведущим конструктором – зам.начальника отдела перспективных разработок Конструкторского бюро энергетического машиностроения.

Отдел занимался определением параметров и разработкой конструктивных схем не только ЖРД, но и других типов ракетных двигателей. Так, в 1965–70 годах были выполнены проектные разработки ядерного ракетного двигателя РД-600 и космической ядерной энергоустановки ЭУ-610.

В период с 1963 по 1975 год отдел провел комплекс расчетно-конструкторских и экспериментальных работ по изучению возможностей создания двигателя РД-560 с тягой 10 тс на топливе: 98%-перекись водорода и порошкообразный гидрид бериллия. Были получены основополагающие результаты по рабочим процессам и конструкции систем подачи псевдоожиженного порошкообразного горючего и камер сгорания. Борис Иванович Каторгин – разработчик и создатель первых в мире ракетных двигателей, работающих на порошкообразном гидриде бериллия с перекисью водорода и на порошкообразном алюминии с морской водой.

В 1972 году по поручению В.П.Глушко отдел совместно с РНЦ «Прикладная химия» и НПО «Астрофизика» приступил к разработкам конструкций и экспериментальным исследованиям фторводородных непрерывных химических лазеров (HF(DF)-НХЛ) и энергетических установок на их основе. Это направление новой техники базировалось на накопленном НПО Энергомаш опыте разработки и создания двигателя РД-301 на топливе фтор с аммиаком. Б.И. Каторгин вместе с С.П.Агафоновым возглавил на предприятии новое научно-техническое направление – разработку мощных сверхзвуковых непрерывных химических лазеров, а вскоре НПО Энергомаш стало головным предприятием страны по разработке фторводородных непрерывных химических лазеров. На территории Опытного завода РНЦ “Прикладная химия” (пос.Капитолово Ленинградской области) была создана стендовая база для испытаний НХЛ. Одно из изобретений - «Наземная химическая лазерная установка» (1979г., авторы Каторгин Б.И., Трофимов В.Ф., Хисамбеев Р.Ш.) - применялось на стендовой базе НХЛ.

В 1997г. творческому коллективу инженеров и ученых во главе с генеральным директором и генеральным конструктором НПО Энергомаш Б.И.Каторгиным за работы в области создания мощных непрерывных химических лазеров была присуждена премия Правительства Российской Федерации.

С 1986 по 1991 годы Борис Иванович занимал должность заместителя главного конструктора по научной работе Научно-производственного объединения «Энергомаш».

В марте 1991 г. он назначается генеральным директором (до 2005 г.) и главным (с января 1992 г. - генеральным) конструктором (до 2008 г.) НПО Энергомаш.

Цех оснастки и дополнительного оборудования НПО "Энергомаш" - ИСТОЧНИК: https://artshots.ru/37343-zavod-energomas-foto
Цех оснастки и дополнительного оборудования НПО "Энергомаш" - ИСТОЧНИК: https://artshots.ru/37343-zavod-energomas-foto
Завод Энергомаш фото (Большая подборка фотографий) - artshots.ru

Под его руководством в условиях резкого, почти до нуля, сокращения госзаказа предприятие приступило к активным действиям по выходу на международный рынок, что привело в 1992 г. к заключению соглашения о совместном маркетинге и лицензировании двигателей НПО Энергомаш на мировом рынке с американской фирмой «Пратт энд Уитни».

Под руководством Б.И.Каторгина НПО Энергомаш удалось победить в конкурсе на разработку и поставку двигателей для американских ракет-носителей «Атлас III» и «Атлас V», после чего был разработан ЖРД РД-180. РД-180 был создан в предельно короткие сроки и признан американскими специалистами лучшим в мире по всем главным характеристикам: энергетическим, эксплуатационным, надежности, что подтвердило мировое лидерство НПО Энергомаш в создании ЖРД.

В 2003 г коллективу специалистов НПО Энергомаш во главе с Б.И.Каторгиным было присвоено звание лауреатов Государственной премии России за большой вклад в создание двигателя РД-180 для РН «Атлас».

История интересная. Когда началась перестройка, обнулились все заказы, работы не было, что делать с предприятием? В то время меня назначили генеральным директором, и я в то же время оказался народным депутатом по Химкинскому и Красногорскому району. По депутатским делам был лично знаком с Б.Н. Ельциным. Обратился к нему, рассказал о том, что ситуация безвыходная, чтобы сохранить предприятие необходимо выходить на внешний рынок. И нам разрешили показать разработки тем иностранным компаниям, которые могут быть в этом заинтересованы.

С разрешения руководства мы ряд выходных параметров – тяга, удельный импульс, расход топлива – показали американской компании Аэроджет. Но долгого сотрудничества не получилось, потом на горизонте появилась Рокетдайн. Серьезная фирма - их двигатели стояли на Шаттлах. Приехали, посмотрели. Переговоры прошли быстро и успешно, провели показательные испытания, они довольные уехали. И тут появились Пратт энд Уитни. Они сразу «взяли быка за рога»: предложили вступить в нормальные деловые отношения и подписать соглашение о совместном маркетинге и лицензировании двигателей НПО Энергомаш на территории США.

В 1995 году был объявлен конкурс на выбор нового двигателя для модернизации ракеты «Атлас». 13 января 1996 года были объявлены результаты конкурса, в которых победил наш РД-180 и началась бурная работа по подготовке документации и договорной части.

Конечно, скептиков было очень много. Говорили, что не удастся сделать все быстро и качественно, что потребуется не менее 10 лет. В итоге первые двигатели мы поставили уже в начале 1999 года, а первый полет РН «Атлас» на РД-180 состоялся в мае 2000 года. Сделали, сертифицировали двигатели и совершили первый полет менее чем за 4 года.

Контракт на поставку РД-180 дал Энергомашу возможность выжить, погасить долги по налогам и т.д. Постепенно встать на ноги и начать развиваться. Двигатель зарекомендовал себя отлично.

Фотосъёмка для НПО «Энергомаша»

Фотосъёмка для «Энергомаша»
ИСТОЧНИК: https://realty.yandex.ru/journal/post/podrobnyy-obzor-zhk-planernyy-kvartal-vpodmoskove/
ИСТОЧНИК: https://realty.yandex.ru/journal/post/podrobnyy-obzor-zhk-planernyy-kvartal-vpodmoskove/
https://rivelty.ru/portfolio/foto-energomash/
https://rivelty.ru/portfolio/foto-energomash/
https://artshots.ru/37343-zavod-energomas-foto
https://artshots.ru/37343-zavod-energomas-foto
-12
-13
ИСТОЧНИК: https://artshots.ru/37343-zavod-energomas-foto
ИСТОЧНИК: https://artshots.ru/37343-zavod-energomas-foto

ИСТОЧНИКИ:

К статье "АКАДЕМИК БОРИС ИВАНОВИЧ КАТОРГИН (к 90-летию со дня рождения)" АВТОРЫ: Канд. техн. наук П.С.Левочкин, В.С.Судаков в Сборнике Трудов НПО Энегомаш № 41 2024 г.

1. НПО Энергомаш. Путь в ракетной технике. Под ред. Каторгина Б.И. М.: Машиностроение, 2004

2. Судаков В.С., Левочкин П.С., Рахманин В.Ф.Девять десятилетий – полет продолжается… Константа, Белгород, 2019

3. Интервью с Б.И.Каторгиным, материалы пресс-службы НПО Энергомаш, 2014.

4. Развитие отечественной ракетно-космической науки и техники. Том 5. История отечественных ракетно-космических двигательных установок. М.: Издательский дом «Столичная энциклопедия», 2018

ЦИТАТА к 90-летию Б.И.Каторгина: "...Члены редакционной коллегии сборника вместе с авторами и сотрудниками предприятия сердечно поздравляют Бориса Ивановича с юбилеем и желают долгих лет жизни и доброго здоровья!" (Сборник Трудов НПО Энергомаш № 41).