- Всем привет, дорогие подписчики! Очень рад, что вы зашли почитать ко мне на страницу. Сегодня я расскажу вам, о том, какие книги лучше читать, чтобы точно оказаться выше самого себя. Заходите на мой ТГ канал. Погнали. 15 стран, где учебники без воды
- 1. СССР, 1930–1950-е гг.
- 2. ГДР (Восточная Германия), 1950–1970-е гг.
Учиться — значит жить. А жить — значит открывать
Всем привет, дорогие подписчики! Очень рад, что вы зашли почитать ко мне на страницу. Сегодня я расскажу вам, о том, какие книги лучше читать, чтобы точно оказаться выше самого себя. Заходите на мой ТГ канал. Погнали.
15 стран, где учебники без воды
Ниже приведены 15 таких периодов в разных странах, включая СССР, Китай и другие, с кратким описанием и примером одной и той же темы — «Строение атома» — как она могла подаваться в учебниках того времени.
1. СССР, 1930–1950-е гг.
Контекст: После реформы 1930-х годов советская школа стала строго академической. Учебники писались ведущими учёными (например, Кикоин, Ландсберг), без «лишних слов».
Пример темы:
«Атом состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов, движущихся вокруг него. Ядро содержит протоны и нейтроны. Диаметр атома ~10⁻¹⁰ м, ядра — ~10⁻¹⁵ м.»
2. ГДР (Восточная Германия), 1950–1970-е гг.
Контекст: Высокий уровень технического образования, учебники строго научны, ориентированы на подготовку к инженерной деятельности.
Пример:
«Der Atomkern besteht aus Protonen und Neutronen; die Elektronen bewegen sich in diskreten Bahnen um den Kern gemäß dem Bohrschen Atommodell.»
3. Китай, 1950–1960-е гг. (после создания КНР)
Контекст: Под влиянием советской модели — лаконичные, фактически насыщенные учебники, особенно по естественным наукам.
Пример:
“原子由原子核和电子组成,原子核包含质子和中子,电子绕核运动。”
(Атом состоит из ядра и электронов; ядро содержит протоны и нейтроны; электроны движутся вокруг ядра.)
4. Япония, 1955–1975 гг.
Контекст: После Второй мировой войны Япония реформировала образование, сделав упор на точные науки. Учебники были компактными и насыщенными.
Пример:
「原子は、陽子と中性子からなる原子核と、その周りを回る電子から構成される。」
(Атом состоит из ядра, содержащего протоны и нейтроны, и электронов, вращающихся вокруг него.)
5. Франция, 1960–1980-е гг. (реформа «новой математики» и строгие программы)
Контекст: Акцент на логике и строгости. Учебники по физике и химии были сухими, но информативными.
Пример:
«L’atome est constitué d’un noyau (protons + neutrons) entouré d’électrons en mouvement.»
6. Польша, 1950–1970-е гг.
Контекст: Под влиянием СССР — учебники по физике и химии писались профессорами, без «разжёвывания».
Пример:
„Atom składa się z jądra (protony i neutrony) oraz elektronów krążących wokół jądra.”
7. Чехословакия, 1950–1980-е гг.
Контекст: Высокий уровень технического образования. Учебники — краткие, с формулами и схемами.
Пример:
„Atom se skládá z jádra (protony a neutrony) a elektronů obíhajících kolem jádra.“
8. Венгрия, 1950–1970-е гг.
Контекст: Сильная математическая и физическая школа. Учебники — лаконичные, но глубокие.
Пример:
„Az atom magból (protonok és neutronok) és körülötte keringő elektronokból áll.”
9. Куба, 1970–1980-е гг.
Контекст: После революции — массовое образование по советскому образцу. Учебники были простыми, но фактологически плотными.
Пример:
«El átomo está compuesto por un núcleo (protones y neutrones) y electrones que giran alrededor.»
10. Индия, 1960–1980-е гг. (NCERT ранние издания)
Контекст: Учебники NCERT в первые десятилетия были написаны ведущими учёными (в т.ч. с участием Нобелевских лауреатов), без «воды».
Пример:
“An atom consists of a nucleus containing protons and neutrons, with electrons orbiting around it.”
11. Южная Корея, 1970–1980-е гг.
Контекст: Быстрое развитие образования в рамках индустриализации. Учебники — краткие, насыщенные, без иллюстраций-«украшений».
Пример:
“원자는 양성자와 중성자로 이루어진 원자핵과 그 주위를 도는 전자로 구성된다.”
12. Болгария, 1960–1980-е гг.
Контекст: Советская модель образования. Учебники по физике — строгие, с акцентом на формулы.
Пример:
„Атомът се състои от ядро (протони и неутрони) и електрони, движещи се около ядрото.“
13. Румыния, 1970–1980-е гг. (при Чаушеску)
Контекст: Несмотря на идеологию, учебники по естественным наукам оставались технически насыщенными.
Пример:
„Atomul este format dintr-un nucleu (protoni și neutroni) și electroni care se rotesc în jurul acestuia.”
14. СССР, 1970–1980-е гг. («золотой век» школьных учебников)
Контекст: Пик качества — учебники Кикоина (физика), Рудзитиса (химия), Погорелова (геометрия). Минимум воды, максимум сути.
Пример:
«Атом состоит из ядра, в котором находятся протоны и нейтроны, и электронов, движущихся вокруг ядра по определённым орбитам.»
15. Китай, 1980–1990-е гг. (после реформ Дэн Сяопина)
Контекст: Возврат к академическому строю, усиление STEM-образования. Учебники — краткие, с акцентом на задачи и формулы.
Пример:
“原子结构:原子核(质子+中子)+核外电子。”
(Строение атома: ядро (протоны + нейтроны) + электроны вне ядра.)/
Топ-20 лучших книг по саморазвитию, признанных как классикой жанра, так и современными бестселлерами.
Список составлен с учётом практической пользы, научной обоснованности, влияния на читателей и долгосрочной актуальности. Книги охватывают разные аспекты: продуктивность, мышление, привычки, эмоциональный интеллект, цели, осознанность и личностный рост.
- Дейл Карнеги — «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» (1936)
- О чём: Искусство общения, убеждения и построения отношений.
- Почему важно: Работает через 90 лет. База для социального интеллекта.
- Наполеон Хилл — «Думай и богатей» (1937)
- О чём: Психология успеха, сила мышления, установка на изобилие.
- Почему важно: Вдохновила миллионы предпринимателей.
- Стивен Кови — «7 навыков высокоэффективных людей» (1989)
- О чём: Принципы личной и профессиональной эффективности.
- Почему важно: Системный подход к жизни, а не просто советы.
- Виктор Франкл — «Человек в поисках смысла» (1946)
- О чём: Логотерапия, поиск смысла даже в страдании.
- Почему важно: Не просто саморазвитие — философия выживания и роста.
- Роберт Кийосаки — «Богатый папа, бедный папа» (1997)
- О чём: Финансовое мышление, активы vs пассивы.
- Почему важно: Изменил взгляд миллионов на деньги.
Современные бестселлеры (научно обоснованные и практичные)
- Джеймс Клир — «Атомные привычки» (2018)
- О чём: Как маленькие изменения создают большую трансформацию.
- Почему важно: Научный подход к формированию привычек. Лучшая книга по теме.
- Кэрол Дуэк — «Гибкое сознание» (2006)
- О чём: Fixed vs Growth Mindset — как вера в развитие влияет на успех.
- Почему важно: Подтверждено исследованиями в образовании и бизнесе.
- Энди Грув — «Только параноики выживают» (1996)
- О чём: Стратегическое мышление, управление в условиях кризиса.
- Почему важно: От легендарного CEO Intel. Полезно даже не предпринимателям.
- Райан Холидей — «Эго — враг» (2016)
- О чём: Стоицизм в современном мире, опасность самолюбования.
- Почему важно: Антидот современному нарциссизму и «культу личности».
- Кал Ньюпорт — «Глубокая работа» (2016)
- О чём: Концентрация в эпоху отвлечений.
- Почему важно: Критически важный навык в цифровом мире.
- Бренé Браун — «Дары несовершенства» (2010)
- О чём: Уязвимость, аутентичность, принятие себя.
- Почему важно: Научно-психологический подход к эмоциональной зрелости.
- Марк Мэнсон — «Тонкое искусство пофигизма» (2016)
- О чём: Выбор того, на что стоит обращать внимание.
- Почему важно: Ироничный, но глубокий взгляд на ценности.
- Питер Тиль — «От нуля к единице» (2014)
- О чём: Инновации, монополии, мышление «вне конкуренции».
- Почему важно: Меняет взгляд на бизнес и карьеру.
- Джордж Леонард — «Мастерство» (1992)
- О чём: Путь к мастерству через плато, дисциплину и любовь к процессу.
Почему важно: Антипод «быстрого успеха».
- Юваль Ной Харари — «21 урок для XXI века» (2018)
- О чём: Как оставаться человеком в эпоху ИИ, кризисов и дезинформации.
- Почему важно: Философское саморазвитие для сложного мира.
Дополнительные рекомендации (менее известные, но мощные)
- Сенека — «Письма Луцилию» (I век н.э.)
- Стоицизм в действии — как жить спокойно и мудро.
- Михай Чиксентмихайи — «Поток» (1990)
- О состоянии полной вовлечённости — ключ к счастью и продуктивности.
- Адам Грант — «Оригиналы» (2016)
- Как нестандартные мыслители меняют мир — без безумного риска.
- Дэвид Аллен — «Как привести дела в порядок» (GTD) (2001)
- Система управления задачами, проверенная десятилетиями.
- Ичиро Касима — «Искусство учиться» (2008)
- Как учиться эффективно, особенно в сложных дисциплинах (шахматы, боевые искусства).
Как читать этот список?
- Начните с «Атомных привычек» — самая практичная книга для повседневного роста.
- Если вы в кризисе — читайте Франкла или Сенеку.
- Для карьеры — Кови, Ньюпорт, Тиль.
- Для эмоционального роста — Браун, Мэнсон, Дуэк.
САМОЕ ГЛАВНОЕ - ДУМАЙ И ИЩИ, здесь не всё предоставлено
+ БОНУС
- Сайт, где можно скачать учебники и книги в PDF-файле, и Советские учебники (+ в поиске вводите "советский учебник/советская книга, как делать .... (вводите своё) ").
На этом с вами я прощаюсь, всем добра!