«Петербургский листок», 15 октября 1907 г.
В сетях иоаннитов.
Таинственная история исчезновения двух еврейских девочек Почталиц, выкраденных сектанткой иоанниткой, уже известна нашим читателям. Вчера, 14-го октября, эта история окончательно раскрылась.
Как их нашли!
Исчезновение девочек произвело необычайный переполох в семье Почталиц. Родители бросилась по всем направлениям столицы. Кто-то случайно обратил внимание г-жи Почталиц, что прислуга Дарья принадлежит к опасной иоаннитской секте. Возникло предположение, что дети попали в ловушку иоаннитов. Это дало повод г-же Почталиц поехать в Ораниенбаум. Здесь она блуждала несколько дней и, наконец нашла кое-какие следы своих исчезнувших девочек.
На Дворцовом проспекте в д. № 6 живет иоаннитский деятель, носящий кличку «Михаила Архангела». Г-жа Почталиц направилась к нему, но ничего не смогла сделать, и должна была уехать домой с пустыми руками. Лишь через четыре дня в воскресенье, 23-го сентября, ей удалось убедить полицию произвести обыск. Требование обыска произвело громадное впечатление на жителей Ораниенбаума. Живущие в доме противились; обыватели стали на сторону г-жи Почталиц. Разыгрался большой скандал. Некоторые грозили разнести дом – приют иоаннитов. Произведенный обыск, однако, не дал положительных результатов. Убитая горем мать ехала печально в поезде Балтийской железной дороги в Петербург.
Случайные знакомцы
От станции Старый Петергоф рядом с г-жой Почталиц сели два пассажира. Они обратили внимание на грустный вид соседки
- Что с Вами, сударыня? - спросили они. Г-жа Почталиц поведала им свое горе.
- Вот что, сударыня, мы люди коммерческие, торгуем лошадьми в районах Кронштадта, Ораниенбаума и вообще Балтийской линии, - сказал один из незнакомцев.
-Нам приходится ездить всюду, скажите приметы Ваших дочерей, может быть мы отыщем их. Г-жа Почталиц описала приметы детей. Незнакомцы назвались А. Л. Чистяковым и М. Горониборком. Г-жа Почталиц так мало поверила их обещаниям, что вскоре даже забыла о своих случайных соседях.
Дети найдены.
По приезде в Петербург г-жа Почталиц тщетно стучалась в различные учреждения и просила помочь ее горю. Пробовала она подействовать через барона Гинцбурга (прим. очевидно речь идет о бароне Гинцбурге Давиде Горациевиче (1857—1910гг.),гебраист, еврейский общественный деятель, спонсор издания и соредактор «Еврейской энциклопедии»), но кроме рекомендательного письма к одной даме-патронессе ничего не получила. Наконец, г-жа Почталиц обратилась к присяжному поверенному Грузенбергу. Последний предложил ей заявить прокурору окружного суда.
Это был единственный исход. Случилось нечто неожиданное. Поздно вечером на вчерашнее, 14-е октября, на имя отца, г-на Почталиц пришла телеграмма: «Дети найдены. Последний поезд 12 час. 40 мни. Чернов». Это был знакомый семьи Почталиц в Ораниенбауме, которого мать посвятила в свое несчастье. Г-жа Почталиц помчалась сюда и явилась в участок.
На пристани.
Оказалось, что забытые г-жею Почталиц незнакомцы не дремали. Вечером на вчерашнее, 14-о октябри, они с пароходом около 9 часов отплыли от Кронштадтской пристани к Ораниенбауму. Пассажиров было немного. Внимание обоих торговцев привлекла оригинальная группа. В углу каюты II-класса на скамейке сидели две девочки. Около них находились в качестве спутников какой-то рослый мужчина и молоденькая женщина. Рядом сидел солдат.
- Да ведь это девочки г-жи Почталиц, — мелькнуло у Чистякова и его спутника. Они стали следить, не подавая подозрений. Пароход, подошел к пристани. Чистяков и Горониборк тотчас очутились около странной группы.
- Чьи это дети?- вдруг задали они вопрос спутникам девочек.
- Это моя дочка, - ответила смело женщина.
- А это моя, - прибавил рослый мужчина.
- Это их дети, – подтвердил солдат. Но добровольные искатели подняли шум... — Господа, видите, - это пропавшие дочери Почталиц. Их ищут… Городовой!
Однако страж молча стоял на своем посту.
– Их украли иоанниты, - кричали «искатели».
Выросла толпа. Подошла случайно местная домовладелица г-жа Клейн, знакомая семьи Почтатиц.
– Да, конечно, - это дети Почталиц.
- Как ваша фамилия, - обратился Чистяков к детям.
- Почталиц,- аявила одна из них.
Вся «группа» была отведена в участок. Арестовали спутницу детей, оказавшуюся Дарьей Шикуриной и рослого парня. В участок по требованию г-жи Клейн явилась знакомая г-жи Почталиц, г-жа Чернова, знавшая об исчезновении девочек, и захватившая фотографическую карточку. В то же время дали телеграмму семье Почталиц. Девочки плакали и особенно, когда городовые забирали Дашу. Они бросались к дверям, за которыми она исчезла. Вскоре прибыла сюда из Петербурга мать, которую маленькие дочери встретил весьма недружелюбно.
В квартире Почталиц.
Вчера же на удалось побывать в квартире г-жи Почталиц на Гороховой улице, в д. № 28, и услышать повесть о злоключениях девочек. Крошки беглянки смуглые девочки, 13 и 11 лет. Старшая – Бэлла, младшая – Дора. Бэлла и Дора с большими умными глазами, кажутся развитыми не по летам детьми. Одна из них воспитанница Петропавловской школы, другая – одного из частных французских пансионов.
С трудом нам удалось поговорить с ними в присутствии г-жи Почталиц и ее старшего сына. Дора упорно молчит. Бэлла урывками кое-что передает, но в общем получилась довольно яркая картина «иоаннитской» пропаганды. Дети, как уже известно, ушли в школу еще 19-го сентября. По обыкновению, мать посылала завтрак детям с прислугой. Увы! На этот раз прислуга ни той, ни другой школьницы на месте не нашли.
Начались поиски и ….длились до вечера на вчерашнее 14 октября. Почти целый месяц пребывания в иоаннитских кружках крошек-евреек!
Как они попали?
В настоящее время уже установлено, что дети сделались жертвами «пропаганды» одной из служительниц «иоаннитской шайки», поступившей в качестве прислуги к г-же Почталиц, Дарьи Алексеевны Шикуриной.
Шикурина, - ей всего 19 лет, - была нанята г-жой Почталиц как раз перед отъездом на дачу в Поповку, по Николаевской железной дороге. Даша часто отлучалась с места к своему отцу, но, видимо пропадала на Карповке в небезызвестном Иоанновском монастыре.
Г-жа Почталиц несколько раз стала находить в книгах детей различные записи из евангельских текстов. Появление у еврейских девочек несоответствующих религии выдержек, поразило мать. Она стала присматриваться, и увидела сближение Даши с детьми на почве какой-то проповеди.
Даша была изгнана. Но полагают, что она видалась с Бэллой и Дорой. Они свободно ходили из школы домой и возможны были встречи… Девочки о чем-то между собой «шептались», что-то хранили… Наконец они исчезли…Ушли они из дому около 9 часов утра, а около 10 на дворе видели Дарью.
- Мы вместо школы отправились на пароходную пристань, - говорила им Бэлла.
- А кто вас провожал?
- Никто…. Одни, без билетов, между пассажирами прошли и уехали. А на пристани нас встретили женщины и девушки.
Но об именах встретивших дети ничего не говорят. Вообще девочки держатся, как будто хранят какую-то «святую тайну неведомых миров». Особенно они молчат, когда вопрос касается истории Даши. Она их точно загипнотизировала.
Где они были?
Характерно, что Дора и Бэлла дают сбивчивые показания о месте своего пребывания. Бэлла говорит о какой-то поездке в Москву.
- Мы там были . Ехали четверть суток… Не, полторы суток, туда… Такой маленький городок!....Очевидно это Кронштадт.
- Нас привезли в большую квартиру (ни номера дома, ни улицы Бэлла не указывает).
Здесь было 5-6 комнат. Мебель хорошая. Столовая Гостиная… Мы отдельно спали! Нас все окружали девушки. Детей не было там. Только мы двое. Нас кормили три раза в сутки.
В 11 часов утра чаем поили. В 2 часа- обед. В 8 – ужин.
- Мяса мы не получали. Мы, я и сестра мяса давно не любим!
Они нас кормили грибами, рыбой, варениками. Три блюда полагалось.Вечером все молились. Мы тоже стояли на молитве. В эту квартиру зачастую приезжали разные люди. Постоянных жильцов, было немного. Мы снова пытались узнать адрес от детей. Но они его не называют. Детей мало пускали гулять.
- Да мы и не хотели. Зачем «шататься» по улицам, - философски заметила Бэлла.
- Ну. Что же вы скучали там?
- Им весело было. Они даже песни пели, - добавляет мать.
Очевидно, эти песни – молитвы на собраниях. О детях заботились. Им всю одежу из дому заменили новой. Их покровители купили теплое пальто, сапоги, простое ситцевое платье. Доре остригли роскошные волосы…
- Я сама так пожелала, - говорит девочка. – И меня остригли!
- У ней волосы были грязные. – вставляет Бэлла.
Путешествия детей.
В целях-ли сбить с толку поиски полиции, или в иных каких, детей не держали долго в Кронштадте. Их увозили иногда в Ораниенбаум. Сколько раз – дети не помнят.
В Ораниенбауме по этому поводу были произведены обыски в д. № 6 по Дворцовому проспекту, где живет «Михаил Архангел» или купец из Александровского рынка Петров с «Ильей пророком», и в дачной местности «Илимовские места». Где проживает одна из «святых». Обыски здесь при участии петербургских агентов и родственников Почталиц не дали результатов. Заглядывали агенты даже в богатые шкафы с массой разной одежды, полагая, что девочки спрятаны здесь, но тщетно….Однако, опрос различных соседей показал, что детей видели здесь. Сами девочки по этому поводу ничего не говорят. Удалось достать важные указания, что дети еще в мае текущего года успели на короткое время побывать в «Кронштадтских святынях». Их видели некоторые дворники…
Причины похищения детей
Разумеется, одной из целей похищения было желание увлечь маленьких евреек в Христианскую религию и, самое главное, в иоаннитский толк. В глазах главарей этой наглой секты такое дело могло причислиться к подвигам. Но главным образом, надо думать, что главари иоаннитов не потеряли из виду и состоятельности отца Бэллы и Доры, слывущего за коммерческого человека с деньгой и имеющего большой магазин золотых и бриллиантовых вещей.
Трудно добиться от девочек, был ли над ними совершен обряд крещения сектантами, но мать нашла на их груди небольшие крестики на ленточках…Бэлла смутно передает, что их водили к какому-то «пастору».
- Мы раз были в соборе (очевидно в Андреевском в Кронштадте).
- Вас не видел отец Иоанн?
- Какой? Точно притворяясь говорит Бэлла. Ей показали фотографию отца Иоанн Сергиева.
- Да, мы его видели в церкви, - признала по фотографии девочка.
Пребыванию в среде иоаннитов уже, видимо, сильно экзальтировало девочек. Дома они еще продолжают молиться. Становятся на колени….При встрече с матерью в Ораниенбауме младшая Дора в слезах экзальтировано закричала:
- Я не хочу домой. Иди прочь, иди прочь!
Бэлла также плача заявила:
-Я к тебе вернусь, если ты будешь креститься, мама. Только ты Дашу не оставь. Мы будем вместе!..
Дети страшно рыдали. При задержании спросили Шикурину:
- Зачем ты это сделала?
- Я думала, что им лучше так будет, а вышло иначе. Ну, и берите их! – нагло заявила она.
Характерно, что ее выпустили из участка вчера же, 14-го октября. Знаменитые разоблачения их закулисных религиозных «радений» иоаннитской шайки, о чем своевременно оповещал читателей «Петербургский Листок», побудил полицию Ораниенбаума предложить г-же Почталиц пригласить врача для освидетельствования детей. Мать согласилась. Приглашенный врач на этот раз дал утешительный «диагноз».
В настоящее время беглянки уже успокоились. Семья окружила их самыми нежными заботами, но какая-то тайна все-таки гнетет невольных жертв иоаннитских детей и родителям придется выдержать с ними упорную борьбу. .
Младшая Дора, между прочим, несколько раз пыталась извлечь из записной книжки брата маленький портрет отца Иоанна, который был найден во время поиска сестер в одной из квартир иоаннитов.
Сид.
Продолжение следует....