Тема занятия: «Путешествие в мир роботов. Знакомство с Lego WeDo 2.0»
Продолжительность: 60-90 минут.
Цель занятия:
Познакомить учащихся с базовыми понятиями робототехники, историей конструктора Lego WeDo 2.0, вызвать интерес к конструированию и программированию.
Задачи:
· Образовательные:
· Дать первоначальное представление о роботах и робототехнике.
· Познакомить с историей создания конструктора Lego WeDo 2.0.
· Изучить основные компоненты конструктора (СмартХаб, мотор, датчики).
· Научить правильно хранить и сортировать детали.
· Развивающие:
· Развивать логическое и пространственное мышление.
· Развивать мелкую моторику.
· Развивать внимание и умение следовать инструкции.
· Воспитательные:
· Воспитывать аккуратность, собранность и дисциплину при работе с конструктором.
· Формировать навыки работы в мини-группе (2 человека).
· Пробудить интерес к исследовательской и инженерной деятельности.
Оборудование и материалы:
· Компьютеры или планшеты (1 на пару) с установленным ПО Lego Education WeDo 2.0.
· Конструкторы Lego WeDo 2.0 (1 на пару).
· Интерактивная доска или проектор для демонстрации.
· Презентация с картинками и видео (история роботов, примеры моделей WeDo).
· Коробки или лотки для сортировки деталей.
План занятия:
1. Организационный момент (5-7 минут)
· Приветствие и настрой. Педагог приветствует детей, создает дружескую атмосферу.
· Знакомство. Краткое знакомство с детьми (можно в игровой форме: имя и, например, «какой твой любимый механизм или прибор?»).
· Формулировка темы и целей. «Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие в мир робототехники! Вы узнаете, что такое роботы, познакомитесь с удивительным конструктором Lego WeDo 2.0 и соберете свою первую модель!»
2. Теоретическая часть, беседа (10-15 минут)
· Вводная беседа о роботах:
· «Кто такие роботы? Где вы с ними встречались?» (Ответы детей: в мультфильмах, фильмах, пылесосы-роботы, заводские манипуляторы).
· Обобщение: «Робот — это машина, которая может выполнять действия автоматически, по заданной программе. Часто она похожа на человека или животное».
· История роботов (кратко и ярко):
· Рассказать, что идеи о механических помощниках были еще в древних мифах (например, миф о Золотом Троянском коне).
· Показать картинки или схему первого человекообразного робота Леонардо да Винчи (механический рыцарь).
· Объяснить, что само слово «робот» придумал писатель Карел Чапек в 1920 году.
· Сделать акцент на современности: «Сегодня роботы помогают нам в космосе, медицине, на заводах и даже дома!»
· История нашего помощника — Lego WeDo 2.0:
· «А вот наш главный помощник в изучении роботов — конструктор Lego WeDo 2.0».
· Показать коробку с конструктором. «Компания Lego создала его специально для юных инженеров и исследователей, чтобы вы могли с легкостью учиться собирать и программировать своих первых роботов. Он появился не так давно, в 2016 году, и стал продолжением очень популярного первого WeDo».
· «Его главная особенность — он беспроводной! Роботом можно управлять с планшета без проводов».
3. Знакомство с конструктором (10 минут)
· Демонстрация основных элементов (педагог показывает на своем наборе или на проекторе):
· СмартХаб (Smart Hub): «Это мозг нашего робота. В него мы будем подключать мотор и датчики, а он по беспроводной связи будет общаться с компьютером».
· Электромотор: «Это сердце и мышцы робота. Он заставляет наши модели двигаться».
· Датчик движения (Tilt Sensor): «Это глаза робота. Он понимает, наклонен ли он вперед, назад или его трясут».
· Датчик расстояния (Motion Sensor): «А это еще одни глаза, которые видят, есть ли перед ним препятствие».
· Детали Lego: Показать отличие осей, балок, кирпичиков. Объяснить важность аккуратного обращения.
· Правила работы с конструктором:
· «Детали не бросаем и не берем в рот».
· «После работы все детали раскладываем по коробкам так, как они лежали в начале».
· «Работаем в паре, помогаем друг другу».
4. Практическая часть: Первая сборка (25-35 минут)
· Задача: Собрать простейшую модель, которая демонстрирует работу мотора.
· Модель: «Вращающийся пропеллер» или «Простая машинка с мотором».
· Инструкция:
1. Раздайте конструкторы и помогите детям подключить СмартХаб к компьютеру/планшету через Bluetooth.
2. Запустите ПО Lego WeDo 2.0.
3. Предложите найти в библиотеке моделей первую, самую простую (часто это «Вращающийся пропеллер»).
4. Дети начинают сборку, следуя анимированным инструкциям на экране. Педагог ходит по классу, помогает, подсказывает.
· Программирование (самое простое):
· Когда модель собрана, перейти во вкладку «Программирование».
· Показать базовый блок «Запуск мотора». Объяснить: «Это команда для мотора. Мы ее ставим, и мотор начинает крутиться».
· Дать детям возможность запустить свою программу и увидеть, как мотор приводит их модель в движение.
· Эксперимент: предложить изменить мощность мотора (сделать вращение быстрее/медленнее).
5. Рефлексия и подведение итогов (5-7 минут)
· Обсуждение:
· «Что нового вы сегодня узнали?»
· «Что было самым интересным?»
· «С какими трудностями столкнулись?»
· Демонстрация работ. Предложить нескольким парам показать свои собранные модели.
· Анонс следующего занятия: «На следующем уроке мы с вами соберем нашего первого настоящего робота — вертолет или гоночную машинку, и научимся управлять им с помощью датчиков!»
· Уборка рабочих мест. Дети под руководством педагога аккуратно разбирают модели и раскладывают детали по коробкам.
Совет педагогу:
Главное на первом занятии — не перегрузить информацией. Создайте атмосферу игры и открытий. Похвала и поддержка на каждом этапе — ключ к успеху