Найти в Дзене

Ушла эпоха OLM-A: разбор последнего запуска Starship V2

Вчера ночью, 14 октября, в свой последний рейс отправился корабль Starship второй итерации. Полёт стал самым успешным в истории этой версии - все цели выполнены без накладок. Слетав первый в IFT8 (6.03.2025), этот бустер ждал 223 дня своего второго запуска. Он сохранил 24 двигателя, проверенных в предыдущем полёте. Команда SpaceX заменила всего 9 новых, последних, Raptor-2. На старте включились все 33 двигателя и без проблем отработав положенное время, вывели S38 на необходимую для разделения высоту. В этот раз, так же как и в двух предыдущих, было продемонстрировано контролируемое разделение ступеней. Система повернулась на 90° градусов по крену, а заваренные отверстия в HSR помогли перевернуть бустер через верх, экономя при этом топливо ускорителя. При повторном зажигании для торможения отказал один из 13 двигателей, однако система снова прекрасно с этим справилась. Этот же двигатель смог запустится на финальном зажигании. При возврате снова был протестирован полёт под высоким углом
Оглавление

Вчера ночью, 14 октября, в свой последний рейс отправился корабль Starship второй итерации. Полёт стал самым успешным в истории этой версии - все цели выполнены без накладок.

Booster 15-2:

Слетав первый в IFT8 (6.03.2025), этот бустер ждал 223 дня своего второго запуска. Он сохранил 24 двигателя, проверенных в предыдущем полёте. Команда SpaceX заменила всего 9 новых, последних, Raptor-2.

На старте включились все 33 двигателя и без проблем отработав положенное время, вывели S38 на необходимую для разделения высоту.

В этот раз, так же как и в двух предыдущих, было продемонстрировано контролируемое разделение ступеней. Система повернулась на 90° градусов по крену, а заваренные отверстия в HSR помогли перевернуть бустер через верх, экономя при этом топливо ускорителя.

При повторном зажигании для торможения отказал один из 13 двигателей, однако система снова прекрасно с этим справилась. Этот же двигатель смог запустится на финальном зажигании.

При возврате снова был протестирован полёт под высоким углом атаки, а уникальная посадочная конфигурация использовала 5 двигателей, вместо 3 после отключения среднего кольца (Данная схема будет использоваться в новых ускорителях V3), после чего В15 завис на высоте +-200 метров и через некоторое время выключил двигатели и упал в залив.

В15 при снижении
В15 при снижении

Ship 38-1:

Являясь последним в своём роде, он смог выполнить то, чего не смог (и не мог бы) даже S37 - выполнить контролируемый облёт по полуокружности перед посадкой.

Тестовая компания S38 также была самой успешной среди всех v2 — ни одной замены двигателей и повторных тестов.

После разделения корабль успешно прошёл SECO, однако сразу после разделения было довольно напряжённо - на камерах из двигательного отсека была замечена утечка и работа системы пожаротушения, которая успешно справилась со своей работой. Из интересного, что на примерно 12-13-ой минуте полёта произошла неизвестная вспышка в районе двигателей. Предположительно она имела схожую природу со взрывом на S37, но была слабее.

В этом полёте, как и в предыдущем, на траекторию были выведены 8 макетов спутников Starlink V3. Команде SpaceX удалось окончательно наладить работу PEZ-диспансера и в этот раз без ударов и застреваний двери.

Войдя в атмосферу корабль сориентировался в необходимое положение для нормального возврата. Во время полёта в плазме были протестированы повороты по крену и рысканью, необходимые для контроля точки посадки. При финальном заходе на посадку S38 также продемонстрировал нам контролируемый поворот, который в будущем будет использоваться для захода на ловлю в Starbase - это необходимо для безопасного облёта населённых районов.

-3

В проекция на карту в районе Starbase:

-4

Точность посадки, как и в IFT10, осталась в пределах нескольких метров. К сожалению корабль сел «с краю» изображения и мы не смогли разглядеть состояние корабля. Однако сегодня SpaceX порадовали нас новыми фото и видео.

Утечка из основного бака с кислородом и небольшое возгорание рядом с посадочными баками, как следствие снятия плиток (по 4 штуки) и прогара при агрессивном профиле.
Утечка из основного бака с кислородом и небольшое возгорание рядом с посадочными баками, как следствие снятия плиток (по 4 штуки) и прогара при агрессивном профиле.

Оранжевого цвета в этот раз сильно меньше, но он присутствует. Откуда? Всё также из-за снятых плиток и местами снятой вторичной теплозащиты - голая сталь расплавилась при возврате. Кстати плиток с охлаждением в этот раз не было, вероятно они отправлены на доработку после окрашивания S37.

Полное видео посадки с дрона можете посмотреть тут:

Интересное на трансляции:

Помимо самого Starship-а давайте обратимся к «сливам»:

  • Starlink V3. Были показаны рендеры и сравнение с предыдущими версиями.
  • Booster V3. Нам были продемонстрированы компоненты и тестовые изделия ускорителей нового поколения. В18 должен быть готов к концу октября (вчера заметили финальную, верхнюю секцию). Вероятно не так далеко до первых примерок к OLM-B
  • Запуски из Флориды. Снова нас «кормят» рендерами нескольких систем Starship, готовых к запуску с мыса Канаверал. Будем с нетерпением ждать, тем более что первый стартовый стол готов примерно на 70% — установлены опоры для самого стола и дефлекторы пламени. Сама «коробка из-под пиццы» также на завершающей стадии строительства.
  • Raptor-3. Впервые показали прожиг и отклонение векторы а тяги атмосферного двигателя и прожиг вакуумной версии. Очень удивил ровный, голубой, цвет пламени даже про запуске на земле (у Raptor-2 больше оранжевых оттенков).

Ну и понятно снова показали картинки Gigabay, строительство которых ведутся параллельно и в Техасе, и во Флориде.

Испытания B18.3
Испытания B18.3

Повреждённый Massey’s Range лишь частично утратил работоспособность. CanCrusher и криостенд для бустеров исправны:

В18.1 внутри CanCrusher.
В18.1 внутри CanCrusher.

Больше информации по Booster V3 сформировали больше вопросов. Например будет ли чем-то покрыта верхушка для защиты от двигателей корабля при разделении, для многократного использования.

Визуально это чистые листы стали. Возможно будет слой термозащиты.
Визуально это чистые листы стали. Возможно будет слой термозащиты.

Судьба OLM-A — «бублика под старшипом»:

Как не прискорбно это сообщать, но знаменитая площадка будет снесена и заменена на конструкцию, аналогичную OLM-B. Лапки Мехазиллы же ждёт «обрезание» — их укоротят на два сегмента (сейчас их 4 и половиной, против 2.5 у Т-Rex).

Этот стартовый стол и башня пережили:

  1. Разрушение OLM в ходе IFT-1, когда двигатели SuperHeavy B7 оставили после себя 20 метровый кратер.
  2. Модернизацию и установку WDS - водяной завесы.
  3. Три ловли ускорителя: В12, В14 и В15.
  4. Сход ролика каретки лапок при стыковке корабля перед IFT-8.
  5. 11 тестовых запусков, из которых 1 полностью неудачных, 5 частично успешных и 5 полностью успешных.
  6. Два корабля, которые прожгли не на Мэсси - S37 и S38.
  7. И наконец - почти версии корабля (v1: S20-S32, v2: S33-S38) и бустера (v0,5: B4, v1: B7-B13, v2: B14-B16). V3 будет запущен уже с модифицированной площадки
Первый Full Stack - S20&B4 был собран с помощью крана. 06.08.2021
Первый Full Stack - S20&B4 был собран с помощью крана. 06.08.2021

Заключение:

За последний год система Starship&SuperHeavy изменилась до неузнаваемости — от ракеты с отказами в каждом полёте, до частично (и то временно) многоразовой системы, которая продолжает совершенствоваться и обновляться для повышения стабильности, улучшения характеристик, и конечно же для самых красивых стартов и посадок, которые мы можем наблюдать.

Головная часть Ship39 - первого корабля v3, который выше v2 всего на метр, но имеет увеличенный грузовой отсек и немного большие баки. Также имеет пассивные агрегаты для стыковки.
Головная часть Ship39 - первого корабля v3, который выше v2 всего на метр, но имеет увеличенный грузовой отсек и немного большие баки. Также имеет пассивные агрегаты для стыковки.

Ну а на этом мы заканчиваем следить за Starship V2, переключаемся и новую версию и надеемся что она не подведёт.