Вчера ночью, 14 октября, в свой последний рейс отправился корабль Starship второй итерации. Полёт стал самым успешным в истории этой версии - все цели выполнены без накладок.
Booster 15-2:
Слетав первый в IFT8 (6.03.2025), этот бустер ждал 223 дня своего второго запуска. Он сохранил 24 двигателя, проверенных в предыдущем полёте. Команда SpaceX заменила всего 9 новых, последних, Raptor-2.
На старте включились все 33 двигателя и без проблем отработав положенное время, вывели S38 на необходимую для разделения высоту.
В этот раз, так же как и в двух предыдущих, было продемонстрировано контролируемое разделение ступеней. Система повернулась на 90° градусов по крену, а заваренные отверстия в HSR помогли перевернуть бустер через верх, экономя при этом топливо ускорителя.
При повторном зажигании для торможения отказал один из 13 двигателей, однако система снова прекрасно с этим справилась. Этот же двигатель смог запустится на финальном зажигании.
При возврате снова был протестирован полёт под высоким углом атаки, а уникальная посадочная конфигурация использовала 5 двигателей, вместо 3 после отключения среднего кольца (Данная схема будет использоваться в новых ускорителях V3), после чего В15 завис на высоте +-200 метров и через некоторое время выключил двигатели и упал в залив.
Ship 38-1:
Являясь последним в своём роде, он смог выполнить то, чего не смог (и не мог бы) даже S37 - выполнить контролируемый облёт по полуокружности перед посадкой.
Тестовая компания S38 также была самой успешной среди всех v2 — ни одной замены двигателей и повторных тестов.
После разделения корабль успешно прошёл SECO, однако сразу после разделения было довольно напряжённо - на камерах из двигательного отсека была замечена утечка и работа системы пожаротушения, которая успешно справилась со своей работой. Из интересного, что на примерно 12-13-ой минуте полёта произошла неизвестная вспышка в районе двигателей. Предположительно она имела схожую природу со взрывом на S37, но была слабее.
В этом полёте, как и в предыдущем, на траекторию были выведены 8 макетов спутников Starlink V3. Команде SpaceX удалось окончательно наладить работу PEZ-диспансера и в этот раз без ударов и застреваний двери.
Войдя в атмосферу корабль сориентировался в необходимое положение для нормального возврата. Во время полёта в плазме были протестированы повороты по крену и рысканью, необходимые для контроля точки посадки. При финальном заходе на посадку S38 также продемонстрировал нам контролируемый поворот, который в будущем будет использоваться для захода на ловлю в Starbase - это необходимо для безопасного облёта населённых районов.
В проекция на карту в районе Starbase:
Точность посадки, как и в IFT10, осталась в пределах нескольких метров. К сожалению корабль сел «с краю» изображения и мы не смогли разглядеть состояние корабля. Однако сегодня SpaceX порадовали нас новыми фото и видео.
Оранжевого цвета в этот раз сильно меньше, но он присутствует. Откуда? Всё также из-за снятых плиток и местами снятой вторичной теплозащиты - голая сталь расплавилась при возврате. Кстати плиток с охлаждением в этот раз не было, вероятно они отправлены на доработку после окрашивания S37.
Полное видео посадки с дрона можете посмотреть тут:
Интересное на трансляции:
Помимо самого Starship-а давайте обратимся к «сливам»:
- Starlink V3. Были показаны рендеры и сравнение с предыдущими версиями.
- Booster V3. Нам были продемонстрированы компоненты и тестовые изделия ускорителей нового поколения. В18 должен быть готов к концу октября (вчера заметили финальную, верхнюю секцию). Вероятно не так далеко до первых примерок к OLM-B
- Запуски из Флориды. Снова нас «кормят» рендерами нескольких систем Starship, готовых к запуску с мыса Канаверал. Будем с нетерпением ждать, тем более что первый стартовый стол готов примерно на 70% — установлены опоры для самого стола и дефлекторы пламени. Сама «коробка из-под пиццы» также на завершающей стадии строительства.
- Raptor-3. Впервые показали прожиг и отклонение векторы а тяги атмосферного двигателя и прожиг вакуумной версии. Очень удивил ровный, голубой, цвет пламени даже про запуске на земле (у Raptor-2 больше оранжевых оттенков).
Ну и понятно снова показали картинки Gigabay, строительство которых ведутся параллельно и в Техасе, и во Флориде.
Повреждённый Massey’s Range лишь частично утратил работоспособность. CanCrusher и криостенд для бустеров исправны:
Больше информации по Booster V3 сформировали больше вопросов. Например будет ли чем-то покрыта верхушка для защиты от двигателей корабля при разделении, для многократного использования.
Судьба OLM-A — «бублика под старшипом»:
Как не прискорбно это сообщать, но знаменитая площадка будет снесена и заменена на конструкцию, аналогичную OLM-B. Лапки Мехазиллы же ждёт «обрезание» — их укоротят на два сегмента (сейчас их 4 и половиной, против 2.5 у Т-Rex).
Этот стартовый стол и башня пережили:
- Разрушение OLM в ходе IFT-1, когда двигатели SuperHeavy B7 оставили после себя 20 метровый кратер.
- Модернизацию и установку WDS - водяной завесы.
- Три ловли ускорителя: В12, В14 и В15.
- Сход ролика каретки лапок при стыковке корабля перед IFT-8.
- 11 тестовых запусков, из которых 1 полностью неудачных, 5 частично успешных и 5 полностью успешных.
- Два корабля, которые прожгли не на Мэсси - S37 и S38.
- И наконец - почти версии корабля (v1: S20-S32, v2: S33-S38) и бустера (v0,5: B4, v1: B7-B13, v2: B14-B16). V3 будет запущен уже с модифицированной площадки
Заключение:
За последний год система Starship&SuperHeavy изменилась до неузнаваемости — от ракеты с отказами в каждом полёте, до частично (и то временно) многоразовой системы, которая продолжает совершенствоваться и обновляться для повышения стабильности, улучшения характеристик, и конечно же для самых красивых стартов и посадок, которые мы можем наблюдать.