Найти в Дзене
Отмороженные истории

Исчезнувшие чумные и холерные кладбища Москвы: какие неприятные сюрпризы скрывают некоторые московские скверы, парки и дворики?

Эта статья зрела очень давно. Еще когда в далеком 2018 я узнала любопытную информацию о существовании на одном из оползающих склонов Парка звезд близ места впадения в Москву реку полуручья-полуречки с говорящим названием Гнилуша чумного детского кладбища XVI-XVII. Что после весенних оползней и половодий, мол кое-где наружу выползают и человеческие останки: кости, фрагменты гробов и сопутка. Гонимая любопытством, я даже предприняла вылазку в то место: (не с лопатой конечно, это у нас в стране карается Уголовным кодексом РФ), а с фотоаппаратом и камерой, дабы поснимать любопытный материал, дабы выложить его на запрещенном ныне ресурсе. Ничего я тогда не нашла, репортаж не удался, однако я стала всюду собирать по крупицам информацию об исчезнувших чумных (и холерных) кладбищах Москвы, неразумными властями снесёнными, потревоженными и раскуроченными со всеми вытекающими последствиями: с возведением на их месте транспортных развязок, скверов, детских парков, жилых домов, музеев и даже те

Эта статья зрела очень давно. Еще когда в далеком 2018 я узнала любопытную информацию о существовании на одном из оползающих склонов Парка звезд близ места впадения в Москву реку полуручья-полуречки с говорящим названием Гнилуша чумного детского кладбища XVI-XVII. Что после весенних оползней и половодий, мол кое-где наружу выползают и человеческие останки: кости, фрагменты гробов и сопутка.

На слиянии Москвы реки и речки Гнилуша в позднее средневековье располагалось небольшое чумное детское кладбище. Фото из сети
На слиянии Москвы реки и речки Гнилуша в позднее средневековье располагалось небольшое чумное детское кладбище. Фото из сети

Гонимая любопытством, я даже предприняла вылазку в то место: (не с лопатой конечно, это у нас в стране карается Уголовным кодексом РФ), а с фотоаппаратом и камерой, дабы поснимать любопытный материал, дабы выложить его на запрещенном ныне ресурсе. Ничего я тогда не нашла, репортаж не удался, однако я стала всюду собирать по крупицам информацию об исчезнувших чумных (и холерных) кладбищах Москвы, неразумными властями снесёнными, потревоженными и раскуроченными со всеми вытекающими последствиями: с возведением на их месте транспортных развязок, скверов, детских парков, жилых домов, музеев и даже театров🥶.

Но для начала немного приведу информации про эти опасные и до конца не побежденные болезни, некогда косившие человечество городами и странами.

Чума или черная смерть весьма популярная средневековая эпидемия, выкашивающая целые европейские столицы, носившая статус одной из первых пандемий в мире. Она была (и бывает) двух видов: бубонной (наиболее распространённая форма, когда возбудитель проникает в организм при укусе заражённой блохи, перемещается с током лимфы до лимфатического узла и начинает активно размножаться) и легочной (как осложнения первой).

Чума была настоящим бичом средневековой Европы, Москва была не исключением. Фото из сети
Чума была настоящим бичом средневековой Европы, Москва была не исключением. Фото из сети

Бубонная чума характеризовалась появлением бубонов - увеличенных лимфатических узлов, которые затрудняли движение, подвергались нагноению, вскрывались и становились заразны. Не леченная бубонная чума часто приводила к осложнению в виде лёгочной формы, когда появлялись быстро прогрессирующие симптомы: высокая температура тела, слабость, головная боль, кашель с кровавой или гнойной мокротой, боль в груди, затруднение дыхания, тошнота и рвота. Сегодня эту жуткую болезнь лечат с помощью антибиотиков. При лёгкой и среднетяжёлой форме заболевания пациенты, как правило, выздоравливают.

Но не при тяжёлом и стремительном течении болезни, когда даже современная медицина оказывается бессильной: инфекция прогрессирует молниеносно и в большинстве случаев приводит к смерти. Что уж говорить про темное средневековье, когда от чумы погибали тысячи тысяч зараженных людей.

Холера и поныне относится к особо тяжелым заболеваниям. Эта острая кишечная инфекция развивается только в организме человека и передаётся от больного здоровому фекально-оральным путём. Основные пути передачи холеры это употребление заражённой воды или пищи, заглатывание загрязнённой воды при купании в водоёмах, использование зараженной воды для хозяйственно-бытовых нужд. До сих пор ее летальность составляет до 3 процентов от всех зараженных.

Сейчас холерой болеют в основном жители третьих стран, но так было не всегда: когда то эпидемии холеры охватывали гораздо обширные территории, в том числе Европы и России🥶 Фото из сети
Сейчас холерой болеют в основном жители третьих стран, но так было не всегда: когда то эпидемии холеры охватывали гораздо обширные территории, в том числе Европы и России🥶 Фото из сети

Теперь к истории чумных и холерных кладбищ города Москвы.

В средневековой Москве жителей по традиции хоронили возле приходских церквей и монастырей, а до 1657 г. и на территории самого Кремля. Каждая ныне существующая в столице старинная церковь и уж тем более монастырь были окружен погостом того или иного размера, что зависело от древности религиозного строения и количества (а так же густонаселенности) приписанных к нему сел и деревень.

К концу XVII века в Москве уже насчитывалось свыше 300 кладбищ. Но в 1771 году в связи с поразившей город эпидемией чумы, Сенат запретил хоронить москвичей, умерших от чумы на всех московских кладбищах. За Камер-Коллежским валом (границы тогдашней территории Москвы) в том же году открывается целых несколько кладбищ: Арбатецкое, Даниловское, Дорогомиловское, Калитниковское, Миусское, Пятницкое, Семёновское и старообрядческие — Преображенское и Рогожское, чуть позднее Еврейское и Мусульманское.

В старину погосты размещались подле церквей и храмов, и только крайняя нужда (в виде Вейн и пандемий) могла заставить организовывать кладбище без них. Фото из сети
В старину погосты размещались подле церквей и храмов, и только крайняя нужда (в виде Вейн и пандемий) могла заставить организовывать кладбище без них. Фото из сети

*Примечание:

Камер-Коллежский вал - окружавшая средневековую Москву высокая земляная насыпь, окруженная снаружи рвом и заставами, находящаяся ныне за кольцом улиц, окружающих Садовое кольцо. Существовала до начала XVIII века, когда в 1742 году на ее месте была открыта Таможенная улица.

С 1918 года в угоду развития территории города и его инфраструктуры были снесены очень многие старинные кладбища, а территория оставленных сильно урезана. Привела наиболее значимые из них, след от которых сохранился на картах, в воспоминаниях современников и официальных документах.

Арбатецкое кладбище

Арбатецкое кладбище существовало с XVIII века и располагалось тогда на западной окраине села Всехсвятского. Правда тогда оно носило другое название «Солдатское». Долгое время на нём не существовало даже часовни. В основном там хоронили бедных крестьян, умерших в том числе и от эпидемий. В 1911 рядом с кладбищем все же построили небольшую одноэтажную кирпичную часовню. Площадь территории кладбища была приличной (бедных людей всегда было много) и составляла 1,27 га.

Абратецкое кладбище стало последним приютом для сотен и тысяч бедняков, в том числе погибших от чумы. Фото из сети
Абратецкое кладбище стало последним приютом для сотен и тысяч бедняков, в том числе погибших от чумы. Фото из сети

Кладбище успешно функционировало и в советское время вплоть до середины прошлого века. Затем кладбище приняли решение ликвидировать: останки людей, востребованные родственниками, перезахоронили. Сейчас на месте кладбища разбит неприметный сквер у чётной стороны улицы Алабяна. Здание часовни несмотря на значительную перестройку сохранилось и до наших дней. Летом 2005 года даже был выполнен капитальный ремонт и реконструкция. От бывшего кладбища сохранилось одно единственное дореволюционное надгробие с надписью: «Незабвенной матери от любящей дочери». Будете проходить мимо найдите его, чтоб почтить память всех, кто там был захоронен и кого ныне попирают ногами.

Дорогомиловское кладбище

Территория древнего погоста тянулась вдоль современной набережной Тараса Шевченко, от моста «Багратион» до двенадцатых домов по проспекту Кутузова. Ближе к центру располагались входящие в состав кладбища еврейские и караимские сектора.

Погост был основан вместе с семью другими аналогичными кладбищами ещё в начале XVIII века, как последствие протекавшей тогда эпидемии чумы, когда Сенат принял решение о запрете погребений в черте города. Кладбищу удалось продержаться вплоть до конца 1940-го года, когда началась массовая жилая и промышленная застройка района.

На месте Башни 2000,  театра студии япетра Фоменко а так же сквера вдоль реки в старину было чумное дорогомиловскоеикоадбище. Фото из сети
На месте Башни 2000, театра студии япетра Фоменко а так же сквера вдоль реки в старину было чумное дорогомиловскоеикоадбище. Фото из сети

Тогда родственникам усопших было предложено в срочном порядке перезахоронить прах предков на Востряковском кладбище, а в 1948 году власти сами демонтировали оставшиеся могилы. Одновременно была снесена установленная на входе в кладбище и Елизаветинская церковь 1770-х годов постройки. Могилы, находившиеся на спуске к Москве-реке, по всей вероятности, были затоплены после введения в эксплуатацию Канала им. Москвы.

В 1990-х концепцию развития микрорайона снова поменяли: на месте сквера, оставшегося от бывшего кладбища появился офисный центр «Башня 2000» и торговый мост. В ближайшем будущем другие прилегающие к набережной территории могут быть так же отданы под элитную застройку, которая вырасте в буквальном смысле этого слова на костях. Новое здание театра-студии Петра Фоменко на береговом склоне Москвы-реки располагается также ровно на месте старого Еврейского кладбища XVII—XIX веков. Будете на спектакле - помяните это.

Миусское кладбище

Ныне существующее Миусское кладбище лишь часть большого старого погоста, который как раз и начинался как чумное захоронение. Фото из сети
Ныне существующее Миусское кладбище лишь часть большого старого погоста, который как раз и начинался как чумное захоронение. Фото из сети

Расположенное недалеко от Савеловского вокзала и сохранившееся до наших дней Миусское кладбище является лишь небольшой частью старого погоста, чья форма была строго прямоугольной и занимала площадь в несколько гектаров. По свидетельству историков, Миусское кладбище было одним из первых московских кладбищ, где начались массовые чумные захоронения и является одним из самых древних чумных кладбищ.

Миусское кладбище соседствовало с Лазаревским, так же исчезнувшим кладбищем с "нехорошей" историей, которое находилось на территории нынешнего парка в Марьиной роще. В настоящее время вся северо-западная часть территория дореволюционного Миусского кладбища застроена домами с прилегающими к ним придомовыми территориями. Милое дело сидеть на лавочке возле дома или играться с детьми на газоне рядом с останками умерших от чумы десятков и сотен людей.

Пятницкое кладбище

Пятницеое кладбище тоже из очень старых и ранее имело в своей территории участок «морового кладбища», ныне застроенный жилыми домами. Фото из сети
Пятницеое кладбище тоже из очень старых и ранее имело в своей территории участок «морового кладбища», ныне застроенный жилыми домами. Фото из сети

Южнее основной территории Пятницкого кладбища, расположенного ныне по адресу Дроболитейный переулок, дом 5, владение 3, ранее существовал отдельный специальный участок, обозначенный на «Топографической карте окружности Москвы», составленной в 1818—1823 годах офицерами Квартирмейстерской Части Военно-Топографического Депо как «моровое кладбище», что прямо указывает на неприятную природу его происхождения.

Именно здесь и были, по всей видимости, самые первые массовые захоронения горожан, умерших во время эпидемий чумы и холеры. Позднее этот участок кладбища был снесен. В настоящее время здесь находится Николаевский тупик и здания Музея железнодорожной техники города Москвы. Весьма примечательно.

Дореволюционное фото Пятницкого кладбища и храмампри нем
Дореволюционное фото Пятницкого кладбища и храмампри нем

Холерные кладбища

Холерные кладбища были организованы за пределами Камер-Коллежского вала во время неоднократных эпидемий холеры, которая бушевала в Москве и округе в Х1Х веке (в 1830—1831, в 1852—1853, в 1870 и в 1892 годах) для захоронения тел горожан, умерших от коварной болезни. Умерших от холеры предписывалось хоронить исключительно на отдельных кладбищах. Похоронный обряд обычно свершался ночью при свете смоляных факелов, таким образом предотвращая распространённые опасной болезни.

Холерные кладбища находились в самых разных частях окрестностей Москвы, в настоящее время вошедших в городскую черту, а именно:

· севернее Пятницкого кладбища (на месте дома 16 стр. 3-7 по 3-ей Мытищинской улице);

· в районе Бутырского хутора (на месте дома 5А стр. 1 по проезду Добролюбова);

· северо-восточнее Кожуховского кладбища (на месте дома 2 стр. 60 по Угрешской улице);

· к юго-востоку от Живодёрной слободки (кака прелесть!) на месте дома 15 стр. 7 по Верхнему Поперечному Михайловскому проезду);

· к юго-западу от деревни Воробьево (на Воробьевых горах на территории Ботанического сада комплекса МГУ, а также на пересечении Университетского проспекта и Менделеевской улицы);

· западнее Черкизовского пруда (на месте домов 12 и 14 корп.1 по Халтуринской улице);

· севернее Преображенской площади (на месте домов 3 с корпусами по улице Малая Черкизовская);

· западнее Измайловского зверинца (на месте домов 30 стр.1, 30 стр. 2 и 30 стр. 21 по 2-му Вольному переулку).

Все холерные кладбища старой Москвы стенты с лица земли: на их месте возвышаются в основном  жилые дома и лишь один парк на Воробьевых горах
Все холерные кладбища старой Москвы стенты с лица земли: на их месте возвышаются в основном жилые дома и лишь один парк на Воробьевых горах

Как показывает история, ни одно из холерных кладбищ до настоящего времени не сохранилось. Однако они показаны на старых городских планах, например, на Нивелирном плане города Москвы, составленном Дмитрием Петровичем Рашковым в 1888—1889 годах, и карте Москвы и окрестностей 1900 года. Как видно из планов, холерные кладбища в Москве создавались в самое разное время, что легко проследить по различным картам. В частности, на Нивелирном плане Москвы 1888 года холерное кладбище у Преображенской площади отсутствует, но зато оно есть на карте окрестностей Москвы 1900 года, значит, это кладбище было организовано еще во время эпидемии холеры 1892 года.

Возбудители чумы в почве, как считают ученые, погибают через 6-7 месяцев,а на открытом воздухе и под солнечным светом через несколько часов. Возбудители холеры живут в почве чуть меньше чумных, редко переживая срок в 2-3 месяца. Видимо, эти показатели и заставили власти отнестись к старым чумным и холерным заболеваниям столь легкомысленно. Однако, реализуя там проекты и в том числе по возведению жилых домов, эта информация тщательно конспирировалась, а сегодня и вовсе забылась. А вы хотели бы жить на месте чумного или холерного кладбища?

Застраивая  в послевоенные годы новые территории, власти на многое закрывали глаза - ведь план развития столицы и обустройство жизни сотен и тысяч людей были важнее. Фото Москвы начала 50х, те самые хрущевки, которые сейчас активно сносят
Застраивая в послевоенные годы новые территории, власти на многое закрывали глаза - ведь план развития столицы и обустройство жизни сотен и тысяч людей были важнее. Фото Москвы начала 50х, те самые хрущевки, которые сейчас активно сносят

Вот такую получилось узнать любопытную историю, которая находится под ногами москвичей и гостей города и которая не всегда безопасна.

Кстати, похожая история была при создании Московского моря - Иваньковского водохранилища. Правда тогда с обычными церквями и погостами под воду спустили и десятки скотомогильников с захоронениями сибирской язвой. Почитайте, весьма интересно 👌

Всегда ваша Морозова❤