Найти в Дзене
Мысли о книгах

Луций Анней Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

Луций Анней Сенека «Нравственные письма к Луцилию» «День уже пошел на убыль и стал на шаг короче, однако дает довольно простора тем, кто, так сказать, встает вместе с ним; еще добрей и щедрее он к тем, кто дожидается его и видит первый луч. И стыдно тому, кто лежит в полусне, когда солнце высоко, чье бодрствованье начинается в полдень», — так пишет в одним из своих писем Сенека. И трудно не согласиться с этими словами. Как и со многими другими высказываниями древнего философа. Читать книгу, написанную около двух тысяч лет назад, и интересно, и трудно. Нужно продраться через непривычные имена, не во всем ясные коллизии, чтобы понять, что за это время люди, в сущности, не изменились. И воззрения Сенеки — наставника императора Нерона, принявшего в итоге смерть по его приказу, — во многом остаются созвучными и нашему времени. Я не буду здесь пересказывать биографию автора. Она довольно любопытна, но опубликована во множестве источников, и при желании найти ее не составит труда. Лучше дам в

Луций Анней Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

«День уже пошел на убыль и стал на шаг короче, однако дает довольно простора тем, кто, так сказать, встает вместе с ним; еще добрей и щедрее он к тем, кто дожидается его и видит первый луч. И стыдно тому, кто лежит в полусне, когда солнце высоко, чье бодрствованье начинается в полдень», — так пишет в одним из своих писем Сенека. И трудно не согласиться с этими словами. Как и со многими другими высказываниями древнего философа.

Читать книгу, написанную около двух тысяч лет назад, и интересно, и трудно. Нужно продраться через непривычные имена, не во всем ясные коллизии, чтобы понять, что за это время люди, в сущности, не изменились. И воззрения Сенеки — наставника императора Нерона, принявшего в итоге смерть по его приказу, — во многом остаются созвучными и нашему времени.

Я не буду здесь пересказывать биографию автора. Она довольно любопытна, но опубликована во множестве источников, и при желании найти ее не составит труда. Лучше дам возможность высказаться самому Сенеке. Выбрал для вас несколько цитат, за которые при чтении зацепился мой взгляд. Большинство из них — готовые афоризмы, которые можно прикладывать ко многому в жизни:

«Живи с людьми так, будто на тебя смотрит бог, говори с богом так, будто тебя слушают люди».

«Может быть, беда случится, а может, и не случится; пока же ее нет, и ты рассчитывай на лучшее».

«Мудрец не станет нарушать общепринятых обычаев и привлекать внимание народа невиданным образом жизни».

«Да, это так, Луцилий: немногих удерживает рабство, большинство за свое рабство держится».

«Одиссей спешил к камням своей Итаки не меньше, чем Агамемнон — к гордым стенам Микен, — ведь любят родину не за то, что она велика, а за то, что она родина».

«Будешь ли ты жить долго, зависит от рока, будешь ли вдосталь, — от твоей души. Полная жизнь всегда долгая, а полна она, если душа сама для себя становится благом и сама получает власть над собою».

«Даже потеряв друга — а это для нас самый тяжкий урон! — ты должен заставить себя больше радоваться тому, что у тебя был друг, чем горевать об утрате».

«Жизнь — вещь грубая. Ты вышел в долгий путь, — значит, где-нибудь и поскользнешься, и получишь пинок, и упадешь, и устанешь, и воскликнешь "умереть бы!" — и, стало быть, солжешь».

«Что приходит, то еще неизвестно, придет ли. Наступит весна, — но я знаю, что сейчас зима; наступит лето, — но я знаю, что лета еще нет. "Это будет" — вот лучшее свидетельство тому, что этого нет».

«Природа, из одного и того же нас сотворившая и к одному предназначившая, родила нас братьями. Она вложила в нас взаимную любовь, сделала нас общительными, она установила, что правильно и справедливо, и по ее установлению несчастнее приносящий зло, чем претерпевающий, по ее велению должна быть протянута рука помощи».

«Кто не знает, в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра».

Чтение непростое, я сам откладывал эту книгу, потом возвращался к ней снова. Но почитать ее все же стоит.