Найти в Дзене

КТО ЖИЛ В КРЫМУ В РИМСКОЕ ВРЕМЯ?

И. Н. Храпунов в статье для последнего выпуска «Кратких сообщений Института археологии» (КСИА, вып. 279, 2025) разбирает нерешённые вопросы истории Крыма I–IV веков н. э. Опираясь на результаты новых раскопок, он выделяет три важных проблемы: отсутствие поселений, происхождение кремационных могильников и аланский вопрос. Археологи находят в Крыму огромные могильники, например, Нейзац с его 600 захоронениями. Но вот беда — поселений, соответствующих этим кладбищам, не найдено! До середины III века н. э. в предгорьях Крыма было множество позднескифских городищ. А потом — пустота. Есть лишь единичные памятники, где обнаружены следы жизни. Например, в Барабановской балке в долине реки Зуя открыли культурный слой толщиной больше полутора метров, каменные дома, землянки и хозяйственные ямы. Ещё есть укрепление на горе Тас-Тепе с керамикой IV века, обломки амфор и монеты того же времени на Мангуп-Кале, странный объект, называемый «святилищем», на Тарак-Таше под Судаком. Но этого мало, чтобы п
Оглавление

И. Н. Храпунов в статье для последнего выпуска «Кратких сообщений Института археологии» (КСИА, вып. 279, 2025) разбирает нерешённые вопросы истории Крыма I–IV веков н. э.

Опираясь на результаты новых раскопок, он выделяет три важных проблемы: отсутствие поселений, происхождение кремационных могильников и аланский вопрос.

Куда исчезли поселения?

Археологи находят в Крыму огромные могильники, например, Нейзац с его 600 захоронениями. Но вот беда — поселений, соответствующих этим кладбищам, не найдено! До середины III века н. э. в предгорьях Крыма было множество позднескифских городищ. А потом — пустота.

Есть лишь единичные памятники, где обнаружены следы жизни. Например, в Барабановской балке в долине реки Зуя открыли культурный слой толщиной больше полутора метров, каменные дома, землянки и хозяйственные ямы. Ещё есть укрепление на горе Тас-Тепе с керамикой IV века, обломки амфор и монеты того же времени на Мангуп-Кале, странный объект, называемый «святилищем», на Тарак-Таше под Судаком.

Но этого мало, чтобы понять, где жили люди, оставившие огромные некрополи. Автор высказывает предположение, что они кочевали и жили в лёгких жилищах, которые не сохранились. Но это только догадка, и находок, чтобы её подтвердить, пока нет.

Загадка могильников с кремациями

Могильники с кремациями на южном берегу Крыма (Айтодорский, Чатырдагский) традиционно связывали с приходом в Крым готов в середине III в. н. э.

Однако новые раскопки в Байдарской и Варнутской долинах показали, что традиция кремации существовала в Крыму с II в. до н. э. по II в. н. э., намного раньше появления германцев. Один такой могильник (Совхоз 10) был известен давно, но сейчас к нему добавились новые (Фронтовое 3 и другие).

Возможно, жившие здесь «варвары» заимствовали обычай сжигать усопших из Херсонеса. Но эта гипотеза требует проверки.

Аланы в Крыму?

О пребывании аланов в Крыму в римское время есть несколько косвенных свидетельств: три боспорских надписи и раннесредневековый текст, где сказано, что Феодосия носит аланское имя «Ардабда».

С их миграцией на полуостров в III веке н. э. связывали появление склепов с короткими коридорами (дромосами), которые находят аналогии на Северном Кавказе.

Но раскопки последних лет показывают: такие склепы появились в Крыму раньше, чем считалось: уже во II веке н. э. Кроме того, недавние исследования выявили позднескифские склепы с короткими дромосами (I – первая половина II в. н. э.), хотя обряд погребений в них отличается от тех, что связывают с аланами.

Всё это ставит новые вопросы, ответов на которые пока нет. «Аланская» гипотеза шаткая, но альтернатив ей не предложено.

Итоги

Новые раскопки заставляют пересматривать устоявшиеся теории. Автор не предлагает конкретных ответов, но считает, что осознание трудностей станет первым шагом на пути их преодоления.

На фото: Находки из могильника Фронтовое 3.

Княжество Феодоро

Telegram| ВКонтакте