Зрителей увозили на «скорой» прямо с премьеры, нервы не выдерживали даже у самых стойких. Десять убийств за два часа, гнетущая атмосфера и полная неизвестность — таким был первый и, пожалуй, самый впечатляющий триллер в истории советского кино.
Фильм Станислава Говорухина «Десять негритят» стал настоящим культурным шоком, но мало кто догадывался, что за зловещей историей на экране скрывались не менее драматичные и порой мистические события, произошедшие с его создателями.
«Десять негритят — десять звёзд»: как Говорухин собрал «невозможный» состав
Идею экранизировать роман Агаты Кристи режиссёр Станислав Говорухин вынашивал ещё со студенческих лет, но в Госкино долго не верили в успех мрачного триллера.
Лишь в середине 80-х проект получил зелёный свет. Окрылённый успехом, Говорухин решил собрать на одной площадке весь цвет советского актёрского искусства.
«Все с удовольствием откликнулись. Ансамбль получился, на мой взгляд, изумительный»,
— вспоминал режиссёр.
Владимир Зельдин, Александр Абдулов, Людмила Максакова, Татьяна Друбич, Александр Кайдановский, Анатолий Ромашин — такой состав казался невероятным.
Однако собрать звёзд было полдела. Например, на главную женскую роль Веры Клейторн пробовались и Татьяна Друбич, и Вера Глаголева. Выбор был мучительным.
«И та, и другая мне очень нравились, и та, и другая могли бы сыграть блестяще,
— признавался Говорухин.
Одна сыграла, другая — нет. Наверное, Вера на меня малость обиделась».
Выбор пал на Друбич, и это решение во многом определило судьбу картины.
Но вместе с оглушительным успехом фильм принёс с собой шлейф таинственных и трагических событий, которые заставили говорить о настоящем «проклятии».
Киношная смерть и реальная трагедия: роковые совпадения
В фильме герои погибали один за другим, и жуткая считалочка отмеряла их последние часы. Впоследствии судьбы некоторых актёров трагически переплелись с участью их персонажей, породив мрачные легенды.
Анатолий Ромашин (доктор Армстронг)
Герой Ромашина, доктор Армстронг, погибает, будучи сброшенным со скалы в бушующее море. Из-за суеверий актёр отказался играть собственную смерть. Вниз летел манекен, а в ледяной воде его заменял дублёр-водолаз.
Каскадёр Василий Будишевский вспоминал, что даже для профессионала съёмки были смертельно опасны:
«Последний дубль сняли, он поднимается, а у него, значит, окровавленное здесь. То есть он где-то там цапанулся».
Уйти от судьбы Ромашину не удалось. Его реальная гибель была столь же внезапной и нелепой, как и у многих героев фильма. На своей даче на актёра упала огромная сосна, которую он спиливал. Его вдова, Юлия Ромашина, рассказывала, что он словно предчувствовал нечто подобное:
«Он это очень хорошо понимал, что рано или поздно это произойдёт. Кто-то сказал там из Толиных друзей, что вот, знаешь, я не мог его представить там умирающим долго от болезни, потому что он мужик был».
Словно заметая следы, через полгода дача, где произошла трагедия, сгорела дотла.
Александр Кайдановский (Филипп Ломбард)
Загадочного и дерзкого Филиппа Ломбарда сыграл Александр Кайдановский. Его персонажа в финале застреливает Вера Клейторн. Актёр, в отличие от Ромашина, не боялся опасных сцен и даже заигрывал со смертью.
Директор картины Александр Басаев вспоминает, как Кайдановский без дублёров снимался в сцене в болоте, которое на самом деле было очистным сооружением:
«Он совершенно спокойно туда нырял, и ползали мы там, и всё».
Судьба отмерила ему короткий срок. Актёр скончался в 49 лет от третьего инфаркта. Его друг, актёр Владимир Качан, делился воспоминаниями, которые ярко характеризуют бесстрашный характер Кайдановского:
«Положим, — говорил он, — вот во время второго инфаркта взять и позволить себе выпить бутылку водки и посмотреть, а что будет со мной, выживу я или нет».
На волосок от гибели: опасные съёмки в Крыму
Чтобы максимально приблизиться к атмосфере романа, съёмочная группа работала в экстремальных условиях. Финальные сцены на скалистом берегу снимали в настоящий шторм.
«Они до такой степени заледенели, что, я помню, мы заставили Таню выпить полстакана водки, но она не смогла держать стакан в руках»,
— рассказывал Станислав Говорухин.
Для Татьяны Друбич съёмки едва не закончились трагедией. В сцене, где её героиня Вера совершает самоубийство, актрису подвесили на специальном страховочном приспособлении, напоминающем парашют.
В суматохе про неё забыли во время обеденного перерыва.
«Меня, в общем, упустили из виду, забыли вытащить,
— вспоминает актриса.
— Эти приспособления, они под силой тяжести... я стала всё ниже, ниже спускаться, а они всё выше, выше подниматься. До того момента, пока я не захрипела».
Актрису спасла её маленькая дочь Аня, которая подняла тревогу. Сцену пришлось доснимать с участием гримёрши — именно её ноги зритель видит в кадре.
Как строили Негритянский остров: декорации на краю пропасти
По сюжету, действие разворачивается в роскошном замке на уединённом острове. Найти подходящую натуру в СССР было невозможно. После долгих поисков съёмочная группа остановилась в Крыму.
Легендарный замок «десяти негритят» был не компьютерной графикой, а настоящей декорацией, построенной на вершине 50-метровой скалы у Ласточкиного гнезда.
«Уникальность этой декорации состоит в том, что она была построена на вершине скалы... и часть сооружения выходила на отвес»,
— рассказывал художник-декоратор Валерий Павлотос.
Строили её отчаянные люди — декораторы-альпинисты, работавшие со страховкой над пропастью. Но даже их профессионализм чуть не подвёл.
Мощнейший шторм практически уничтожил готовую декорацию прямо перед съёмками. Художнику-постановщику Валентину Гидулянову пришлось «кое-как собирать из того, что было», пока звёздные актёры уже ждали на площадке.
Закулисные истории: зависть, юмор и тайны сюжета
Напряжённая атмосфера триллера не мешала происходить на съёмках и курьёзным случаям.
Актриса Ирина Терещенко, которой в последний момент вместо роли миссис Брент досталась роль служанки миссис Роджерс, с юмором вспоминала, как они с Татьяной Друбич завидовали Людмиле Максаковой:
«У неё были свои аксессуары, своя обувь, потрясающий, помню, какой-то зонт. И мы с Таней, как бедные, несчастные, заглядывали туда к гримёрам».
Александр Абдулов, сыгравший первую жертву, и вовсе не знал, чем закончится фильм.
Он так торопился на другие проекты, что прочитал сценарий лишь до момента гибели своего персонажа.
«После съёмок он ко мне подходит, говорит: "Саш, скажи, пожалуйста, а кто убийца?"»
— смеялся директор картины.
Фильм «Десять негритят» стал легендой. Он пугал, завораживал и заставлял пересматривать его снова и снова.
Его история — это не только история гениального детектива, но и череда удивительных, а порой и трагических событий, которые навсегда вписали эту картину в золотой фонд кинематографа.
А вы смотрели «Десять негритят»? Какие впечатления оставил у вас этот фильм? Верите ли вы в мистические совпадения, связанные со съёмками?
Делитесь своим мнением в комментариях, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые тайны нашего кино!