Найти в Дзене

Dr. John The Night Tripper “Gris-Gris”

Сегодня на прослушивании очередной подозрительный альбом, это становится понятным даже при беглом изучении обложки диска – на изображении я увидел человека с очень странным выражением лица, полуоткрытый рот, глубокие тени, выкрученный в красный спектр светофильтр, всклокоченные волосы и все это в клубах дыма непонятного мне происхождения, и возможно, даже, не вполне законного. Если приглядеться, можно также увидеть на фото в районе лица силуэт в профиль этого же мужчины, я так думаю. Вероятно, это сам исполнитель, доктор Джон. Послушаем, что он приготовил, а пока – экскурс в историю! Малкольм Джон Ребеннак-младший (20 ноября 1941 г. — 6 июня 2019 г.), более известный под сценическим псевдонимом Доктор Джон, - американский певец, автор песен и пианист. Его музыка сочетала новоорлеанский блюз, джаз , R&B , соул и фанк. Ребеннак родился в Новом Орлеане, штат Луизиана , 20 ноября 1941 года. Он был сыном Дороти (урожденной Кронин) и Малкольма Джона Ребеннака и имел немецкое, ирландское, исп
Dr.John The Night Tripper  “Gris-Gris” (1968)
Dr.John The Night Tripper “Gris-Gris” (1968)

Сегодня на прослушивании очередной подозрительный альбом, это становится понятным даже при беглом изучении обложки диска – на изображении я увидел человека с очень странным выражением лица, полуоткрытый рот, глубокие тени, выкрученный в красный спектр светофильтр, всклокоченные волосы и все это в клубах дыма непонятного мне происхождения, и возможно, даже, не вполне законного. Если приглядеться, можно также увидеть на фото в районе лица силуэт в профиль этого же мужчины, я так думаю. Вероятно, это сам исполнитель, доктор Джон. Послушаем, что он приготовил, а пока – экскурс в историю!

Малкольм Джон Ребеннак-младший (20 ноября 1941 г. — 6 июня 2019 г.), более известный под сценическим псевдонимом Доктор Джон, - американский певец, автор песен и пианист. Его музыка сочетала новоорлеанский блюз, джаз , R&B , соул и фанк.

Ребеннак родился в Новом Орлеане, штат Луизиана , 20 ноября 1941 года. Он был сыном Дороти (урожденной Кронин) и Малкольма Джона Ребеннака и имел немецкое, ирландское, испанское, английское и французское происхождение. Его отец управлял магазином бытовой техники в Ист-Энде Нового Орлеана, ремонтируя радиоприемники и телевизоры и продавая пластинки. Выросший в 3-м районе Нового Орлеана, он нашел раннее музыкальное вдохновение в мелодиях менестрелей, которые пели его дед и несколько тетушек, дядей, сестры и кузенов, которые играли на пианино. Он не брал уроки музыки до подросткового возраста и выдержал лишь короткое пребывание в хоре, прежде чем его выгнали. Когда Ребеннак был маленьким мальчиком, его отец познакомил его с джазовыми музыкантами Кингом Оливером и Луи Армстронгом. В подростковом возрасте связи отца позволили ему попасть в студии звукозаписи рок-музыкантов, включая Литтл Ричарда и Гитара Слима . Позже он начал выступать в клубах Нового Орлеана, в основном на гитаре, и играл на сцене с различными местными артистами.

В конце 1950-х годов в Новом Орлеане Ребеннак возглавлял собственную группу “Mac Rebennack and the Skyliners” , одновременно выступая с другими музыкантами. Его первая (написанная в соавторстве) рок-н-ролльная песня “Lights Out” (1957), исполненная Джерри Бирном , стала региональным хитом. В 1959 году он выпустил региональный хит – инструментальную композицию “Storm Warning”, написанную под влиянием Бо Диддли и выпущенную на лейбле “Rex Records”.

Карьера Ребеннака как гитариста прервалась примерно в 1960 году, когда безымянный палец на его левой руке был ранен выстрелом во время инцидента на концерте в Джексонвилле, штат Флорида. После травмы Ребеннак сосредоточился на бас-гитаре, прежде чем сделать фортепиано своим основным инструментом. Ребеннак занялся незаконной деятельностью в Новом Орлеане, употребляя и продавая наркотики, а также управляя борделем. Он был арестован по обвинению в хранении наркотиков и приговорён к двум годам лишения свободы в Федеральном исправительном учреждении Форт-Уэрта. Его срок наказания закончился в 1965 году, и он уехал в Лос-Анджелес.

Начиная с конца 1960-х годов, Ребеннак приобрел известность как сольный исполнитель, взяв на себя псевдоним “Доктор Джон, Ночной скиталец”. Выступления Доктора Джона сочетали новоорлеанский ритм-н-блюз с психоделическим роком и замысловатыми сценическими шоу, граничащими с религиозными церемониями вуду, включая замысловатые костюмы и головные уборы.

История записи альбома Dr. John's “Gris-Gris” — это путешествие по туманным улочкам Нового Орлеана начала 1960-х, где магия полустолетия присутствует в каждом аккорде и в каждом голосе. Альбом стал не только дебютом студийной карьеры Dr. John, но и ключевым моментом в возрождении интереса к афроамериканскому и нью-орлеанскому звучанию, переплетённому с мистикой и сюрреалистическими образами. Альбом создавался в Лос-Анджелесе, в знаменитой студии “Gold Star”, облюбованной Филом Спектором. Музыкантам удалось получить немного свободного студийного времени, которое изначально предназначалось для сессий Сонни и Шер. В продюсировании участвовал Эдди Голд (не путать с другими похожими именами). Задумка альбома — передать мистическую, эзотерическую ауру города через саунд, необычные вокальные техники, медленные гитарные риффы и духовные элементы. В состав входили сессии с местными музыкантами, включая альтернативные ударные, клавишные и духовые. “Gris-Gri”» оказал значительное влияние на поздние направления в мировом блюзе и соул-роке, стал основополагающим для образа Dr. John как “медитативного мистического” артиста. Его последующее развитие включали эксперименты с оркестровками, фри-джазовыми импровизациями и характерным духовым звуком Нового Орлеана. Коммерческого успеха альбом не имел.

Несколько лет назад я имел попытки прослушать эту работу доктора, но, быстро ушел в отказ, после нескольких минут звучания, с разных композиций альбома. Попробую сделать то же самое сейчас, вдруг теперь я стану его пациентом? Перехожу к прослушиванию пластинки!

Сразу видно, что он был содержателем борделя
Сразу видно, что он был содержателем борделя

“Gris-Gris Gumbo Ya Ya”

Gris-Gris Gumbo Ya Ya by Dr. John on Apple Music

Какой то трип-хоп из шестидесятых, местами напоминающий некоторые вещи Тома Уэйтса, скорей всего из-за грубоватого вокала. Чувак, который пытается нам что-то поведать прошел огонь, воду и даже медные трубы, что заметно из его посыла, вот только сладкие завывания бэк-вокалисток тут не в тему, так мне кажется. Всю композицию можно было сделать более острой и страшноватой, как это делал старина Том на своем действительно гениальном “Swordfishtrombones”. Ударные инструменты у доктора неплохие, с реверберацией и гулом, как будто звук проходит через пласты плотного, одурманивающего кумара, растворенного в атмосфере помещения для записи. Есть целительные и оттягивающие моменты, но, пока, как-то не совсем убедительно.

“ Danse Kalinda Ba Doom”

Danse Kalinda Ba Boom by Dr. John on Apple Music

М-да, похоже, всё уходит в чистое этно, а рока здесь кот наплакал. Музыка Карибского бассейна, блин. Самого Доктора тут и не слышно, а музыкальными делами заправляют нахрапистые, смуглые бабы со своей народной самодеятельностью. Печалька.

“ Mama Roux”

Mama Roux by Dr. John on Apple Music

А вот и классный материал подвезли. Отличный, ленивый, расслабленный музон, сочный и теплый, слушается даже сейчас современно и актуально. Бэк-вокализ здесь прекрасен, всё на месте, как должно быть. Перкуссия множественна и полифонична, глубокий грув. Включай и балдей, чистой воды соул-лаунж с примесью ска/регги.

“Danse Fambeaux”

Danse Fambeaux by Dr. John on Apple Music

Все такой же неторопливый ритм, похоже, эти доктора никуда не спешат, они знают толк в медленной и ритмичной жизни. Степенный, трансовый музыкальный материал, который все так же напоминает мне чуть заторможенного Боба Марли или Скретча Перри, а не орлеанский джаз, как пишут критики.

“Croker Courtbullion”

Croker Courtbullion by Dr. John on Apple Music

Немного более джаз-з, чем предыдущие штуки. Темп быстрее, очень много перкуссии, вокал Доктора почти не слышен, периодами орут какие-то черные, смелые женщины. Крики животных, шипение, много духовых, которые выдают почти фри-джаз. В целом, крайне сумбурная вещь.

“Jump Sturdy”

Jump Sturdy by Dr. John on Apple Music

Достаточно короткая композиция с прилипчивым, гимноподобным припевом. Хоть убей, все это дело мне напоминает Марли и регги, хотя ритм и вайб здесь несколько другой. В целом, не совсем чтобхорошо, но и не так плохо. В общем, не мой плейлист.

“Walk on Guilded Splinters”

I Walk On Guilded Splinters by Dr. John on Apple Music

Почему-то у многих психоделических команд есть не очень здоровая тенденция ставить самые продолжительные треки в конец альбома. Будто бы они не успевают выдать весь материал, или под конец альбома на них нисходит волна божественного озарения и они в полубессознательном трансе скорее-скорее отливают в нотах свое бессмертие. Собственно, этот заключительный эпик ничем не порадовал, шорох перкуссии, какие-то барабаны на ручной, ладонной тяге, бессвязные вопли, пряный, восточный колорит. В финале немного воздуха в виде духовых, но все равно жарко и болит голова.

Итоги: ставлю альбому честную оценку - два с плюсом! Больше пока не получается, слишком не мой материал, ничего и нигде не отзывается, чакры не открываются, переслушать и уловить что-то новое не хочется. Из всего альбома мне понравилась одна композиция - “Mama Roux”. Но, такого настроения и расслабленности мне хватает в современной чиллаут-лаунж музыке, да еще и с интересной и качественной электроникой. Поэтому, только так.

До встречи на альбоме Iron Butterfly "In a Gadda da Vida"!

Gris-Gris by Dr. John on Apple Music
Gris Gris