Эта статья посвящена человеку, о котором долгое время не вспоминали, хотя заслуг у него много. Василий Ильич Сафонов – пианист, дирижер, педагог и музыкально-общественный деятель. Родился он в 1852 году в семье урядника Терского казачьего войска И. И. Сафонова. В 1862 году отец был назначен командиром отряда казаков, охранявшего царскую семью. Тогда Сафоновы переехали из Кисловодска в Петербург.
Василий Сафонов поступил сначала в Первую Петербургскую гимназию, а потом за отличие был переведен в Императорский Александровский лицей, по окончании которого какое-то время служил в канцелярии Комитета министров.
Параллельно Сафонов занимался музыкой. С 1865 года он брал уроки по фортепиано у А. И. Вилуана, затем у Т. О. Лешетицкого, по теории – у Н. И. Зарембы. В лице профессора Зарембы Василий нашел могучего союзника, высоко ценившего способности своего ученика и убежденного в том, что истинным его призванием является именно музыка. Николаю Ивановичу удалось убедить отца Василия в том, что его сын, если ему запретить заниматься музыкой, к которой он имеет исключительные способности, будет несчастнейшим человеком. Илья Иванович, будучи любящим отцом, понял, что другого выхода нет, как только благословить выбор сына. Поступить в консерваторию сразу по окончании гимназии Сафонов не мог, так как обучался за счет казны и должен был шесть лет с 1873 по 1879 годы провести на государственной службе.
Любовь к музыке все-таки победила. В 1879 году Сафонов подает в отставку и за год с отличием заканчивает консерваторию в Петербурге. Очень быстро Василий Ильич стал известным пианистом, гастролировал по стране. Ему удавалось совмещать гастроли с преподаванием в Петербургской консерватории.
В 1885 году Сафонов получил письмо от П. И. Чайковского с предложением от Московской консерватории «поступить в состав профессоров ее по фортепианному классу». После недолгих переговоров Сафонов, несмотря на резкие протесты петербургских друзей и коллег, принимает приглашение и переезжает в Москву.
В разное время у Сафонова в Москве учились И. Левин, А. Скрябин, Н. Метнер. Трудно поверить, что эти музыканты вышли из класса одного профессора: так различны их индивидуальности. Но не все ученики Сафонова остались только пианистами: А. Гречанинов, Н. Метнер, А. Гедике и А. Скрябин проявили себя в композиции, Э. Розенов и Н. Брюсова стали теоретиками, сестры Гнесины, Л. Николаев, М. Пресман, Д. Шор выросли в крупных педагогов и организаторов музыкально-учебного процесса.
Осенью 1889 года Сафонов занимает пост директора Московской консерватории и в этой должности проявляет талант организатора педагогического дела. За 16 лет своего директорства он пригласил в консерваторию на должность профессоров целый ряд талантливых музыкантов: пианистов А. Н. Скрябина, В. И. Скрябину и К. Н. Игумнова, певцов В. М. Зарудную и У. Мазетти, теоретиков М. М. Ипполитова-Иванова, Г. Э. Конюса и А. Н. Корещенко.
Конечно, нельзя не сказать про отрицательные стороны управления Сафоновым консерваторией. Будучи яркой и своеобразной личностью, Василий Ильич обладал сильной волей, бывал порою деспотичен и даже груб. Многим не нравилась его нетерпимость к чужому мнению и открытое самоуправство. Сафонов не считался с мнением художественного совета, полагая, что управление учебным заведением должно осуществляться директором единолично.
Однако, Василий Ильич, несмотря на сложный и властный характер, обладал ценнейшим качеством: он «болел» за общее дело, за процветание русской культуры. Именно под руководством Сафонова было построено новое здание консерватории. Ему была свойственна деловитость и предприимчивость. Он проявил необыкновенную настойчивость и добился ассигнования в высших инстанциях четырехсот тысяч рублей на строительство нового здания. Впоследствии казна покрыла все расходы, равнявшиеся миллиону рублей. За заслуги по успешному завершению постройки нового здания консерватории В. И. Сафонов был избран почетным членом Русского музыкального общества (РМО).
Высокую оценку заслуг Василия Ильича дает А. Б. Гольденвейзер: «Организаторские способности у него были совершенно исключительные. Он создал из консерватории образцовое учебное заведение. Консерваторский концерт при нем находился на такой высоте, что Никиш в один из своих приездов дал концерт с ученическим оркестром и не выразил никакого недовольства по поводу исполнения. Затем Сафонову удалось построить нынешнее здание консерватории, и это при полном отсутствии средств».
Отношения, которые сложились у Чайковского с Сафоновым нельзя назвать особо дружескими. Петр Ильич ценил его как музыканта и считал талантливым организатором. В то же время композитор отрицательно относился к стремлению Сафонова разрешать все вопросы по своему усмотрению. Его возмущало, что Василий Ильич не считался с традициями Московской консерватории. Из-за расхождения во взглядах и нежелания Сафонова прислушаться к его требованиям, Чайковский вышел из состава директоров Московского отделения РМО. Позже разногласия в их отношениях сгладились. Чайковский посвятил Сафонову чудесную пьесу для фортепиано «Размышление» из последнего цикла, сочиненного в 1893 году.
В кабинете-гостиной композитора в его мемориальном доме в Клину до сих пор хранится фотография В. И. Сафонова, на которой он запечатлен вместе с любимым учеником Чайковского - С. И. Танеевым.
Печальной обязанностью Сафонова стало произнесение им надгробного слова над могилой композитора: «… Чайковский был истинным сыном своего народа… Он дорог ему – наш гениальный художник, одаренный для своего искусства, как немногие. Он дорог русскому народу и тем, что прославил русское имя далеко за пределами родины». Первый концерт Русского музыкального общества по смерти Чайковского, прошедший 6 ноября 1893 года, был полностью посвящен его произведениям. Дирижировал Сафонов.
В январе 1896 года в Амстердаме состоялся первый зарубежный концерт Сафонова-дирижера. В том же месяце он выступает в Берлине, Праге и Париже. В январе и ноябре 1903 года Сафонов дирижирует в Вене, а в марте 1904 года едет в Нью-Йорк для управления концертом оркестра Нью-йоркского филармонического общества. Во всех поездках ему сопутствует большой успех.
Осенью 1905 года В. И. Сафонов оставил консерваторию, в которой прослужил 20 лет. Конечно, его уход связан со студенческими волнениями и возникшей оппозицией в среде профессоров, но лишь отчасти. К началу XX века он видел себя, прежде всего дирижером, его тяготила рутина консерваторской жизни. После успеха в Нью-Йорке он решился расстаться с делом, в которое вложил столько труда и любви.
В 1906 году В. И. Сафонов заключает контракт с Филармоническим обществом Нью-Йорка. В течение почти трех лет он занимал пост дирижера и директора Национальной консерватории в этом городе. По окончании контракта Василий Ильич продлевать его не стал. Центр тяжести концертной деятельности Сафонова переносится в Англию и континентальную Европу. Список иностранных городов, в которых он в те годы выступал, включает 32 наименования. Не забывает Сафонов и Россию: в 1910-х годах он активно выступает как дирижер и пианист во многих городах империи.
Начавшаяся мировая война заставила В. И. Сафонова ограничить свою бурную концертную деятельность. Революционные события 1917 года положили предел его гастрольным поездкам. В мае он возвращается в родной Кисловодск, где в сентябре исполняет с сыном Иваном в трех концертах все десять сонат Бетховена для скрипки и фортепиано, а в декабре дирижирует в курзале тремя симфоническими концертами из произведений немецкого композитора.
Умер Василий Ильич Сафонов в Кисловодске в феврале 1918 года.
Н. Горбунова, научный сотрудник Музея-заповедника П. И. Чайковского