Введение и предупреждение для читателей
На заре создания нашего канала мы уже приступали к обзорам на «Темную башню» Стивена Кинга. Сегодня хотелось бы поднять и одновременно закрыть одну весьма деликатную тему, которая связана с данным циклом. Сразу отметим, что наш канал очень четко разделяет само творчество писателя от его личности. Поэтому в данном обзоре мы не будем углубляться в политические взгляды самого Кинга и то, как сейчас этот писатель относится к событиям в Восточной Европе.
В сегодняшней статье мы хотим посмотреть на цикл «Темная башня» без розовых очков и внимательно рассмотреть, что было в нем удачного, а что вышло либо не очень, либо вовсе никак.
Плюсы
Сеттинг / Окружающая обстановка
«Темная башня» радует своим сеттингом и тем каким безумным изображен в нем мир. В данном цикле будет чувствоваться вся сила постмодернизма со всем вытекающим из этого безумием. Следует еще раз посмотреть сколько всевозможных отсылок собрала «Темная башня». Процитируем свою же статью на Дзене: "Гензель и Гретель", "Волшебник страны Оз", "Властелин колец", "Сильмариллион" (читайте первую часть статьи), "Хроники Нарнии", Поттериана, "Доктор Дум", "Звездные войны", "спаггети-вестерны с легендарным Клинтом Иствудом, небольшие отсылки на "Терминатора", упоминания "451 по Фаренгейту" Рэя Брэдбери, в центре сюжета также лежат легенды о короле Артуре и о волшебнике Мерлине, а сама башня и Роланд – это еще и «перепев» поэмы Роберта Браунинга (а сам Браунинг возможно подсмотрел идею у Шекспира) и многое другое. Тут также есть огромное количество отсылок на библейские мотивы (даже страна Гилеад (фактически Галаад) и Иерихонский холм - это не просто названия, а Рэндал Флэгг и Мордред – это возможно собирательная, скрытая отсылочка на антихриста». https://dzen.ru/a/ZfvRoCQryRI0rB_V
Пожалуй, наиболее удачная часть в плане погружения в мир «Темной башни» - это «Бесплодные земли», где нам демонстрируют жуткий постапокалиптический антураж. Мир в «Бесплодных землях» - это безнадежное, падшее место, где практически нет места надежде, а вокруг витает лишь разруха и пустота. Вспомните атмосферу из фильма «Побег из Нью-Йорка» или из «Побега из Лос Анджелеса». И символом всего этого безумия служит такой персонаж как Блейн Моно. Да, этот персонаж настоящая находка! Тяжелый, грузный и мощный. Огромная и свирепая машина, которая притаилась глубоко в подземельях разрушенного города. Блейн Моно – это не просто персонаж и машина с искусственным интеллектом - настоящее достижение науки и техники. Блейн Моно – это настоящий символ безумия, поезд, который сносит все на своем пути. Он убийца, он само зло!
Можно долго говорить о том, как Кинг строит в целом свою вселенную. Как он помещает здание «Темной башни», как символ мирового порядка, в центр своей Макровселенной (Макромира). Также можно отдельно, долго и нудно пересказывать как та же «Темная башня», оплот порядка и защита от хаоса и разрушения, поддерживается лучами, на концах которых стоят стражи и как помимо всего этого есть еще некая роза в «нашем» мире, которую нужно защищать, иначе падет здание этой башни и миру настанет кирдык. Чтобы Вы понимали, «Темная башня» - это буквально опора для мира Кинга, некий стержень для всех миров, миров, который создан в его романах! Можно еще вспомнить черепаху, песнь Гана, орден стрелков и т.д. и т.п. Все это довольно интересно и неплохо продумано, но про это долго говорить.
Герои и их потенциал
Также в цикле весьма удачными вышли герои. Нас с ними в полной мере познакомит вторая книга из цикла – «Извлечение троих». Кстати, «Извлечение троих» - это еще один бриллиант у Кинга. Вообще Кингу редко удается создать «ровный» роман. Роман, в котором напряжение не спадает, а за героями следишь без отрыва, весь в поту и напряжении. Так вот «Извлечение троих» - это редкий для Кинга пример очень сбалансированного и "ровного" текста. Начнем анализ героев.
Роланд Дискейн и он же стрелок – главный герой всей саги. Он в меру таинственен, способен на рефлексию, но и также способен быть твердым, идти на риски и даже жертвы. Он одновременно ценит своих друзей, свою команду, но самое главное для него – это добраться до Темной башни, а тут уже все средства хороши. Он весьма крут и брутален, что крайне важно для мужского персонажа. В романе «Колдун и кристалл» нам еще покажут темное прошлое стрелка. Персонаж вышел отличный. По задумке Кинга его должен был играть чуть ли не сам Клинт Иствуд.
Эдди Дин – соратник Роланда, который появляется в «Извлечении троих». Парень, которого чуть не загубили наркотики. Веселый, находчивый, способный быстро реагировать в непонятной ситуации. Эдди будет разбавлять тон своим юмором и разряжать обстановку в команде Роланда.
Сюзанна Дин – еще один соратник Роланда. Также появляется в «Извлечение троих». Весьма интересный и неплохой персонаж. С одной стороны, эта девушка – инвалид, прикованная к коляске, узница своих травм. Она страдает раздвоением личности. Детта Уокер и Одетта Холмс делят тело Сюзанны. И у каждой - свой характер! Думаете ничего из этого интересного не выйдет? Вы сильно ошибаетесь. Сюзанна даст о себе знать!
Также не забываем про мальчика Джейка и милого зверька Ыша. Первый появляется в самом первой книге цикла «Стрелок», а третий в романе «Бесплодные земли».
Главные персонажи вышли весьма интересными и достойными. Здесь стоит отдать должное Кингу.
Минусы
Отсутствие четкого антагониста
Пришло время поговорить о плохом. В цикле хоть есть самый главный главгад – это его величество Алый Король, но его присутствие во всех книгах не чувствуется. Вот никак не чувствуется. Он как бы есть, но появляется он под самый занавес. И от него практически не исходит чувство опасности, а это уже бьет на атмосфере!
Да, у книг здесь очень большая беда. Опять же есть злодеи с высоким потенциалом, но и они сливаются в книгах. Мы не будем тут спойлерить, но такие персонажи, как Уолтер (Человек в черном) и Мордред достойны хотя бы интересных и пафосных смертей. Но Кинг прям устроил сливы, причем слив интересного материала. Печально.
Стоит также отметить, что в последней книге цикла, которая так и называется «Темная башня» идет определенный перегруз в плане главных злодеев. Причем Кинг явно понимал это и решил спохватиться, включил Джорджа Мартина и пошел бодро с косой по сену по последнему роману из этой серии. Кинг прям резко решил «выпилить» из истории одного из злодеев, что, на наш взгляд, было грубой ошибкой. Этот персонаж был с самого начала, а автор его сливает за раз! В то же время мы признаем, что один из трех злодеев (Уолтер, Мордред, Алый Король) был в конце истории явно лишним и перегружал историю. Но здесь виноват сам Кинг! Наплодил антагонистов, а потом стал их сливать, не продумав наперед свою историю!
В "Темной башни", если Вы обратите внимание, нет при этом достойного сквозного злодея, который постоянно нависал бы над главными героями и угрожал им, был постоянной и ощутимой угрозой для миссии Роланда. Даже у Джоаны Роулинг с ее Волан-де-Мортом вышло немного лучше, хотя Волан-де-Морт - это тоже далеко не идеальный образец главгада и его тоже можно ругать.
Кстати, все злодеи в "Темной башне" в конце побеждены очень посредственно и весьма отвратительно. Никакой достойной смерти ни у одного. Даже пафосных речей не завезли. Ужас!
Неровная история
Сама по себе «Темная башня», как цикл хоть и интересна, но история в ней вышла какой-то не ровной. Многие, даже поклонники Кинга это отметили. Сначала все идет неспешно («Стрелок»), потом автор резко врубает «вперед» («Извлечение троих», «Бесплодные земли»), а потом автор отступает от текста и включает флешбеки в четвертой книге («Колдун и кристалл»). Далее идет «немножко» воды размером с целый том («Волки Кальи»), а потом опять «галопом по Европам» («Песнь Сюзанны», «Темная башня»).
Концовка при этом вышла далеко не самой плохой, хоть она всем и не по душе. При упоминании концовки, вспоминается изображение уробороса (поищите в интернете).
Спорный момент в истории
В заключение хочется еще отметить одну важную деталь. Когда будете читать этот цикл, то всегда задумываетесь про такой важный момент, а именно анализируйте мотивацию главного героя. Задумайтесь! Есть ли у Роланда четкая мотивация? Почему он старательно и фанатично идет к "Темной башне"? На кой фиг она ему вообще сдалась? Кем оказывается в итоге Роланд? Игрушкой в игре высших, космических сил или он все-таки остается персонажем со своим собственным я? Ответ на этот вопрос может склонить Вас как к положительному отношению к данному циклу или вовсе оттолкнуть Вас от него, а может у Вас будет свое особое мнение!
Итог
В целом «Темная башня» - это весьма занятный и местами даже не скучный аттракцион. Шедевр ли это для мировой литературы? Скажем так, что «Темная башня» - это интересный эксперимент, где вестерн встречается с научной фантастикой, научная фантастика сливается с фэнтези и хоррором, а в итоге у нас получается очень интересный винегрет. Винегрет с кучей отсылок на западную культуру, включая сказки, вестерны, фильмы ужасов, сай-фай и т.д. Поэтому, если Вам вся эта мешанина по душе, то, наверное, «Темная башня» Вам понравится.
Подписывайтесь, ставьте лайки и комментируете нас!