Найти в Дзене
Как я дошла до Эвереста

Как я спускалась с горы с переломом.

Спойлер. Дважды мне «посчастливилось» улететь по стене, работая с нижней страховкой и оба раза в конце истории был гипс.

Да, еще вставлю ссылку на эту статью:

11 трупов в 1955-ом. С чего начиналась Победа-7439.
Как я дошла до Эвереста30 августа

Дзен ее закрыл "только для подписчиков", вынеся мне предупреждение за "шок контент". А чего тут шокирующего? Это просто история советских времен о горах.

Ну, а теперь все по порядку, про мои походы.

Рисунок, сделанный моими подругами в качестве иллюстрации к моей книге:) Опубликовать в книге тогда не решилась, разместили на подарочном пакете. Творчество Милены Орловой и Полины Цибаревой в обработке Марии Гергель.
Рисунок, сделанный моими подругами в качестве иллюстрации к моей книге:) Опубликовать в книге тогда не решилась, разместили на подарочном пакете. Творчество Милены Орловой и Полины Цибаревой в обработке Марии Гергель.

Эдак в году 89-ом на «ноябрьские» я с мужем-альпинистом и еще несколькими приятелями из разных городов, с которыми довелось ходить вместе в альплагерях, присоединилась на Сочинскую альпиниаду - тренировочные сборы. Я тогда начала ходить горы на 1-ый разряд, а там есть требование:

I спортивный разряд:

· 2 восхождения категории 5А (одно из них по ледово-снежному или комбинированному маршруту)

· 2 восхождения категории 4А

· 2 восхождения категории 4Б

· 1 восхождение категории 3Б (или 3А) в качестве руководителя группы

Обычно я всегда ходила второй. Ну, при множестве мальчиков, кто первой девчонку-то пустит? Между парнями и так в драку - кто первым пойдет, я и не лезла. За это меня всегда ценили и всегда брали. Пусть парни наслаждаются, а мне и вторым номером интересно. Если хочется потешить самолюбие – то я на горных лыжах могла каждого из них объехать, как стоячего, поскольку в том спорте я была МС.

Алла Мишина 1989 г. на радиальном выходе в районе озера Кардывач.
Алла Мишина 1989 г. на радиальном выходе в районе озера Кардывач.

А тут возникла задача - руководство 3Б, ну вот и собрались трое парней со мной на 3Б, для меня «закрывать руководителя». Понятное дело, мальчикам было по приколу, чтобы я отработала заявленное по-настоящему. Вообще весь этот женский альпинизм (со времен гибели группы Шатаевой на Ленина) придушили максимально. До нее девок в альпинизме тоже не жаловали. Она благодаря своему упорству, азарту и одновременно международной поддержке развития движения феминизма во всех отраслях (женщина-сталевар, женщина-космонавт и т.д.), ну и административному ресурсу своего мужа Шатаева Владимира Николаевича, куда ж без поддержки мужчин в феминизме:) пыталась сделать прорыв. Но история гибели женской группы на Ленина проехалась многотонным катком по росткам женского альпинизма и женские связки были под запретом.

Приходилось ходить с парнями. И какой же парень девку-то первой на стену пропустит? 

Алла Мишина 1990 г.
Алла Мишина 1990 г.

Природа такого явления как женский альпинизм вообще сложна. Очевидно, что у мальчишек тут потенциал выше во всем, начиная от грузопереноса до просто использования более высокого роста. Целину тропить или закинуть руку на высокую зацепку им проще, не говоря уж о том, что легковесная женщина сорвавшегося тяжелого парня и не удержит. Да, разрядная сетка для женщин чуть послабее, чем у мужчин, но гора-то от этого не слабеет. Какая разница в том, что мне на первый разряд, условно, нужно пройти одну 4Б, а мужчинам две 4Б? Он же не две горы в один день идет. Зачастую между такими горами может оказаться и целый год - разряды закрываются не в один сезон из-за погоды и длины отпусков. То есть моя стена 4Б и его стена 4Б - одна и та же, ни короче, ни легче - она для нас с мужчинами одинаковая. 

А, практически, во всех остальных видах спорта все для женщин иначе: и дистанции короче, и уровень сложности пониже, и соревнования МЖ в зачет наград идут отдельно. В общем, альпинизм - не женский вид спорта и пробиваться в нем девчонкам приходится не только через терни гор, но и через мужской шовинизм. Вопрос «а надо ли пробиваться» обсудим в комментариях. А пока вернемся к моей 3Б.

Сочинская альпиниада традиционно проходила в далеком медвежьем углу - на озере Кардывач. И «медвежьем» - это не фигура речи. Не раз мы там видели реальных медведей и даже было дело - встречали на тропе. Заброска туда шла через заповедник в Грузии. Высаживались из рейсового автобуса около озера Рица, рядом с дачей Сталина, а дальше шли пешком по Грузии пару дней через перевал, который был границей с РФ, на озеро Кардывач. С рюкзаками по 30-40 кило: на себе тащили через перевал все альпинистское железо и веревки, палатки, продукты, спальники, примуса, бензин - газовых горелок а те времена у нас не было… короче всё для автономки дней на 12. 

Путь от озера Рица до озера Кардывач через перевал.
Путь от озера Рица до озера Кардывач через перевал.

Разбивали лагерь и дальше делали радиальные выходы на горы. Подход по 2-4 часа утром по темноте, через лес, потом стену проходим за день, спускаемся по пути подъема и уже опять по темноте, с фонариками идем в лагерь. День отдыха. 

5-6 маршрутов успевали сходить там «на районе» во время сборов, потом собирали лагерь и снова два дня ходу через перевал к Рице, а там уже в Гагры и Сочи на денек. И где-то во всей этой тренировочной суете  иногда всплывали воспоминания о необходимости вернуться на 4-ый курс института :). 

Короче, на спуске я как руководитель, шла последней, с нижней страховкой и сорвалась на 5-7-метровой стеночке в самом начале спуска. Благо это была все же только 3Б и стенка не гладкая.

Как-то чем-то зацепилась в полёте и приземлилась на полочку к страхующему на две своих ноги. Острая боль, крики , мат-перемат. Сломала, подвернула, порвала, растянула… черт его знает. Пару минут искры из глаз. Посидела. Достала из рюкзака эластичный бинт и таблетку анальгина. Парни нашли пару палок - благо мы на высоте 3000 метров лазали и деревца вокруг  имелись. Дальше мои мальчики меня поставили на «парашютик» - это когда тебя верхний страхует жестко выдавая веревку, а ты ее грузишь максимально, и помаленьку мы сползли со стены.

Фото с сайта mountaindreams.ru
Фото с сайта mountaindreams.ru

Гора та называлась Цындышхо и была ну максимально далеко от нашей стоянки. Поэтому дальше был участок посложнее, хоть и относительно гор - почти ровный, но лес. И это не парк, а чаща, без троп, вся заваленная покрытыми мхом валунами и заросшая кустами. Места там абсолютно дикие, судя по непуганным медведям: ни троп, ни карт - по компасу шли. Сдается мне, что никто кроме сочинского альпклуба там и не бывал. И, кстати, вот эта тема с медведями, которых мы на другой стороне озера Кардывач не раз видели, тоже в темном лесу маленько нервировала. 

Фото горы Цындышхо над озером Кардывач. Из поиска в Яндексе.
Фото горы Цындышхо над озером Кардывач. Из поиска в Яндексе.

Было у нас на четверых с собой две пары складных палок. С парой палок я и скакала на одной ноге несколько часов по лесу. Первая связка ушла вперед - попытались тропу немного для меня проторить. А чем они мне по темноте в этих дебрях помочь могут? Носилок нет. Но и мороза нет, дождя, слава богу, тоже не было, высота рабочая. Ну, вот мы с мужем вдвоем помаленьку «ползли меня»: попа-нога-палки, по всем этим буеракам и буреломам, двигаясь по явным следам первой двойки. 

Озеро Кардывач с перевала. Впереди гора Лаюб с лёгкими маршрутами. Фото из открытого поиска Яндекса.
Озеро Кардывач с перевала. Впереди гора Лаюб с лёгкими маршрутами. Фото из открытого поиска Яндекса.

Долго ли, коротко ли (как в сказках говорится), дошли мы до лагеря. Пару тренеров нас ждали - следили за мельканием в лесу спускающихся фонариков. Налили чаю, покормили, посмотрели в темноте на коленку - кости ломаные не торчат и слава Богу, на этом снова забинтовали и засунули меня в палатку. 

А наутро из той палатки я вылезти сама уже нее смогла. Коленку раздуло, боль адская… то есть дошла я по «горячему» на адреналине и эмоциях, что надо идти. Ну и дошла. До лагеря. А как через перевал, на Рицу и на дорогу? Блииин… 🙄 

Народ по горам разбежался на восхождения, мой муж тоже. Меня вытащили из палатки на «попить-пописать» и оставили на бревнышке около костра кашеварить. А фигли свободная баба будет просто так в лагере сидеть? Пусть заодно еду готовит! 

К вечеру следующего дня стало ясно, что болячка моя не рассосется. Группа у нас была человек 15 и им всем еще много гор на разные разряды сходить надо, на руках через перевал меня тащить желающих нету. 

Прошел еще день и тренеры говорят нам с мужем: «Давайте-ка вы ребята, собирайте шмотки по минимуму - палатка-спальник, примус, чуть еды и вот на «трех ногах» (здоровая и палки) пусть она через перевал скачет. Нам тут еще 5 дней работать, а вы идите сколько сможете. Обычно там сутки ходу, ну вы за 3-4 дня перевалите на Рицу, всего-то километров 20 до домика лесников с той стороны. Состояние стабильное, ползите помаленьку. Будет плохо - останавливайтесь, ждите группу, мы через несколько дней тоже партиями уходить будем по мере завершения программы. Вас кто догонит - помогут. А основные шмотки ваши и снарягу, мы, конечно донесем". 

На том и порешили. Я с тоской смотрела на высоченный крутой перевал, заросший внизу лесом, а вверху кустарником, с огромными бульниками, без тропы. Год назад нас с моим приятелем по связке с перевала этого на спуске как раз селем смыло вместе с палаткой… 

Ну а чего делать - поползем, по любому никто меня на руках туда не занесёт. 

Собрали палатку свою, шмоток по минимуму, свой багаж сложили горкой под полиэтилен. 

И тут… звук винтов вертолета. Садится метрах в 200 от нас вертушка. Это что? Как так? Каким образом? Пару человек метнулись к ней. 

Оказалось, что группа немецких туристов (на минуточку, напомню, это был 1989 год!) зафрахтовала вертолет под пикник «В диких русских лесах с медведями» и десяток радостных пенсионеров в ярких трекинговых шмотках и с огромными фотоаппаратами вывалились на поляну. Вертушка осталась их ждать. Это был мой шанс. "Девочку хроменькую возьмите, у нас тут травма и она умрет без вашей помощи"… - что-то такое им рассказали моментально, предъявив медленно ползущую барышню со скорбным лицом. Немецкие туристы хором воскликнули: "Вилкуменн, Willkommen!", и экипаж указал мне место в салоне. 

«Друзья, а можно девочкин багаж тоже полетит с ней?» - всколыхнулись мои парни…

«Да без проблем», - ответили немцы. «Но из людей тогда полетит она одна, у нас перевес», - добавили пилоты. И мой муж остался с группой. 

И тут мальчики воодушевились и за полчаса собрали 200 кило грузов: лишние веревки, запасное альпинистское железо, невостребованные продукты, грязные шмотки, какую-то хозяйственную посуду - в общем лагерь минимизировали, чтобы обратно через перевал не переть все на себе, и подтащили груду как попало упакованных мешков к вертушке. 

Немцы офигели от «девочкиного багажа», но не отказали и через час вертушка приземлилась на какой-то вертолетный клубный аэродром, не имеющий отношения к аэропорту Адлера. 

Немцы вежливо помогли вынести из вертушки и сложили неподалеку на землю мой «багаж» и попрощались, севши в свой автобус. А я прыгая на одной ноге с палками в руках вокруг этого неподъемного груза, проклинала моих находчивых альпинистов. Никаких встречающих и понимания куда и как это все двигать у меня не было. 

Фото: Ломыга Валерий Васильевич
Фото: Ломыга Валерий Васильевич

Ну что… волоком, ползком, на спине, как-то я эту груду шмоток дотолкала до трассы и остановила попутку. За червонец водитель бортового ЗИЛа закинул все это в кузов и довез меня до альпклуба в Адлере. Вечерело… но вокруг были люди, советские и понимающие. Местный сторож дал мне ключи от коптерки и я раскатала на полу каримат со спальником… 

В конечном итоге через сутки я улетела в Москву, где мне поставили диагноз «разрыв связок» в районе колена и упаковали на пару месяцев в полноценный гипс. 

Эти пару месяцев на костылях и в гипсе я ежедневно прыгала по всем пересадкам в метро и электричке по два часа в один конец в институт и обратно. Жила я тогда в Зеленограде, а училась на Юго-Западной в Москве. В метро мне уступали место, но было не удобно: ногу в коленке не согнуть, и когда я садилась, она торчала в проход до середины вагона, об нее все спотыкались, а это было очень больно. Приходилось стоять и все объяснять. 

Зато я получила бонус на сессии. Преподы при виде студентки на костылях и в гипсе, сжаливались надо мной и ставили зачеты и четверки, практически, автоматом, не взирая на кучу прогулов лекций на «ноябрьские». 

А что дальше? А дальше через два месяца полный гипс сменили на лангету и я в конце января уехала кататься на горных лыжах. Там на студенческих каникулах были какие-то соревнования и надо было выступать. Я на старте снимала лангету, задирала штаны, заливала колено спортивной «заморозкой», заматывала  ногу эластичными бинтами от ботинка до… назовем это место «до куда хватало бинтов» и стартовала. 

Раньше в качестве спортивной заморозки использовали только хлорэтил (этилхлорид) в виде аэрозолей или просто жидкости в ампулах. Обезболивающее действие этого препарата обусловлено не только способностью быстро испаряться (охлаждение), но и активным воздействием на нервные окончания.
Раньше в качестве спортивной заморозки использовали только хлорэтил (этилхлорид) в виде аэрозолей или просто жидкости в ампулах. Обезболивающее действие этого препарата обусловлено не только способностью быстро испаряться (охлаждение), но и активным воздействием на нервные окончания.

Как не разорвала все заново - на знаю. Но обошлось. Соревнования я, конечно, аккуратно слила по результату. 

А весной на «майские» я снова лезла на любимый Кардывач закрывать 4А «в двойке» - как тогда было нужно для первого разряда. 

Сейчас на Кардывач можно попасть так:

Маршрут на озеро Кардывач

А второй полет по стене с переломом произошел через 30 лет, под руководством Алекса Абрамова, и он был еще интереснее своей концовкой. Расскажу в следующий раз! 

Эта ситуация далека от того, что случилось с Наташей Наговициной. Но в целом, я пыталась рассказать, что в минус в её случае сработало несколько психологических факторов: её спасали в 2021 году во время проблем с мужем на высоте 7000, ей оказывали помощь вертушкой этой весной в 2025 и у нее точно сложился стереотип, что спасение возможно всегда. И в этот раз надежд и текстов было много: ее связник Роман, вроде как её сдернул на камни и он потом же ее и вытаскивал, он несомненно, сказал ей ждать помощи. Дальше эту же версию подтвердила база - сиди, поможем, твоя задача продержаться 5 дней. Потом два иностранца пришли с малой помощью и она убедилась что спасение идет по плану… 

А потом все пошло не по плану: на горе пропали иранцы, умер Лука, грохнулся вертолет со спасателями, вторая группа спасателей развернулась из-за травмы лидера и все время катастрофически не хватало акклиматизированных работоспособных на высоте людей, чтобы ее вынести из зоны смерти. Штормовой ветер на горе, отсутствие высотной лицензии у итальянских пилотов, отсутствие у них вообще какой-то то ни было лицензии, дающей право на работу в Киргизии, тем более в приграничной зоне, да еще и отсутствие у итальянцев акклиматизации - их и на 4500 плющило сильно, с горняшкой чудес не бывает. 

Но критической точкой невозврата я считаю отсутствие связи. Если бы она знала, что спасать её не будут - поползла бы…. Ну, говорить «как я» из текста выше - много на себя брать, у нее ситуация была несопоставимо сложнее, но при выборе ползти или умереть, думаю, она бы поползла и кто знает...

Ведь многие тут вспомнят свои сложные приключения и выходы из безвыходных ситуаций, когда организм работал за пределами возможностей. Расскажете? 

А тем временем издательство «ЭКСМО» мне сегодня сказало, что у них осталось 124 книги. Собственно, после многократной распродажи их в очередной раз привезли на WB и на Озон.

Интернет‑магазин Wildberries: широкий ассортимент товаров - скидки каждый день!

Любителям веселых рассказов о жизни реальных людей в нереально сложных условиях - на высоте и за прочими пределами человеческих возможностей - будет точно интересно! 

Мой рассказ про сложную ситуацию в Африке тут:

А это про К2 - старая трагическая история:

 

Горы
2305 интересуются