Найти в Дзене

Россия в цвете: открыта онлайн-выставка бесценных работ Прокудина-Горского

Бывает, прошлое оживает так ярко, что его начинаешь воспринимать как сегодняшний день. Именно это происходит, когда смотришь на фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского — человека, больше века назад сумевшего приручить цвет. Когда я первый раз смотрел на его фотографии лет 15 назад, я реально не мог поверить, что им сто лет. Казалось, это какой-то нереальный фотошоп. Оказалось, что нет. И что очень многие российские пейзажи, деревни и храмы сегодня выглядят почти так же, как и при царе Николе II. Теперь его уникальная коллекция фотографа с Мировым именем, состоящая из более чем 2600 снимков в максимальном качестве (но без ретуши) доступна всем желающим в рамках виртуального проекта 3dplatforma.ru. Прокудин-Горский — не просто фотограф. И больше, чем просто фотограф. Ученик самого Дмитрия Менделеева, талантливый учёный-химик, изобретатель и педагог, он первым в России начал экспериментировать с цветной фотографией. В начале XX века по личному поручению императора Николая II он
Ростовский Кремль в начале прошлого века, снятый Прокудиным-Горским с колокольни Церкви Всех Святых
Ростовский Кремль в начале прошлого века, снятый Прокудиным-Горским с колокольни Церкви Всех Святых

Бывает, прошлое оживает так ярко, что его начинаешь воспринимать как сегодняшний день. Именно это происходит, когда смотришь на фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского — человека, больше века назад сумевшего приручить цвет. Когда я первый раз смотрел на его фотографии лет 15 назад, я реально не мог поверить, что им сто лет. Казалось, это какой-то нереальный фотошоп. Оказалось, что нет. И что очень многие российские пейзажи, деревни и храмы сегодня выглядят почти так же, как и при царе Николе II.

Теперь его уникальная коллекция фотографа с Мировым именем, состоящая из более чем 2600 снимков в максимальном качестве (но без ретуши) доступна всем желающим в рамках виртуального проекта 3dplatforma.ru.

Прокудин-Горский — не просто фотограф. И больше, чем просто фотограф. Ученик самого Дмитрия Менделеева, талантливый учёный-химик, изобретатель и педагог, он первым в России начал экспериментировать с цветной фотографией. В начале XX века по личному поручению императора Николая II он отправился в масштабное путешествие по Российской империи, чтобы на века запечатлеть архитектурные памятники, объекты промышленности, виды современных ему городов и повседневную жизнь простых людей в самых разных уголках России. Это был своего рода национальный фотопроект, который должен был показать страну такой, какой её ещё никто не видел.

Поэтому не удивительно, что на сохранившихся работах Прокудина-Горского можно увидеть и российских крестьян Средней полосы за работой, я русских женщин в нарядных одеждах, и торговца помидорами из Грузии. И даже заключенных, выглядывающих из зиндана — тюрьмы в Средней Азии.

Фрагмент фотоработы Прокудина-Горского, сделанной в начале XX века в Бухаре
Фрагмент фотоработы Прокудина-Горского, сделанной в начале XX века в Бухаре

Чтобы создать цветной кадр, Прокудин-Горский использовал метод трёх пластин: делал три последовательных снимка через красный, зелёный и синий фильтры. Потом они совмещались в проекторе — и изображение оживало красками. Если кто-то из людей успевал пошевелиться, на фотографии появлялись «раздвоенные» фигуры — своеобразная отметка времени. Для экспедиций фотограф обзавёлся собственным вагоном-лабораторией: прямо в пути он мог проявлять и готовить новые снимки.

Благодаря императорскому покровительству двери для Прокудина-Горского открывались даже туда, куда посторонних обычно не пускали: на стратегические заводы, в закрытые монастыри, на строительные площадки железных дорог. Его миссией было создать «визуальную энциклопедию Российской империи». Для тех времён эта работа по всем параметрам была беспрецедентной и знаковой.

Сегодня, листая эти кадры, поражаешься контрасту: рядом с панорамами Кремля и величественных монастырей — крестьянские избы, рабочие на железной дороге, пацан с удочкой, совёнок в лесной чаще. При этом в архиве есть немало фотографий и чёрно-белых. Точнее, дошедших до нас скорее в сепии. Но и они представляют собой бесценную часть отечественной истории, запечатлённой в портретах, домах, природе.

Башкирский стрелочник, фрагмент фотографии, 1905-1915 гг.
Башкирский стрелочник, фрагмент фотографии, 1905-1915 гг.

А вот дальнейшая судьба коллекции сложилась драматично. После революции Прокудин-Горский эмигрировал сначала в Англию, затем в Ниццу, где среди прочих плотно сотрудничал с создателями кинематографа братьями Люмьер. Уцелевшую часть его архива в 1948 году за пять тысяч долларов приобрела Библиотека Конгресса США. Это и по нынешним меркам сумма не астрономическая — тысяч так 70 современных американских денег. На полках архива фотографии пролежали не одно десятилетие, пока не стали известны широкой публике. В России же они получили популярность лишь в конце XX века.

Теперь — наконец — они вернулись домой. Пусть и виртуально, но зато в полном из возможного в настоящее время количестве. На 3D Платформе снимки отсортированы по губерниям, снабжены корректными подписями и выложены в максимальном разрешении. Можно увеличивать изображения и рассматривать мельчайшие детали — фактуру каменной кладки, узоры тканей, выражения лиц людей. Это очень залипательный процесс — всматриваться в лица, которые глобально ничем не отличаются от нас с вами. И в селянские избы, которые от крестьянских домов времён позднего СССР отличает разве что отсутствие электрических столбов. Попробуйте — я думаю, что и вы долго не сможете оторваться.

«Работы Сергея Михайловича Прокудина-Горского представляют собой уникальное визуальное наследие, документирующее культуру, архитектуру и жизнь Российской империи на рубеже XIX и XX веков. Эта виртуальная коллекция будет интересна всем интересующимся историей нашей страны, а также полезна для образовательных целей и школьных занятий», — отмечает генеральный директор 3D Платформы Константин Попов.

Снимки Прокудина-Горского и сегодня воспринимаются как чудо. В начале прошлого века многие не верили, что это фотографии, а не раскрашенные картины. Он опередил время, подарив нам возможность увидеть Россию вековой давности такой, какой её видели наши предки. И теперь эта возможность доступна каждому — достаточно лишь открыть свой браузер не только на компьютере или ноутбуке, но даже на мобильном телефоне.

Кстати, все эти фотографии сегодня являются общественным достоянием и доступны без ограничений. Смотрите и пользуйтесь, показывайте другим и наслаждайтесь!

==

Я всегда рад любым комментариям, лайкам и подпискам, спасибо всем! Также напоминаю, что проект «МузКультИс» является личным Дзен-каналом контент-маркетолога и заодно редактора интернет-издания «Новости Москвы и Подмосковья» Александра Алмиса. Если вам интересна и эта тема, подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте всегда в курсе!