Найти в Дзене
Михаил Никольский

Хуситы и судоходство в Красном море

Движение хуситов (другое название «Ансар Аллах») появилось в провинции Саада на севере Йемена в 1992 г., всего через два года после объединения Северного и Южного Йемена в одно государство. Север – это шииты, юг – сунниты. До 1997 г. хуситы принимали участие в политической жизни страны, а их представители заседали в парламенте. Борьба политическая со временем переросла в борьбу вооруженную. Давнее противостояние шиитов и суннитов наложилось на обострение социальных противоречий и коррупцию, фантастическую даже для арабского мира. С 2004 по 2010 гг. на севере Йемена произошло не менее шести кратковременных вооруженных конфликтов. Всякий раз «войнушка» завершалась хрупким перемирием между хуситами и центральной властью. Правительству Йемена в борьбе с хуситами с 2004 г. помощь оказывала суннитская Саудовская Аравия. На сторону хуситов встал шиитский Иран. Арабская весна 2011 г. привела к смене правящих режимов во многих странах Ближнего и Среднего Востока. В кресле президента Йемена утве

Движение хуситов (другое название «Ансар Аллах») появилось в провинции Саада на севере Йемена в 1992 г., всего через два года после объединения Северного и Южного Йемена в одно государство. Север – это шииты, юг – сунниты. До 1997 г. хуситы принимали участие в политической жизни страны, а их представители заседали в парламенте. Борьба политическая со временем переросла в борьбу вооруженную. Давнее противостояние шиитов и суннитов наложилось на обострение социальных противоречий и коррупцию, фантастическую даже для арабского мира.

С 2004 по 2010 гг. на севере Йемена произошло не менее шести кратковременных вооруженных конфликтов. Всякий раз «войнушка» завершалась хрупким перемирием между хуситами и центральной властью. Правительству Йемена в борьбе с хуситами с 2004 г. помощь оказывала суннитская Саудовская Аравия. На сторону хуситов встал шиитский Иран.

Арабская весна 2011 г. привела к смене правящих режимов во многих странах Ближнего и Среднего Востока. В кресле президента Йемена утвердился Абд-Раббу Мансур Хади, откровенный ставленник Саудовской Аравии. Вооруженные столкновения сторонников центральной власти и хуситов вспыхнули с новой силой. Военная удача оказалась на стороне хуситов. осенью 2014 г. хуситы установили контроль над Саной, столицей Йемена. Хади переместился в Аден, где номинально сохранял пост президента до конца января 2015 г. В начале февраля 2015 г. власть окончательно перешла к контролируемому хуситами Революционному совету, а 26 февраля началось операция по восстановлению якобы законного и вне сяких сомнений демократического правительства Йемена. Операцию «Decisive Storm» проводила коалиции арабских стран с Саудовской Аравией во главе.

Второй «Бури в Пустыне» у арабов не получилось. Краткосрочная воздушная операция обернулась длительной сухопутной войной. Коалиция развалилась. Саудовская Аравия и ОАЭ в 2020 – 2021 гг. вынуждены были вывести свои войска из Йемена.

Небольшая историческая справка необходима, ибо хуситы обычно подаются как некие бармалеи в тапках, вооруженные ржавыми АК-47. Нет, хуситы представляют собой скорее политическую парию, контролирующую примерно две трети территории Йемена, на которых расположена практически вся промышленность страны и проживает большинство населения. На данном этапе истории понятие «хуситы» по факту вполне равнозначно понятию «Йемен».

Иран по-прежнему остается союзником хуситов, однако хуситы не являются марионетками Ирана. Решение о нанесении ударов по судоходству в Красном море, Баб-эль-Мандебском проливе и Аденском заливе принимались в Сане, не в Тегеране.

В 2015 г. хуситы начали наносить удары баллистическими ракетами и БПЛА по объектам, расположенным на территории Саудовской Аравии и ОАЭ. Под раздачу попали также коммерческие суда, аффилированные с Саудовской Аравией и Эмиратами. Ракеты и БПЛА частью предоставил Иран, но изрядное их количество производилось непосредственно в Йемене.

Удары хуситов по торговым судам в Красном море и Аденском большой озабоченности на Западе не вызвали. Внутриарабские разборки на региональном уровне. Оно, в принципе, так и было, но все же у берегов Йемена появились корабли ВМС США и их союзников, пытавшиеся, без особого успеха, прервать поставки военных материалов из Ирана. Глобальный бизнес в лице ведущих судоходных и страховых компаний на действия хуситов не отреагировал.

Ситуация кардинально изменилась в октябре 2023 г. после начала Израилем масштабной операции в секторе Газа. Хуситы поддержали палестинцев не только словом, как это принято у арабов, но и делом. Из Йемена в Израиль полетели ракеты и беспилотники, а чуть позже началась самая настоящая война против торгового судоходства. Атаки торговых судов приняли систематический характер. Система проявилась не только в регулярности атак, но и в их адресности: под удар попадали суда, так или иначе связанные с израильским бизнесом или с израильскими бизнесменами. Лидер хуситов Абдул-Малик аль-Хути в ноябре заявил:

- Мы постоянно отслеживаем израильские суда в Красном море, Баб-эль-Мандебском проливе, в водах, прилегающих к Йемену. Мы готовы потопить без колебаний любое из этих судов.

Первое нападение на судно получилось небанальным. Автомобилевоз «Galaxy Leader» 19 ноября 2023 г. захватил спецназ хуситов, высадившийся с «древнего советского вертолета». Автомобилевоз шел под флагом Багамских островов, однако судно через цепочку посредников принадлежало гражданину Израиля Абрахаму Унгару.

Ролик захвата судна широко разошелся по миру. Древний советский вертолет в кадре присутствует – Ми-8МТВ-5. Эта «восьмерка» легко узнаваема благодаря наличию плоской опускаемой хвостовой рампе. Катера хуситов, больше похожие на большие моторные лодки, отконвоировали «Galaxy Leader» в окрестности порта Ходейда. Судно поставили на мель, превратив в своего рода туристический аттракцион – желающие, в тапках со ржавыми АК, могли поняться на борт и сделать селфи. Весной 2025 г. «Galaxy Leader» трижды бомбили американцы, а 6 июля по автомобилевозу нанесли удар самолеты ВКС Израиля.

-2
-3
-4

За месяц, с 20 ноября по 20 декабря 2023 г., хуситы атаковали 13 торговых судов; 12 из них в момент атак находились в южной части Красного моря, одно – в Аденском заливе.

В Аденском заливе пятеро «пиратов» 26 ноября высадились с надувной лодки на танкер «Central Park»; танкер шел под флагом Либерии, владелец – израильский бизнесмен Эяль Офер. Экипаж танкера успел забаррикадироваться в надстройке и вызвать помощь. Помощь в виде эсминца ВМС США «Mason» и корабля морских сил самообороны Японии подоспела достаточно быстро. Пиратов пленили американские моряки. На следующий день, 27 ноября, с территории Йемена по району, где находились «Mason» и «Central Park» запустили две баллистические ракеты, ракеты упали примерно в десяти морских милях от целей.

В третий раз хуситы атаковали судно в «пешем» порядке 13 декабря 2023 г. Скоростная надувная лодка приблизилась к танкеру «Ardmore Shipping», шедшему под флагом Маршалловых островов. Попытку высадиться на танкер сорвала вооруженная охрана, имевшаяся на судне.

Повреждения от попаданий ракет за первые две недели декабря получили шесть судов: балкер «Unity Explorer» под флагом Багамских островов, балкеры «Number 9» и «Sophie II» под флагом Панамы, танкер «Strinda» под флагом Норвегии, танкеры «Palatium III» и «Al Jasrah» под флагом Либерии.

Крупнейшая в мире судоходная компания «Maersk», специализирующаяся на контейнерных перевозках, 15 декабря объявила о приостановке использования своими контейнервозами маршрута через Красное море; вместо прохода по Суэцкому каналу суда компании начали огибать Африку. К компании «Maersk» 18 декабря присоединился крупнейший мировой перевозчик углеводородов – компания «ВР».

-5

На самом деле действия хуситов оказались драгоценным подарком фирме «Maersk» и ей подобным. Судоходные компании на волне пандемии вируса COVID нарастили свои флоты. Пандемия внезапно исчезла, а построенные суда никуда не делись. В 2023 г. суммарный тоннаж мирового торгового флота превышал потребности, фрахтовые ставки рухнули до опасно низкой для судоходных компаний черты. Дальнейшее их падение грозило компаниям банкротством. Переориентация судов, обслуживающих маршрут между европейскими и азиатскими портами, с Суэцкого канала на мыс Доброй Надежды обеспечивал восстановление баланса между предложением и спросом.

За год, с ноября 2023 по ноябрь 2024 гг., интенсивность торгового судоходства в Красном море снизилось примерно вдвое, однако винить в этом одних хуситов будет ошибкой. Многие крупные западные судоходные компании, перенаправив свои суда на маршрут вокруг мыса Доброй Надежды, увеличили тем самым себестоимость перевозок, но сэкономили платежах за транзит через Суэцкий канал. В среднем для одного крупного судна стоимость прохода Суэцким каналом составляет порядка 500 000 долл., стоимость перерасхода топлива при плавании вокруг Африки 1 млн. долл. Из-за сокращения профицита тоннажа увеличилась стоимость фрахта. Себестоимость перевозок все же возросла, но – во-первых не столь сильно, как это может показаться, а во-вторых - по оценке западных аналитиков морской торговли дополнительные расходы судоходных компаний оплатил конечный потребитель. «Navigating Troubled Waters: The Houthis’ Campaign in the Red Sea and the Gulf of Aden» (The International Institute for Strategic Studies, December 2024):

- Многие грузоотправители не пострадали от увеличения протяженности маршрутов, напротив - они выгадали. … Опасности для судоходства в Красном море стало благом, поскольку для перевозок вокруг Африки требуется гораздо больше судов.

Удары хуситов, по мнению тех же аналитиков, оказали незначительное влияние на глобальную морскую торговлю: удары по судоходству в Красном море привели к снижению глобального грузооборота по разным оценкам на 0,1 – 1%.

Убытки понесли не компании вроде «Maersk», а Израиль и Египет. Бюджет Египта за два года недополучил около 4,5 млрд. долл. платежей за транзит по каналу. В Израиле порт Эйлат в июле 2024 г. объявили банкротом по причине низкой загрузки, грузооборот порта упал на 85%.

-6

Действия хуситов в Красном море и Аденском заливе международное сообщество, возглавляемое США, классифицировало как пиратство и покушение на свободу мореплавания.

В водах Красного моря, Баб-эль-Мандебского пролива и Аденского пролива обеспечением свободы мореплавания занималась 153-е объединенная оперативная группа (Combined Task Force 153, CTF 153), сформированная еще в апреле 2022 г. Объединенная в данном случае означает международная, с участием США, Египта, Австралии.

Корабли соединения CTF-153, эсминец "Thomas Hudner" (DDG 116) ВМС США и фрегат "Alexandria" ВМС Египта, Красное море, осень 2023.
Корабли соединения CTF-153, эсминец "Thomas Hudner" (DDG 116) ВМС США и фрегат "Alexandria" ВМС Египта, Красное море, осень 2023.

В состав 153-й группы входили американская 2-я авианосная ударная группа в составе авианосца «Эйзенхауэр» и трех эсминцев типа «Arleigh Burke» («Gravely», «Laboon» и «Mason»), эсминец «Diamond» и фрегат «Richmond» ВМС Великобритании, французский фрегат «Languedoc». В 2024 - 2025 гг. состав CTF 153 неоднократно менялся.

Осложнение обстановки в Красном море побудило американцев организовать на основе CTF 153 очередную международную коалицию, направленную против хуситов.

Коалиция на бумаге выглядит внушительно: в нее вошло более двух десятков государств, от Сейшельских островов до Панамы. На практике, усилия США в борьбе за свободу мореплавания в Красном море и Аденском заливе поддержали боевыми кораблями лишь Великобритания, Франция Греция, Дания, Италия и Шри Ланка, причем Италия и Франция отказались передавать свои корабли под американское командование. Замечателен вклад в коалиции Финляндии, выделившей аж двух офицеров, зато к списке участников появилась целая страна.

два ли не самым большим разочарованием для США стал отказ от участия в операции «Prosperity Guardian» стран региона - Египта, Саудовской Аравии и Эмиратов прежде всего. Казалось бы, именно эти страны больше всего страдают от действий хуситов, но – нет, спасибо: мы с хуситами десять лет воевали, получилось не сильно здорово. Председатель Управления Суэцкого канала генерал-лейтенант Усама Мунье Мохамед Раби не постеснялся сделать интригующее заявление:

- Траффик через Суэцкий канал от происходящего в Красном море не пострадал.

Министр обороны США Ллойд Остин объявил о начале операции «Prosperity Guardian» 18 декабря 2023 г. Совет безопасности ООН 10 января 2024 г. принял резолюцию № 2722 с требованием прекращения нападение на торговые суда в Красном море и Аденском заливе. Евросоюз в середине февраля 2024 г. объявил о проведении в опасных водах собственной операции, получившей название «Aspides».

Операции «Prosperity Guardian» и «Aspides» ставили целью обеспечение свободы мореплавания и безопасности в регионе. Задача наступательной операции «Poseidon Archer», в которой приняли участие только США и Великобритания, заключалась в ослаблении возможностей хуситов наносить удары по судоходству в Красном море и Аденском заливе.

Оборонительные действия антихуситской коалиции укладываются в рамки операций «Prosperity Guardian» и «Aspides». Эти действия в подавляющем большинстве случаев сводились к конвоированию торговых судов боевыми кораблями, перехвату и уничтожению ракет, БПЛА и катеров. Основанием для наступательных действий в рамках операции «Poseidon Archer» - нанесения ракетных и авиационных ударов по военной инфраструктуре хуситов - послужила резолюция СБ ООН № 2722.

Корабли ВМС США сбивали ракеты и БПЛА, летевшие в их направлении с территории Йемена, еще в 2020 – 2021 гг.; то были эпизоды. Новый этап начался 19 октября 2023 г., когда две баллистические ракеты сбил эсминец «Mason». С этого момента американские, британские, французские и другие корабли отражали атаки ракет и БПЛА если не ежедневно, то еженедельно. Эсминец «Carney» сбил три БПЛА 3 декабря 2023 г. Французский фрегат «Languedoc» 12 декабря 2023 г. ракетой ЗРК «Aster 15» сбил БПЛА, направленный на норвежский танкер «Strinda». Танкер уже горел, пораженный противокорабельной ракетой, однако добить норвежское судно французский корабль помешал. Пожар потушили. 13 декабря БПЛА хуситов был сбит ракетой «Standart 2» бортового ЗРК эсминца «Mason».

Эсминец «Mason»
Эсминец «Mason»

Утром 30 декабря ракета поразила контейнервоз «Maersk Hangzhou», шедший под флагом Сингапура. Еще две ракеты сбили эсминцы «Laboon» и «Gravely». На следующий день к поврежденному контейнервозу подошли четыре скоростные лодки. Высадку абордажной партии отбила вооруженная охрана судна. Затем на сцене появились вертолеты MH-60S (один с эсминца «Gravely», один – с авианосца «Эйзенхауэр»), потопившие ракетами «Хеллфайр» три лодки, погибло десять «пиратов». Хуситы, как считается в отместку за потопление лодок и гибель своих бойцов, запустили 9 января по американским эсминцам 18 БПЛА, две баллистические и одну крылатую ракету. Это был первый случай в кампанию 2023 – 2025 гг., когда хуситы целенаправленно метили в американские корабли. В отражении налета приняло участие три эсминца ВМС США, один британский эсминец, а также истребители-бомбардировщики F/A-18E «Супер Хорнет». Все воздушные цели были сбиты.

С середины октября 2023 г. по январь 2024 г. зафиксировано 140 случаев попыток ударов хуситов по торговым судам и 170 – по кораблям ВМС США. Американские и французские корабли за этот период сбили, без учета результатов сражения 9 января 2024 г., порядка 60 БПЛА и около 15 ракет – блестящее достижение.

Блестящее достижение имело под собой печальную экономическую подоплеку. Американские корабли стреляли по дронами ракетами корабельных ЗРК стоимостью порядка 2 млн. долл. за штуку, в то время как себестоимость дрона семейства «Самад» оценивалась в 20 000 долларов. Тот случай, когда из пушки стреляли по воробьям, а единственной альтернативой использованию «пушек» представлялось уничтожение «воробьев» на земле.

Операция «Poseidon Archer» началась в ночь с 11 на 12 января 2024 г. Первый удар нанесли атомная подводная лодка «Флорида» ВМС США, запустившая крылатые ракеты BGM-109 «Томогавк». Затем на объектам хуситов сбросили корректируемые авиабомбы полтора десятка «Супер Хорнетов» палубного авиакрыла авианосца «Эйзенхауэр» и четыре «Тайфуна» FGR.4 ВВС Великобритании; «Тайфуны» действовали с авиабазы Акртотири на о. Крит.

За период с 12 января по 24 марта 2024 г., по данным хуситов, вооруженные силы США и Великобритании нанесли более 450 авиационных и ракетных ударов по Йемену, к 1 января 2025 г. число ударов перевалило за 900. С мая по декабрь 2024 г. американо-британские силы наносили в среднем по 15 ударов в месяц. Целями являлись позиционные районы ракет и БПЛА, места складирования вооружения, РЛС, командные пункты и узлы связи, аэродромы, объекты ПВО.

В январе 2024 г. в ответ на американо-британские удары хуситы расширили список «законных целей» судами, связанными с компаниями или гражданами США и Великобритании. Первые удар по американскому судно был нанесен в январе; 18 февраля ракета поразила британский сухогруз «Rubymar» (шел под флагом Белиза). «Rubymar» затонул 2 марта – первое судно, из четырех потопленных хуситами к середине лет 2025 г. В мае список был расширен еще раз. Теперь под удар могли попасть любые суда любых компаний, чьи суда заходили в порты Израиля. Майская 2024 г. коррекция списка целей и привела к банкротству порта Эйлат.

-9
-10

Эффективность ударов по инфраструктуре хуситов оценивается неоднозначно. Интенсивность пусков ракет и БПЛА по судам и кораблям в Красном море достигла максимума - 49 ударов - в июне 2024 г., в июле – августе упала до 23 и 27, а осенью стабилизировалась на 5 – 7. Количеству пусков ракет и БПЛА по судоходству не коррелирует с нанесением американо-британских ракетно-авиационных ударов по Йемену: максимум пришелся на январь – февраль. Интенсивность коммерческого судоходства в Красном море не восстановилась: если в 2023 г. в неделю этим маршрутом в среднем проходило 500 судов, то в 2024 г. – 200. С другой стороны, интенсивность ударов по судоходству действительно снизилась, а причина падения коммерческого трафика через Красное море кроется не только в действиях хуситов.

Ядром сил коалиции, выполнявшим как оборонительные, так и наступательные задачи в операциях «Prosperity Guardian» и «Poseidon Archer», являлось авианосное ударное соединение ВМС США.

Авианосец «Эйзенхауэр» покинул Красное море в июне 2024 г., завершив 9-месячную боевую службу. С августа по ноябрь 2024 г. в Красном море находился авианосец «Авраам Линкольн» с кораблями сопровождения. Авианосец «Гарри Трумэн» пришел к берегам Йемена в середине декабря 2024 г. Уже через месяц «Трумэн» вернулся в Средиземное море, поскольку кризис в Красном море вроде бы почти разрешился.

"Трумэн" в Гибралтарском проливе 2024 г.
"Трумэн" в Гибралтарском проливе 2024 г.

Израиль и движение ХАМАС 16 января 2025 г. объявили о достижении соглашения о прекращении огня в Газе. Хуситы, в свою очередь, 19 января вернулись к исходному списку «законных целей» - только суда, связанные с Израилем.

Операция «Poseidon Archer» завершилась 19 января 2025 г., длилась она ровно год. Операция завершилась, а напряженность в Красном море не спала, чему в немалой степени способствовал новоявленный претендент на Нобелевскую премию мира Д.Ф. Трамп. Отсчет второго президентства Трампа начался 20 января 2025 г. Одним из первых шагов новой администрации нового президента стало признание хуситов террористической организацией, чего не сделала администрация президента Байдена, как на нее не давили.

Люди Трампа подготовили план военной кампании против хуситов еще осенью 2023 г. Предполагалось в течение восьми – десяти месяцев ракетными и авиационными ударами полностью уничтожить военно-промышленный потенциал хуситов (читай Йемена), ликвидировать лидеров движения. Ничего нового, то же самое весной 2015 г. пытались проделать Саудовская Аравия и Ко в ходе операции «Decisive Storm». У арабов не получилось, так США – не арабы, вдруг получится.

Трам не решился на проведение длительной воздушной компании против Йемена, однако дал «добро» на проведение операции по урезанному сценарию. Формальный повод для начала операции «Rough Rider» предоставили хуситы, возобновив в первых числах марта 2025 г. удары по судоходству в Красном море и непосредственно по Израилю - в ответ на возобновление Израилем блокады Газы. Действия хуситов, возможно пиратские, возможно не в ладах с международным правом, были предсказуемы и преследовали одну цель: содействие снятию израильской блокады с сектора Газы.

Операция «Rough Rider» началась 15 марта, завершилась 6 мая. Удары пол Йемену наносили самолеты авиации ВМС и ВВС США, включая бомбардировщики В-2, а также самолеты «Тайфун» FGR.4 ВВС Великобритании. За 52 дня ракеты и авиация поразили около 1100 целей. За год операции «Poseidon Archer» ударам подверглось 950 объектов.

Трамп 6 мая объявил о капитуляции хуситов. Хуситы заявили о своей победе над США. Все как обычно.

Анонимный представитель разведывательного сообщества США в интервью газете «Нью-Йорк Таймс» отметил, что «американский удары причинили определенный ущерб хуситам, их возможности в части нанесения ударов беспилотными ЛА сохранились, хотя и снизились». Летом 2025 г. ситуация в Красном море вернулась на круги своя.

За одну неделю июля 2025 г. хуситы потопили два судна – балкеры «Eternity C» и «Magic Seas», принадлежавшие греческим компаниям и плававшие под флагом Либерии. Другие суда этих компаний в 2024 г. заходили в порты Израиля, поэтому удары по «Eternity C» и «Magic Seas» укладываются в логику хуситов.

-12
«Eternity C»
«Eternity C»
«Magic Seas»
«Magic Seas»

США в Красном море впервые столкнулись с масштабной асимметричной войной в воздухе. Для защиты от дешевых БПЛА и не сильно дорогих баллистических ракет (часть из них – переделка ракеты ЗРК С-75) пришлось выстраивать эшелонированную систему ПВО. С военной точки зрения эта ПВО себя в целом оправдала. Ни один боевой корабль прямых попаданий не получил, а из примерно 200 атакованных хуситами к середине лета 2025 г. торговых судов потоплено четыре, повреждения получили от 20 до 30 судов. Проблема заключалась в экономике и в опережающим воспроизводство расходе дорогостоящих боеприпасов.

Основным средствами борьбы с воздушной угрозой хуситов в 2023 – 2024 г являлись корабельные ЗРК и истребители-бомбардировщики, вооруженные УР воздух-воздух AIM-120 и AIM-9.

Стоимость зенитных ракет, израсходованных только кораблями ВМС США за 15 месяцев с 19 октября 2023 по 19 января 2025 гг., приближается к одному миллиарду долларов. Перерасчет расхода ракет в Красном море на гипотетический вооруженный конфликт с КНР в Тайваньском проливе, показал, что оставшегося боезапаса ВМС США хватит на пару – другу суток боев, а промышленности на восполнение арсеналов потребуются годы.

Огонь по БПЛА вела корабельная артиллерия. Корабли ВМС США с октября 2023 г. по январь 2025 г. израсходовали на такую стрельбу 160 снарядов калибра 127 мм. Эффективность оказалась невысокой – экономии на ракетах не получилось. Все же несколько БПЛА огнем пушек удалось сбить. Отличился, в частности, итальянский эсминец «Андреа Дориа», сбивший дрон из 76-мм универсальной пушки.

Несколько дронов ракетами «Хеллфайр» и бортовыми пулеметами сбили вертолеты корабельного базирования. Вертолеты, как и корабельная артиллерия, альтернативой ЗРК не стали.

Истребительная авиация показала себя не хуже, чем корабельные ЗРК, однако в этом случае на дороговизну УР «воздух – воздух» (стоимость УР AIM-9 более 500 000 долл., УР AIM-120 – более 1 млн. долл.) наложилось ограничение по боевой нагрузке отдельно взятого самолета. Боевое патрулирование выполнялось самолетами F/A-18E/F авиации ВМС и F-16C ВВС США. Штатная боевая нагрузка этих самолетов в варианте ПВО состоит из шести УР воздух-воздух, AIM-9 и AIM-120 в сочетании 2х4 или 4х2. Патрулирование обычно выполняла одна пара, таким образом в лучшем случае два истребителя могли уничтожить 12 воздушных целей. Хуситы со второй половины 2024 г. наносили комплексные скоординированные удары, когда по одной цели запускалось дол 30 БПЛА, баллистических и крылатых ракет. Два дежурных истребителя в принципе не имели возможности отразить такой налет. Флот и ВВС нарастили боекомплекты своих истребителей, однако сделали это разными способами.

С конца 2000-х гг. ВВС США достаточно широко применяли по наземным целям в Афганистане, Ираке и Сирии управляемые ракеты AGR-20 APKWS (Advanced Precision Kill Weapon System). УР AGR-20 представляет собой неуправляемую 70-мм ракету «Гидра», оснащенную лазерной ГСН. Разработка новой БЧ для ракеты AGR-20, оптимизированной для поражения воздушных целей началась в конце 2023 г. Уже через год, в декабре 2024 г. истребители F-16 с подвешенными блоками LAU-131/A, снаряженными УР AGR-20 появились над Красным морем. Обычно F-16С боевого патруля несет два блока семизарядных блока LAU-131/A и три – четыре УР воздух-воздух. Боекомплект самолет увеличился в полтора раза при снижении его суммарной стоимости, цена одной ракеты AGR-20 составляет 25 – 30 000 долл., почти как себестоимость БПЛА хуситов. 19 марта 2025 г. F-16C ВВС США впервые сбил ракетой AGR-20 беспилотный аппарат «Самад», запущенный с территории Йемена.

F-16C блок 50 из 79-й эскадрильи над Красным морем, июль 2025 г. Под крылом - два блока LAU-131/A с УР воздух-воздух AGR-20.
F-16C блок 50 из 79-й эскадрильи над Красным морем, июль 2025 г. Под крылом - два блока LAU-131/A с УР воздух-воздух AGR-20.

Флот пошел по пути количественного наращивания арсенала ракет воздух-воздух на истребителе-бомбардировщике F/A-18E/F. Весной 2024 г. на авианосце «Эйзенхауэр» впервые были зафиксированы «Супер Хорнеты» с боевой нагрузкой из интгрировнный в подфюзеляжный топливный бак обзорно-прицельной системы AN/ASQ-228, пяти УР AIM-120 и четырех AIM-9. Самолеты в антидроновой конфигурации получили неофициальное наименование «Murder Hornet». Арифметическое увеличение количества ракет себя оправдало, а вот система AN/ASQ-228 оказалась ненадежной.

Превентивные удары по позиционным районам БПЛА и ракет тоже не дали ощутимого экономического эффекта. Над Йеменом с 2016 г. регулярно летали американские БПЛА MQ-1 и MQ-9. Эти аппараты стали лакомой и легкой целью для ПВО хуситов. В 2016 – 2025 г. над Йеменом и прилегающими к нему водами было сбито три MQ-1 и 23 MQ-9, причем девять MQ-9 хуситы сбили в апреле 2025 г., аккурат в ходе операции «Rough Rider». Стоимость одного БПЛА MQ-9 составляет примерно 30 млн. долл.

Вооруженные силы отчитались о сотнях уничтоженных на земле БПЛА и ракетах хуситов, только проверить эти данные не представляется возможным. Результативность ракетно-авиационных ударов по наземным целям без возможности физического контроля на месте традиционно оказывается завышенной в два – три раза, по объективным причинам. Зато известно во сколько обошлись бюджету США боеприпасы воздух-поверхность, израсходованные в ходе операции «Rough Rider»: не менее 1 миллиарда долларов. И опять – не только в деньгах дело. Израсходованные средства поражения необходимо восполнять. Командующий ВМС США адмирал Джеймс Килби подвел итог расходу боеприпасов в операции «Rough Rider» следующей сентенцией:

- Не подлежит сомнению необходимость наращивания выпуска боеприпасов большой дальности, таких как ракеты «Томогавк». Я также считаю, что нам надо изучить другие варианты с возможно худшими характеристиками, но более простыми в производстве. Обладать менее эффективными ракетами лучше, чем не иметь ракет вообще.

Высокий расход боеприпасов, как отмечает обозреватель газеты «Нью-Йорк Таймс», послужил едва ли не главной причиной принятия Белым домом решения о прекращении военной операции против хуситов. Трамп, не исключено, принимал решение о проведении операции по полному сценарию в расчете на боевые действия в течении восьми – десяти месяцев, но вынужденно объявил об очередной «победе» США уже через полтора месяца после ее начала. Трамп, собственно, признал сомнительность сей победы:

- Они [хуситы] понесли тяжёлые потери. И, знаете, можно сказать, они проявили огромную храбрость. То, что они выдержали, было поразительно.

Трамп передал палочку эстафеты борьбы с хуситами государству Израиль.

Потери США в вооруженной борьбе с хуситами не ограничились израсходованными боеприпасами, сожженным топливом, выработкой ресурса кораблей и самолетов, сбитыми БПЛА.

Вояж авианосца «Гарри Трумэн» в Красное море впору именовать печальным. За этот поход палубное авиакрыло лишилось трех «Супер Хорнетов». F/A-18F из эскадрильи VFA-11 был сбит 22 декабря 2024 г. ракетой, запущенной крейсером «Геттисберг» ВМС США при отражении налета БПЛА хуситов. 28 апреля 2025 г. F/A-18E из эскадрильи VFA-136 свалился за борт при буксировке по палубе авианосца «Гарри Трумэн». Свалился не абы как, но абы что: авианосец в момент буксировки самолета выполнял маневр уклонения от ракетной атаки, палуба накренилась и тягач вместе с самолетом поехал в воду. Третий «Супер Хорнет», спарка F/A-18F, при выполнении посадки поздним вечером 6 апреля 2025 г. не смог зацепить гаком трос аэрофинишера; самолет проскочил всю палубу и упал в море, летчики. Во всех трех случаях летчики катапультировались.

F/A-18Е из эскадрильи VFA-11, авианосец "Гарри Трумэн", 2024 г.
F/A-18Е из эскадрильи VFA-11, авианосец "Гарри Трумэн", 2024 г.
Буксировка "Супер Хорнета" по палубе авианосца.
Буксировка "Супер Хорнета" по палубе авианосца.
"Эйзенхауэр" на вираже.
"Эйзенхауэр" на вираже.

Злоключения авианосца не ограничились потерей самолета. «Труман» в антракте между своим участием в операциях «Poseidon Archer» и «Rough Rider» в ночь с 12 на 13 февраля 2025 г. в Средиземном море недалеко от Порт-Саида с турецким балкером «Besiktas-M», шедшим под флагом Панамы. «Трумен» возвращался в Красное море, балкер выходил из Суэцкого канала. Авианосец получил повреждения бортового спонсона по правому борту и вмятину с дыркой пробоину в корме выше ватерлинии. «Труману», хотя повреждения были незначительными, пришлось вернуться в Суда-бей на Крите для ремонта. Последствия столкновения ликвидировали к концу февраля. Командира авианосца «Трумен» сняли с должности с формулировкой «потеря доверия». Дату начала операции «Rough Rider» пришлось перенести. Балкер от навала авианосца пострадал несильно – помят правый борт и крышка грузового люка. Корабль и судно расходились правыми бортами, хотя исторически принято расходится левыми бортами.

-19
-20
-21
"Трумэн", последствия столкновения с сухогрузом.
"Трумэн", последствия столкновения с сухогрузом.
-23

«Трумэн» принял участие в операции «Rough Rider». Хуситы 16 марта запустили пол авианосцу 18 ракет и БПЛА. истребители и корабельные ЗРК сбили 11 БПЛА и ракет, остальные упали вдали от авианосца.

"Трумэн", Суда-бей, Крит, февраль 2025 г.
"Трумэн", Суда-бей, Крит, февраль 2025 г.