Оказывается, вполне вероятно, что итальянский танец тарантелла, на самом деле, греческого происхождения. Салентийская тарантелла - это один из немногих сохранившихся ритуальных танцев.
Вначале - немного географии с историей
Если мы посмотрим на карту Италии, то увидим, что Салентина — полуостров в Италии, юго-восточная оконечность Апеннинского полуострова. Омывается Адриатическим и Ионическим (залив Таранто) морями и проливом Отранто. Это «каблук» «сапога». Крупные города и порты: Бриндизи, Таранто.
Из истории известно, что первоначальное название города Таранто – Тарас. Тарас был основан спартанцами (по преданию, парфениями во главе с Фаланфом) в 706 г. до н. э. Место было выбрано на границе Апулии, Лукании и Калабрии, на берегу обширного Тарентского залива. Город контролировал обширную и богатую сельскохозяйственную округу, имел самую большую и удобную гавань в Южной Италии и был крупнейшим центром ремесла и торговли. В VII в. до н. э. он стал одним из наиболее богатых, многолюдных и могущественных полисов Великой Греции.
Конфликт между Римом и Тарентом в начале III в. до н. э. послужил причиной Пирровой войны (280—275 гг. до н. э.). После разгрома Пирра город сдался римлянам (272 г. до н. э.) и стал их зависимым союзником. Во время Ганнибаловой войны Тарент перешел на сторону карфагенян (212 г. до н. э.), но позднее был осажден и взят римлянами (209 г. до н. э.) Победители продали в рабство 30 тыс. его жителей, а их земли включили в состав общественного поля. В конце V века н. э. город оказался под властью остготов, а в середине VI века — византийцев.
В Салентине до сих пор существуют греческие поселения, жители которых говорят на своеобразном греческом диалекте и бережно хранят свою культуру, песни и танцы. И главный танец здесь – тарантелла, которая здесь и зародилась, и имеет, скорее всего, глубокие греческие корни. Салентийская тарантелла значительно отличается от той тарантеллы, которая знакома нам - сицилийской и, особенно, неаполитанской.
Салентийскую тарантеллу называют «Тарантелла Пицика», или «Пицика Тарантелла» от pitsikare - жало.
Откуда же это название - “тарантелла”?
Существует вид пауков, распространённый в окрестности города Таранто (или Тарантум), которым в течение XV века приписывалась причина странной болезни, названной Тарантизм «Tarantism» (Gertsch 1979). По легенде, укус таких пауков приводил к болезни, и всякий укушенный был обречён на смерть, а единственным лекарством считался особый танец — тарантелла «tarantella».
Тарантулы кусали некоторых людей во время их работы в полях. Укушенный тарантулом человек, практически, не мог двигаться, ни на что не обращал внимание. Надо было каким-то образом вернуть ему способность двигаться. И для того чтобы вылечить того, кого укусил паук, проводили музыкальный экзорцизм (процедура изгнания бесов и других сверхъестественных существ из одержимого с помощью молитв, обрядов). Для этого существовали специальные музыканты и танцовщицы, так сказать, "бригады скорой помощи". Они приезжали к больному и проводили ритуал исцеления. Специальные музыканты приходили в дом больных, и начинали играть последовательно 12 различных мелодий. Мужчины играли на музыкальных инструментах в определённом ритме, а женщины танцевали вокруг больного, размахивая яркими шарфами и платками, пытаясь привлечь его внимание. Постепенно тело укушенного начинало заражаться ритмом танца. Во время звучания соответствующих мелодий, которые, как считали, соответствуют размеру и цвету паука, больной начинал реагировать. Сначала только отдельные мышцы человека непроизвольно начинали сокращаться в заданном ритме, затем он обращал внимание на контрастные шарфы (они могли быть красные, чёрные, белые, жёлтые), появлявшиеся в его поле зрения, пытался их поймать. Наконец, ему это удавалось, он вставал и начинал танцевать сам и танцевал до тех пор, пока не падал в изнеможении. И таким образом исцелялся. Весь ритуал мог занимать довольно длительное время - до 3-х дней без перерыва.
Таким образом, можно сделать вывод, что салентийская тарантелла зародилась как “танец-антидот", противоядие, оказывающий исцеляющее, гармонизирующее действие.
В греко-говорящих деревнях о симптомах тарантизма сообщалось до 60-х годов 20-го века, затем, при изменении социальных условий в следующие несколько лет они прекратились.
В Салентине до сих пор сохраняют этот ритуал исцеления от укуса тарантула (или от Тарантизма), воссоздают его на массовых праздниках и гуляниях, на концертных площадках. Тарантеллу исполняют на свадьбах. Музыка салентийской тарантеллы живая и развивающаяся и поныне. Существуют ежегодные фестивали Тарантеллы, на которых во время выступления артистов на сцене, практически все зрители танцуют.
Понятно, что со временем этот танец перестал быть только "лекарством", и появились его бытовые, светские разновидности. Разновидности салентийской тарантеллы, которую танцуют сейчас, ведут свою родословную, по-видимому, или от танца "бригад скорой помощи", или от танца самого "укушенного". Первая разновидность, ведущая свою родословную от танцев «бригад скорой помощи», более спокойная и рассчитанная на взаимодействие с партнёрами или зрителями.
Это может быть:
- парный танец женщины с женщиной, в котором ансамблевое исполнение переходит в соревнование, в соперничество и снова возвращаться к согласованному исполнению;
- парный танец мужчины с женщиной - тут всё понятно, это взаимодействие мужской и женской энергии, флирт, женщина дразнит мужчину, завлекает и убегает, а он ходит вокруг неё и за ней, но за весь танец ни разу не касается женщины (это очень интересный момент - в исконно народных танцах мужчина и женщина не танцуют в плотном контакте, это позднейшее изобретение);
- парный мужской танец, изображающий, разумеется, борьбу.
Есть и вариант массового (группового танца), в котором сочетаются оба варианта парного танца.
Вторая разновидность салентийской тарантеллы, ведущая свою родословную от танца «укушенного», - сольный танец, который является в большей степени "трансовым", т.е. исполняется не как шоу, а для себя, для "исцеления".
Все разновидности салентийской тарантеллы - сугубо импровизационные. Сам характер танца, характер музыки требует импровизации, поскольку, если думать о последовательности движений, рисунке танца, то не получится войти в необходимое состояние. А без этого состояния не получится настоящей тарантеллы.
Надо сказать, что танец этот требует очень много сил, но и даёт очень много энергии. Больше, чем другие танцы. Интересно, что в музыкальной культуре Салентины, в лирических песнях этого региона слышны то наши казачьи песни, то русский цыганский романс.
Если двигаться на запад, то видно, как тарантелла претерпевала изменения, перестав быть ритуальным танцем. Существуют калабрийская тарантелла, сицилийская тарантелла (парная и массовая), и наконец - самая знакомая нам неаполитанская тарантелла.