Найти в Дзене
ПАГЗ ИНФО

Водородные автобусы в Европе, вопросы остаются

Продолжаем освещать тему использования водорода на транспорте. На этот раз рассмотрим проект использования водородных автобусов в Чехии. 25 августа 2025 года советник по общественному транспорту Среднечешского края Петр Борецкий (STAN) опубликовал в соцсетях первые фотографии десяти водородных автобусов Solaris Urbino 12 hydrogen. Они должны начать работу в декабре 2025 года на маршрутах в районе Мнишека-под-Брды. Автобусы были изготовлены в Польше компанией Solaris и обошлись в 154 млн крон. Их эксплуатацию на маршрутах № 446 (Мнишек-под-Брды – Кытин – Добржиш), № 517 (Добржиш – Пршибрам) и № 688 (Мнишек-под-Брды – Новы-Книн – Добржиш) будет осуществлять компания Martin Uher Bus, получившая контракт без тендера. В рабочие дни на линиях задействуют девять автобусов, один останется резервным, а на выходных потребуется только четыре машины. Стоимость одного километра пробега оценивается в 66 крон (257 руб) с учетом субсидий. Без них она бы достигла 83 крон (323 руб.). Для сравнения: эк
Оглавление

Водоробус Solaris Urbino 12 hydrogen. Фото: https://www.cs-dopravak.cz
Водоробус Solaris Urbino 12 hydrogen. Фото: https://www.cs-dopravak.cz

Продолжаем освещать тему использования водорода на транспорте. На этот раз рассмотрим проект использования водородных автобусов в Чехии.

25 августа 2025 года советник по общественному транспорту Среднечешского края Петр Борецкий (STAN) опубликовал в соцсетях первые фотографии десяти водородных автобусов Solaris Urbino 12 hydrogen. Они должны начать работу в декабре 2025 года на маршрутах в районе Мнишека-под-Брды.

Детали проекта

Автобусы были изготовлены в Польше компанией Solaris и обошлись в 154 млн крон. Их эксплуатацию на маршрутах № 446 (Мнишек-под-Брды – Кытин – Добржиш), № 517 (Добржиш – Пршибрам) и № 688 (Мнишек-под-Брды – Новы-Книн – Добржиш) будет осуществлять компания Martin Uher Bus, получившая контракт без тендера. В рабочие дни на линиях задействуют девять автобусов, один останется резервным, а на выходных потребуется только четыре машины.

Затраты и инфраструктура

Стоимость одного километра пробега оценивается в 66 крон (257 руб) с учетом субсидий. Без них она бы достигла 83 крон (323 руб.). Для сравнения: эксплуатация дизельного автобуса обходится в 45–60 крон (175-234 руб.) за км, а электробуса — около 70 крон (273 руб.).

В Мнишеке-под-Брды строится электролизер производительностью 200 кг водорода в день и заправочная станция. Электричество для производства водорода будет поставляться с гидроэлектростанции во Вране-над-Влтавой. Заправка одного автобуса займет около 15 минут и обеспечит запас хода до 350 км.

Сомнения и критика

Проект называют пилотным и отчасти маркетинговым. Его практическая польза ставится под вопрос: автобусы избыточны для местных маршрутов, где ранее использовались минибусы и машины длиной 10,5 метра. Кроме того, основное преимущество водородных автобусов — большой запас хода — здесь почти не будет использоваться: средний дневной пробег составит около 210 км в будни и 190 км в выходные, что легко обеспечивается обычными электробусами.

Край заключил с перевозчиком договор на 10 лет, общая стоимость которого достигнет почти 350 млн крон (1,37 млрд. руб.).

Контекст

Чехия делает первые шаги в развитии водородной инфраструктуры. В стране пока всего четыре публичные заправочные станции, а подобные проекты носят экспериментальный характер . Например, в Праге водородный автобус Škoda H’City тестировали с 2023 года, но его эксплуатация оказалась значительно дороже традиционных аналогов.

Таким образом, несмотря на готовность автобусов, их внедрение сопровождается спорами о целесообразности и экономической эффективности. Реальные результаты станут ясны только после начала эксплуатации.

Источник: www.cs-dopravak.cz