Всегда 1 сентября я вспоминаю эту историю.
Дело было много лет назад. Мой старший сын в первый раз шёл в первый класс.
Это было очень волнительно. Провожать нашего мальчика пришла многочисленная родня: первым рядом- папа и мама, следом две бабушки, с ними- старшие двоюродные сёстры. Даже мой дядя с женой изволили прибыть.
Видимо, давненько в семье не случалось школьников и все взрослые изрядно истосковались по трогательному звуку первого звонка.
На школьной линейке мы были не единственной обильной и активной семьей. Помню, вокруг было очень много взрослых. Создавалось ощущение, что представителей старшего поколения собралось гораздо больше, чем, собственно, школьников. Родители стояли внутри ограждения за спинами своих детей во время торжественной речи, другие родственники растянулись по периметру футбольного поля, на котором проходило торжественное событие.
Жители ближайших домов, видимо, тоже родня и соседи школьников, выглядывали из окон и махали руками кому-то неведомому в толпе.
Несколько особо прытких пап даже умудрились залезть на растущие поблизости деревья, видимо, в поиске более выгодного фоторакурса.
Первоклассники стояли крайне нарядные: девочки в ярких бантах, мальчики в строгих "взрослых" костюмах и, непременно, с цветами.
И было очевидно что, если старшеклассники утруждали себя подготовкой букета для учителя примерно через одного, то первоклашки, конечно же, стояли каждый со своим личным шикарным и, наверняка, дорогостоящим букетом.
Наш класс буквально тонул в цветах!
Розы всех мастей и оттенков, пахучие лилии, астры, георгины, декоративные подсолнухи, герберы, фрезии, хризантемы- чего только не было!
Жаль, тогда ещё не существовало айфонов, но даже на простенькую камеру телефона удавалось сделать много ярких и красочных снимков.
В нашем классе было больше мальчишек. Как сейчас помню, восемнадцать парней против восьми девчонок- настоящая футбольная команда с запасом.
Мальчишки с интересом разглядывали девочек. А я с интересом разглядывала мальчишек, разглядывающих девочек.
Наверное, поэтому не сразу заметила самого маленького и худенького мальчишку, стоявшего позади других.
Этот мальчик был единственный ученик, который НЕ принёс цветы учителю.
Как сейчас помню промелькнувшую у меня стыдную мысль о том, мол, что это за семья, не позаботились отправить ребёнка в школу с должным приобретением. Ну не свинство ли? Хоть бы на даче гладиолусов нарвали, что ли...
Не пришло мне тогда в глупую мою голову, что и дача-то может быть не у каждого.
А может букет держит мама? Я присмотрелась, но мамы поблизости не обнаружила.
Если других ребят и девчонок мамы попеременно одёргивали, поправляли одежду, подтягивали галстуки, то безбукетный мальчик, хоть и одетый вполне опрятно, стоял один и чрезмерной заботой не был окружен.
Наверное это неблагополучная семья, подумалось мне. Даже в нашей благополучной школе такие, увы, могут встретиться.
Неприятно, подумала я тогда и отвлеклась на своего собственного сына.
Так сложилось, что с первых минут начавшейся линейки и на последующем классном часе и знакомстве родителей с учителем, стало понятно, что наш класс будет дружным.
Весёлые активные молодые родители, интересные любознательные дети.
Многие из них, и взрослых и детей, видели тогда друг друга в первый раз, но ни у кого не сложилось первое неприятное впечатление от других.
Кто-то умудрился найти сразу общую тему для разговоров, кто-то с увлечением советовался насчёт кружков и секций.
С вниманием и уважением отнеслись мы и к нашей первой учительнице. А может быть, всё дело изначально было в ней?
Настолько наша пожилая Александра Сергеевна была особым педагогом.
Спонтанно родители решили отметить первый учебный день в кафе неподалёку. Согласился весь класс без исключения.
Родители, к счастью, не спешили на работу, многие специально взяли отгулы. Мы скооперировались и направились весёлой шумной гурьбой в кафе.
И вовремя одна из нас, мамочек, успела обернуться и увидеть того мальчика, который стоял возле нашей учительницы.
Мы подошли спросили: А как же Миша?- так его звали.
- Мама Миши написала заявление о том, что он может сам пойти домой после классного часа. Он живёт в соседнем доме,- объяснила Александра Сергеевна.
Мишина мама сегодня на смене, потому не смогла присутствовать на линейке. В школу Мишу отправляла бабушка.
Она же ждёт его дома.
- Как же мы оставим нашего маленького одноклассника без булочек и лимонада,- воскликнула одна из мам,- это не дело!
Не дело, согласились с ней остальные.
- Александра Сергеевна, а нет ли у вас номера телефона Мишиной мамы? Мы хотели бы пригласить мальчика с нами к кафе. С ребятами, с классом. Может быть, она не будет против?
Нам удалось позвониться до мамы, которая показалась по телефону милой, но сильно уставшей женщиной.
Немного сопротивляясь, она дала нам разрешение взять Мишку с собой и пыталась уточнить денежный вопрос: мол, отдам денежку после зарплаты, скажите только кому и сколько останусь должна.
От денег мы общим решением отказались- что мы ребенка не накормим, что ли?
Мы здорово провели время в тот солнечный первый день сентября, много-много лет назад.
Но именно тот немудрёный случай дал толчок развитию нашей большой школьной семьи, нашего 1 Б класса, постепенно доросшего до поредевшего, увы, 11 Б.
Никогда не стоял остро у нас вопрос денег, в этом нам крупно повезло. Никто из родителей не сопротивлялся сдаче на подарки учителям, сбору денег на бумагу или рабочие тетради, приглашению фотографа или выезда на пикник в конце учебного года.
И даже школьные поездки всегда согласовывались так, чтобы были доступны для каждого ученика.
Были случаи, когда мы общим решением родителей скидывались на дальную поездку немногим больше положенного, чтобы те семьи нашего класса, кто не мог позволить себе внести большую сумму без удара по семейному бюджету, могли отправить ребенка на равне со всеми.
И не помню, чтобы кто-то воспользовался отзывчивостью класса, умышленно выставляя себя ущемленнее других.
Помогали денежно и соообща в 6 классе нашей ученице Олесе, у которой трагично погиб отец.
Сбрасывались на выпусной банкет для другого мальчика. Накануне выпускного в семье обнаружились серьезные проблемы со здоровьем мамы и вопрос оплаты выпускного для девятиклассника отпал сам собой, ни до того было. Участие в выпускном оплатили, скинулись и никто, буквально никто из родителей и детей не сопротивлялся- все понимали, случись что с тобой- этот класс в беде не оставит. Поможет чем может. И маме того мальчика помогли. Через десятое колено знакомых кто-то сумел найти нужного врача, договориться....
Нельзя сказать, что класс моего сына был беспроблемный. Дети и ругались и дрались между собой, эти многочисленные активные парни; и капризничали избалованные вниманием девчонки, но как-то умудрились дожить до 11 класса без ненависти друг к другу. Без буллинга и травли.
А дети, видя сплоченность родителей и учителей в процессе решения возникающих трудностей и особенно в вопросах помощи друг другу, относились с вниманием и к своим товарищам по классу.
Тот мальчик, без цветов, Мишка, действительно рос в неполной семье. Но она не была неблагополучной. Она всего лишь состояла из мамы без папы, и бедная Мишина мама в те годы вертелась как могла, чтобы заработать на хлеб и одежду для себя и сына.
Была у Мишки и одна бабушка. Бабушка выпивала и чуралась людей. Именно поэтому тогда она не пришла проводить внука на линейку и напрочь забыла про цветы.
Мишиной маме, Людмиле, было долго еще стыдно за нестыдное: за то, что чужие тогда ещё люди не оставили ее сына, взяли в свою компанию, приняли безусловно, не зная, какой он и кто его родители.
Мишка оказался хорошим парнем, гигантом логики, успешным в математике и других точных науках. Он часто помогал своим одноклассникам, объясняя заумные формулы не хуже учителя...
Очень повезло моему сыну с классом. А мне, родительнице, с другими родителями. Знаю, что мамские сообщества, все эти родительские чаты, взаимоотношения родителей и детей, вынужденных идти бок о бок несколько школьных лет, редко бывают приятны.
Чаще всего это кладезь проблем, сплетен, непонимания, обвинений, чванства более состоятельных перед окружающими.
Нам волею судьбы удалось этого избежать, за что я до сих пор благодарна.
Свои школьные годы я предпочитаю не вспоминать. А вот школьные годы старшего сына порой перелистываю в памяти как увлекательную добрую книгу.