Глинка Михаил Иванович (1804–1857)
Великий русский композитор эпохи правления Николая I, роль которого в русской музыке сравнима с ролью Пушкина в русской литературе.
Родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. До 13 лет жил и учился в имении, принадлежавшем его отцу Ивану Николаевичу Глинке, после чего переехал с родителями в Санкт-Петербург, где поступил в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете.
После окончания пансиона Михаил Глинка получает место помощника секретаря Главного управления путей сообщения, но все свободное от государственной службы время тратит на сочинение музыки. Именно тогда им были написаны получившие в дальнейшем широкую известность романсы на стихи, Баратынского, Пушкина, А. Я. Римского – Корсакова, а также произведения для струнного оркестра. Он много общается с Жуковским, Грибоедовым, Одоевским и другими видными деятелями культуры того времени.
В 1830 году Михаил Иванович отправляется в Европу, где останавливается на несколько месяцев в Германии, а затем едет в Италию, считавшуюся в то время центром мировой оперы. Именно там у него возникла мысль создании, первой русской национальной оперы.
В Россию он вернулся в 1834 году после смерти отца и вступив в права наследства вместе с женой Марией Петровной Глинкой (в девичестве Ивановой) уезжает в имение Новоспасское, где работает над оперой, о русском национальном герое Иване Сусанине, сюжет которой ему подсказал Василий Андреевич Жуковский.
Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года на сцене Петербургского Большого театра (ныне Петербургская консерватория).
Успех был просто феноменальным. Глинка стал настоящим героем своего времени и был удостоен личной благодарности государя императора Николая I.
Пётр Вяземский, Василий Жуковский и Александр Пушкин сочинили приветственный «Канон в честь М. И. Глинки» на музыку Владимира Одоевского, который исполнили на торжественном чествовании композитора в доме А. В. Всеволожского:
«Пой в восторге, русский хор!
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка —
Уж не глинка, а фарфор!».
Вдохновлённый успехом Глинка практически сразу приступил к работе нал оперой «Руслан и Людмила». Известно, что между ним и Пушкиным существовала принципиальная договоренность о том, что Александр Сергеевич, при работе над оперой выступит в роли либреттиста. Однако этим планам, как известно, помешала трагическая гибель поэта.
Премьера «Руслана и Людмилы» состоялась ровно через 6 лет после премьеры «Жизни за царя» и была встречена, мягко говоря, прохладно. Критики, превозносившие первую русскую оперу, обрушились на композитора с обвинениями во всех мыслимых и не мыслимых грехах. Эта творческая неудача в купе с не сложившейся личной жизнью привела к тому, что начиная с 1844 года, и до самой своей смерти Михаил Иванович жил главным образом за границей, бывая в Петербурге лишь наездами.
Скончался великий русский композитор в Берлине 15 февраля 1857 года и был похоронен на одном из местных лютеранских кладбищ.
В мае того же года по настоянию младшей сестры композитора Людмилы Ивановны Шестаковой прах Михаила Ивановича был перезахоронен в Санкт Петербурге на Тихвинском кладбище Александра – Невской лавры.
Непосредственно транспортировкой занимался один из близких друзей Михаила Ивановича Василий Павлович Энгельгардт, астроном и музыкант – любитель.
Гроб, с телом великого композитора упакованный в большой ящик с надписью «Фарфор», что сразу вызывает ассоциацию с «Каноном в честь М. И. Глинки» приводившимся выше, был доставлен в Петербург на пароходе «Владимир».
Все хлопоты по сооружению надгробия композитору взял на себя известный музыкальный критик и общественный деятель Владимир Васильевич Стасов.
В центре стелы он предложил поместить медальон с портретным барельефом композитора, который выполнил скульптор Н. А. Лаверецкий под руководством своего учителя – С. С. Пименова, хорошо знавшего Глинку. Открытие памятника состоялось в 1858 году. Во фризе надгробия была помещена нотная цитата из заключительного хора «Жизни за Царя»: «Славься», что было сделано впервые в русской скульптуре, но в последствие стало традиционным для памятников российским композиторам. К сожалению, до наших дней не сохранилась ограда, обрамлявшая место последнего покоя великого русского композитора.
Она была установлена в 1888 году и получила название «Музыкальная скрижаль». Общая идея принадлежала все тому же Стасову. Эскиз разработал архитектор И. П. Ропет, а непосредственным изготовлением ограды из кованного железа занимался мастер К.И. Винклер.
В 1906 году, рядом с горячо любимым братом была похоронена Людмила Ивановна Шестакова (1816–1906).
Как я уже упоминал выше в 30-е годы 20-го века, когда начались работы по формированию Некрополя мастеров искусств ограда, очевидно показавшаяся новым властям слишком религиозной, была демонтирована и сегодня захоронение выглядит вот так.
Гнедич Николай Иванович (1784–1833)
Поэт, переводчик. Мастер жанра поэтической элегии.
Родился 2 (13) февраля 1784 года в Полтаве. Его родители были представителями старинного, но не богатого малороссийского дворянского рода.
С 1793 года учился в Полтавской духовной семинарии, но после того, как её перевели в Миргород, отец отправил его в Москву. Здесь молодой человек успешно окончил университетский Благородный пансион, и был принят на философский факультет Московского университета. Однако через пару лет был вынужден оставить учебу по семейным обстоятельствам и переехал в Санкт-Петербург, где поступил на должность писца в департамент министерства народного просвещения.
Успешно совмещал государственную службу с литературной деятельностью. Прославился не только как поэт и переводчик, но и как искусный чтец – декламатор собственных произведений. Был вхож в лучшие дома Петербурга и пользовался покровительством некоторых весьма знатных особ.
В 1811 году был избран в члены Российской Академии и назначен помощником библиотекаря публичной библиотеки (1811—1826), затем библиотекарем (1826—1830). Заведовал отделением греческих книг.
Во время службы в Императорской публичной библиотеке близко сдружился с Иваном Андреевичем Крыловым.
В 1829 году опубликовал стихотворный перевод «Илиады» Гомера размером подлинника (гекзаметром). Эта работа рассматривалась современниками как своего рода творческий подвиг. Кроме того, многие пьесы В. Шекспира и Ф. Шиллера впервые были поставлены на российской сцене именно в переводе Гнедича.
Скончался замечательный литератор от тяжёлой формы гриппа 3 (15) февраля 1833 года. Был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Известно, что проститься с ним пришли А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, А. Н. Оленин и многие другие виднейшие литераторы того времени.
Надгробие в виде жертвенника с вазой-светильником и барельефным портретом работы скульптора Антона Андреевича Иванова установлено на средства, собранные по подписке, о чем свидетельствует надпись на постаменте:
«Гнедичу, обогатившему русскую словесность переводом Омира. Речи из уст его вещих сладчайшие меда лилися Илиада II. I. С. 249 От друзей и почитателей»
Надгробие Гнедича, является примером так называемой «сборки». Подлинный монумент -жертвенник середины 19 века, венчает ваза -светильник изготовленная примерно в тоже время. Однако известно, что первоначально жертвенник был увенчан крестом. Уже во время формирования «Некрополя мастеров искусств» крест был заменен на вазу - светильник работы неизвестного мастера взятую из фондов музея.
В 1961 году барельефный портрет был заменен копией. Оригинал находится в музейной экспозиции "Знаки памяти"
Дальский Мамонт Викторович (1865–1918)
Знаменитый русский актер, сыгравший заметную роль в судьбе молодого Шаляпина.
Родился в Харькове в семье судьи и предводителя дворянства Виктора Владимировича Неелова.
Ещё будучи гимназистом увлекся театром, выступал в любительских концертах с чтением стихов Пушкина, играл в любительских спектаклях. Успешно окончив гимназию, поступил на юридический факультет Харьковского университета, но в 1885 году оставил учебу ради театральной сцены.
Взял себе сценический псевдоним Дальский, а вот имя Мамонт, как это не парадоксально самое настоящее, получение при крещении. Несколько лет играл в провинциальных театрах. В 1889 году получил приглашение в труппу московского Нового театра Елизаветы Горевой и выступал в нем настолько удачно, что вскоре был приглашён сразу в два ведущих Императорских театра – Малый в Москве и Мариинский в Санкт-Петербурге.
В течение 10 лет Дальский – ведущий актер Российской империи. Он переиграл на сцене всю мировую и русскую классику от Гамлета
до Чацкого
Познакомившись с Шаляпиным, много помогал ему советами и не только. Известно, что Дальский порою отправлял своего более молодого приятеля на разного рода закрытые вечеринки, давая не только подзаработать, но и заявить о себе.
К сожалению, как это бывает и сегодня с творческими людьми Мамонт Викторович стал сильно злоупотреблять спиртным, и к началу 20 –го века потерял работу в императорских театрах. Несколько лет, за счет былой славы выступал в провинции, но ролей становилось все меньше. Под конец жизни он соглашался выходить на сцену в роли жандарма из «Ревизора» и прочих подобных персонажей.
В 1915 году он обращался к Шаляпину и Горькому с предложением открыть свой театр, но шла Первая мировая война, назревала революция и как говорится было не до того.
В 1917 году Дальский объявил себя идейным анархистом и лично участвовал в разграблении и сожжении особняка Министра Императорского двора В.Б. Фредерикса.
Мамонт Дальский трагически погиб 21 июня 1918 года в Москве. Направляясь в гости, к своему другу Федору Шаляпину он выпал из переполненного трамвайного вагона. Несмотря на уже бушевавшую Гражданскую войну и полную неразбериху Шаляпин сумел организовать отправку гроба с телом друга в Петроград и организовать похороны на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
В 1936 году прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств.
В качестве надгробия на могиле лежит плита с трудночитаемой надписью.
Данзас Константин Карлович (1801–1870)
Генерал-майор русской императорской армии, вошедший в историю как секундант своего лицейского товарища Александра Сергеевича Пушкина на роковой дуэли с Дантесом 27 января 1837 года.
После трагических событий он сам выразил желание отправиться на Кавказ, где в ту пору шли ожесточённые боевые действия.
В 1840 году по его ходатайству в батальон, которым он командовал, был переведён поручик Михаил Лермонтов.
В 1857 году К. К. Данзас, уже в чине генерал-майора, вышел в отставку и вернулся в Санкт-Петербург.
Он скончался в феврале 1870 года и был погребён на Выборгском римско-католическом кладбище.
В 1936 году его останки были перенесены в Некрополь мастеров искусств без надгробия.
На могиле установлен памятник работы неизвестного мастера, взятый из фондов музея.
Надгробие — колонна из серого гранита с обломанной верхушкой, что символизирует прерванную жизнь. Монумент венчает четырёхконечный крест, а основанием служит прямоугольный постамент из розового гранита.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. В ближайшее время наша виртуальная экскурсия будет обязательно продолжена. Если вы пропустили предыдущие публикации их можно прочесть, перейдя по ссылке
ну а пока всего вам доброго и до скорой встречи.