Найти в Дзене
15-й РЕГИОН

Мамисон - открытия, меняющие представления о возникновении христианства в Осетии

Мамисон можно назвать уникальным археологическим объектом, раскрывающим новые страницы истории Средневековой Осетии. Уникальный археологический памятник, сохранивший следы древних жилищ, орудий труда, керамики и культовых предметов, и по сей день удивляет исследователей всё новыми находками. Особенно ценными являются остатки жилищных построек и разнообразные артефакты, позволяющие проследить развитие технологических навыков и культурных традиций тех времён. На территории стройки туристско-рекреационного комплекса «Мамисон» ведутся охранно-спасательные раскопки раннесредневекового могильника, связанного с веткой Великого шелкового пути. Благодаря им открыты новые важные факты о христианских обрядах, культурных особенностях и историческом значении региона, а также уникальные погребальные практики и артефакты. «Мы находимся в одной из самых южных частей современной России — в южной части Мамисонского ущелья, на территории строительства обширного всесезонного туристического рекреационного

Мамисон можно назвать уникальным археологическим объектом, раскрывающим новые страницы истории Средневековой Осетии. Уникальный археологический памятник, сохранивший следы древних жилищ, орудий труда, керамики и культовых предметов, и по сей день удивляет исследователей всё новыми находками. Особенно ценными являются остатки жилищных построек и разнообразные артефакты, позволяющие проследить развитие технологических навыков и культурных традиций тех времён.

На территории стройки туристско-рекреационного комплекса «Мамисон» ведутся охранно-спасательные раскопки раннесредневекового могильника, связанного с веткой Великого шелкового пути. Благодаря им открыты новые важные факты о христианских обрядах, культурных особенностях и историческом значении региона, а также уникальные погребальные практики и артефакты.

«Мы находимся в одной из самых южных частей современной России — в южной части Мамисонского ущелья, на территории строительства обширного всесезонного туристического рекреационного комплекса «Мамисон». На этой территории в древности, в раннем средневековье, находился раннесредневековый могильник, связанный с трассой одной из веток Великого шелкового пути, в наше время здесь проходит Военно-Осетинская дорога. Раскопки профинансированы руководством корпорации «Кавказ РФ» в соответствии с российским законодательством. В 2019 году наша экспедиция провела здесь археологическую разведку и выявила довольно много археологических и исторических объектов. Сейчас мы занимаемся изучением родового средневекового могильника», — рассказал Владимир Чшиев, ведущий научный сотрудник Владикавказского научного центра РАН, научный сотрудник Национального музея Республики Северная Осетия-Алания.

Разнообразные археологические находки (византийские и сасанидские стеклянные бусы, арабские монеты и медальоны) подтверждают активные торговые и культурные контакты. То есть этот могильник — свидетельство взаимодействия местного населения с внешними цивилизациями и распространения религиозных идей.

«Население, оставившее этот могильник, является частью исторической общности Туалгом. Антропологи из Ростова, работавшие с нами, достаточно уверенно говорят, что это — туальцы, населявшие Центральную Осетию. Найдено уже три могильника, на расстоянии примерно 10–12 километров друг от друга, и все они привязаны к ветке Военно-Осетинской дороги, в древности — одной из веток Великого шелкового пути. Датируются все могильники VII, VIII, IX веком. Это довольно интересный момент, потому что среди историков эти века считались белым пятном для горной части Осетии. А здесь неожиданно открываются новые пласты нашей истории. Интересно и необычно также то, что захоронения во всех трёх могильниках произведены по христианскому обряду. Чисто христианский обряд: здесь нет ни жертвенной пищи, ни посвятительного оружия или напитков, которые сопровождают погребенного на том свете совсем недалеко отсюда — в Аланских катакомбах Садона, Архона. Хотя по времени они совпадают. При этом в могильниках есть многочисленные атрибуты с христианской символикой: одежда, украшения, аксессуары, бубенчики, застежки, бусы, фибулы и другие атрибуты, которые человек носил при жизни и с ними ушел на тот свет», — подчеркнул Владимир Чшиев.

Данная атрибутика свидетельствует о высокой степени христианизации населения уже в VII–IX веках, что опровергает прежние представления о позднем приходе христианства в горную Осетию.

Традиционно считалось, что христианство проникло в Осетию в X–XI веках через западный, византийский вектор. Однако археологические находки в Мамисонском ущелье доказывают существование более раннего, южного пути распространения христианства, проходившего через Кавказ по территории Древней Грузии, Армении и Сирии. Открытие этого пути меняет историческую картину христианизации Кавказа и подчеркивает важность Мамисонского ущелья как центра раннехристианской культуры.

Особое внимание привлекают захоронения, идентифицированные как «колдовские». Были найдены могилы женщин, захороненных особым способом.

«Наша экспедиция копает уже более 30 лет, и таких случаев обрядности не было ни в нашей богатой практике, ни у коллег, у кого я спрашивал. Найдены несколько могил женщин, лежащих лицом вниз, со связанными руками и ногами. На спину, частично закрывая спину и шею, положены уплощенные крупные камни. При этом захоронения находились на этом же могильном поле, не отдельно. В могилах лежат довольно богатые украшения, свидетельствуя о высоком статусе умерших. Проведя более широкий анализ материалов, мы нашли аналогии этим захоронениям в Западной Европе. Это обряд так называемого обезвреживания ведьм, он там существовал уже в христианскую эпоху. Считалось, что если похоронить ведьму лицом вниз, а сверху положить камень, то, если она захочет оживиться, будет уходить только глубже в землю. При этом я должен отметить гуманность кавказского и осетинского населения, которое таким образом обезвреживало колдунью. Им давали возможность доживать в обществе до глубокой старости, а после хоронили с почетом. Лишь после смерти их обезвреживали на всякий случай. В то время как в Западной Европе тот же самый обряд сопровождался казнями, сожжениями и так далее», — рассказал Владимир Чшиев.

В этом году было исследовано около 120 погребений, которые изобиловали интересными и порой редкими, несвойственными местности артефактами.

«К примеру, женские медальоны с грифонами встречаются первый раз, хотя мы уже несколько сезонов, с 2019 года, проводим археологические исследования. Такие медальоны мы нашли в двух захоронениях. Они являлись амулетами или оберегами. Очень много в этом году найдено бус, в том числе из фаянса, сердолика и оникса. Как правило, импортных. Около сотни. В основном с позднеримских и византийских факторий при Черноморье или с Сасанидского Ирана. Также в женском захоронении был интересный женский перстень с христианской символикой — в виде виноградной грозди. Встречаются женские браслеты. Есть бронзовый медальон с византийским крестом. В одном из захоронений мы нашли серебряную арабскую монету», — поделился ведущий научный сотрудник Владикавказского научного центра РАН.

Грифоны — мифологические существа с телом льва и головой орла — широко использовались в культуре аланов и осетин как символы силы, защиты и божественного покровительства. Их изображения связаны с арийскими и авестийскими традициями, амулеты носили преимущественно женщины, они выполняли функцию оберегов, защищающих от злых духов и несчастий. Эта символика указывает на глубокие духовные корни и связь с древними религиозными верованиями, которые гармонично сочетались с христианскими традициями региона.

Эти находки подтверждают широкие культурные и торговые контакты раннесредневекового населения Мамисонского ущелья, этот регион являлся перекрестком цивилизаций.

Туальское ущелье, как и другие области Осетии, насыщено культовыми объектами и памятниками архитектуры. Только в окрестностях Калака насчитывается около 6 святилищ.

«В селении Камсхо — святилище Мады Майрам, справа — святилище Уацилла. Еще выше, на самой горе — святилище Хуцау Дзуар, святилище Уастырджи. Еще одно из интересных святилищ, найденных нашей экспедицией в 2019 году, — это святилище Фалвара», — отметил Владимир Чшиев.

Археологические раскопки в Мамисонском ущелье открывают новую страницу истории Средневековой Осетии, демонстрируя уникальное сочетание христианских традиций и древних культурных практик. Находки медальонов с грифонами, перстней с крестами, арабских монет и византийского стекла подчеркивают международное значение региона и его роль в торговых и культурных связях Кавказа.

Мамисон является не только важным архитектурным и археологическим памятником, но и ключевым объектом исследования древней истории Кавказа. Его изучение позволяет глубже понять раннюю историю человечества, процессы осваивания новых территорий и развития народа. Это ценный историко-археологический источник, который продолжает привлекать ученых и расширяет наши знания о давно минувшей эпохе.

Автор: Ирина 15-Тедеева