Мамисон можно назвать уникальным археологическим объектом, раскрывающим новые страницы истории Средневековой Осетии. Уникальный археологический памятник, сохранивший следы древних жилищ, орудий труда, керамики и культовых предметов, и по сей день удивляет исследователей всё новыми находками. Особенно ценными являются остатки жилищных построек и разнообразные артефакты, позволяющие проследить развитие технологических навыков и культурных традиций тех времён.
На территории стройки туристско-рекреационного комплекса «Мамисон» ведутся охранно-спасательные раскопки раннесредневекового могильника, связанного с веткой Великого шелкового пути. Благодаря им открыты новые важные факты о христианских обрядах, культурных особенностях и историческом значении региона, а также уникальные погребальные практики и артефакты.
«Мы находимся в одной из самых южных частей современной России — в южной части Мамисонского ущелья, на территории строительства обширного всесезонного туристического рекреационного комплекса «Мамисон». На этой территории в древности, в раннем средневековье, находился раннесредневековый могильник, связанный с трассой одной из веток Великого шелкового пути, в наше время здесь проходит Военно-Осетинская дорога. Раскопки профинансированы руководством корпорации «Кавказ РФ» в соответствии с российским законодательством. В 2019 году наша экспедиция провела здесь археологическую разведку и выявила довольно много археологических и исторических объектов. Сейчас мы занимаемся изучением родового средневекового могильника», — рассказал Владимир Чшиев, ведущий научный сотрудник Владикавказского научного центра РАН, научный сотрудник Национального музея Республики Северная Осетия-Алания.
Разнообразные археологические находки (византийские и сасанидские стеклянные бусы, арабские монеты и медальоны) подтверждают активные торговые и культурные контакты. То есть этот могильник — свидетельство взаимодействия местного населения с внешними цивилизациями и распространения религиозных идей.
«Население, оставившее этот могильник, является частью исторической общности Туалгом. Антропологи из Ростова, работавшие с нами, достаточно уверенно говорят, что это — туальцы, населявшие Центральную Осетию. Найдено уже три могильника, на расстоянии примерно 10–12 километров друг от друга, и все они привязаны к ветке Военно-Осетинской дороги, в древности — одной из веток Великого шелкового пути. Датируются все могильники VII, VIII, IX веком. Это довольно интересный момент, потому что среди историков эти века считались белым пятном для горной части Осетии. А здесь неожиданно открываются новые пласты нашей истории. Интересно и необычно также то, что захоронения во всех трёх могильниках произведены по христианскому обряду. Чисто христианский обряд: здесь нет ни жертвенной пищи, ни посвятительного оружия или напитков, которые сопровождают погребенного на том свете совсем недалеко отсюда — в Аланских катакомбах Садона, Архона. Хотя по времени они совпадают. При этом в могильниках есть многочисленные атрибуты с христианской символикой: одежда, украшения, аксессуары, бубенчики, застежки, бусы, фибулы и другие атрибуты, которые человек носил при жизни и с ними ушел на тот свет», — подчеркнул Владимир Чшиев.
Данная атрибутика свидетельствует о высокой степени христианизации населения уже в VII–IX веках, что опровергает прежние представления о позднем приходе христианства в горную Осетию.
Традиционно считалось, что христианство проникло в Осетию в X–XI веках через западный, византийский вектор. Однако археологические находки в Мамисонском ущелье доказывают существование более раннего, южного пути распространения христианства, проходившего через Кавказ по территории Древней Грузии, Армении и Сирии. Открытие этого пути меняет историческую картину христианизации Кавказа и подчеркивает важность Мамисонского ущелья как центра раннехристианской культуры.
Особое внимание привлекают захоронения, идентифицированные как «колдовские». Были найдены могилы женщин, захороненных особым способом.
«Наша экспедиция копает уже более 30 лет, и таких случаев обрядности не было ни в нашей богатой практике, ни у коллег, у кого я спрашивал. Найдены несколько могил женщин, лежащих лицом вниз, со связанными руками и ногами. На спину, частично закрывая спину и шею, положены уплощенные крупные камни. При этом захоронения находились на этом же могильном поле, не отдельно. В могилах лежат довольно богатые украшения, свидетельствуя о высоком статусе умерших. Проведя более широкий анализ материалов, мы нашли аналогии этим захоронениям в Западной Европе. Это обряд так называемого обезвреживания ведьм, он там существовал уже в христианскую эпоху. Считалось, что если похоронить ведьму лицом вниз, а сверху положить камень, то, если она захочет оживиться, будет уходить только глубже в землю. При этом я должен отметить гуманность кавказского и осетинского населения, которое таким образом обезвреживало колдунью. Им давали возможность доживать в обществе до глубокой старости, а после хоронили с почетом. Лишь после смерти их обезвреживали на всякий случай. В то время как в Западной Европе тот же самый обряд сопровождался казнями, сожжениями и так далее», — рассказал Владимир Чшиев.
В этом году было исследовано около 120 погребений, которые изобиловали интересными и порой редкими, несвойственными местности артефактами.
«К примеру, женские медальоны с грифонами встречаются первый раз, хотя мы уже несколько сезонов, с 2019 года, проводим археологические исследования. Такие медальоны мы нашли в двух захоронениях. Они являлись амулетами или оберегами. Очень много в этом году найдено бус, в том числе из фаянса, сердолика и оникса. Как правило, импортных. Около сотни. В основном с позднеримских и византийских факторий при Черноморье или с Сасанидского Ирана. Также в женском захоронении был интересный женский перстень с христианской символикой — в виде виноградной грозди. Встречаются женские браслеты. Есть бронзовый медальон с византийским крестом. В одном из захоронений мы нашли серебряную арабскую монету», — поделился ведущий научный сотрудник Владикавказского научного центра РАН.
Грифоны — мифологические существа с телом льва и головой орла — широко использовались в культуре аланов и осетин как символы силы, защиты и божественного покровительства. Их изображения связаны с арийскими и авестийскими традициями, амулеты носили преимущественно женщины, они выполняли функцию оберегов, защищающих от злых духов и несчастий. Эта символика указывает на глубокие духовные корни и связь с древними религиозными верованиями, которые гармонично сочетались с христианскими традициями региона.
Эти находки подтверждают широкие культурные и торговые контакты раннесредневекового населения Мамисонского ущелья, этот регион являлся перекрестком цивилизаций.
Туальское ущелье, как и другие области Осетии, насыщено культовыми объектами и памятниками архитектуры. Только в окрестностях Калака насчитывается около 6 святилищ.
«В селении Камсхо — святилище Мады Майрам, справа — святилище Уацилла. Еще выше, на самой горе — святилище Хуцау Дзуар, святилище Уастырджи. Еще одно из интересных святилищ, найденных нашей экспедицией в 2019 году, — это святилище Фалвара», — отметил Владимир Чшиев.
Археологические раскопки в Мамисонском ущелье открывают новую страницу истории Средневековой Осетии, демонстрируя уникальное сочетание христианских традиций и древних культурных практик. Находки медальонов с грифонами, перстней с крестами, арабских монет и византийского стекла подчеркивают международное значение региона и его роль в торговых и культурных связях Кавказа.
Мамисон является не только важным архитектурным и археологическим памятником, но и ключевым объектом исследования древней истории Кавказа. Его изучение позволяет глубже понять раннюю историю человечества, процессы осваивания новых территорий и развития народа. Это ценный историко-археологический источник, который продолжает привлекать ученых и расширяет наши знания о давно минувшей эпохе.
Автор: Ирина 15-Тедеева