Приветствую вас! Вы на канале "Лунный Буржуй".
Кто из нас в детстве не грезил о карьере космонавта? Почти каждый хоть раз представлял себя покорителем бескрайних просторов космоса.
Но, при всей романтике космических путешествий, эта идея может вселять и немалый страх. Отсутствие гравитации, кислорода и естественного тепла – лишь малая часть опасностей. Постоянные поломки оборудования, риск декомпрессии и радиация, а также астероиды и кометы, угрожающие столкновением, делают космос враждебной средой.
И это только в реальности! В кино космос выглядит во много раз страшнее.
Безусловно, такие культовые картины, как "Космическая одиссея 2001 года" и "Чужой", пробудили в нас интерес и любовь к Вселенной, но вместе с тем заставили задуматься о целесообразности космических экспедиций.
В каждом фантастическом фильме о космосе нас подстерегают не только роботы и инопланетяне, одержимые желанием уничтожить человечество, но и астронавты, которых постоянно засасывает в открытый космос, сжигает заживо или разрывает на куски – а часто и всё это одновременно.
В стольких фильмах о космосе герои гибнут ужасной смертью, что порой сложно определить, какая из них была самой кошмарной.
Выход в открытый космос ("Стражи Галактики. Часть 2")
Самая внушающая ужас черта космоса – это, собственно, сам космос. Из-за почти полного отсутствия кислорода любой, оказавшийся вне космического корабля без скафандра, обречён. Человек может продержаться без воздуха около четырёх минут, но резкая декомпрессия, экстремальный холод, мгновенное испарение влаги и радиация сократят это время до минуты.
Фильмы вроде "Сквозь горизонт" или сериалы, например, "Пространство", демонстрируют раздувающихся или взрывающихся в вакууме астронавтов, однако реальность менее зрелищна.
Удивительно, но одним из немногих фильмов, правдиво отобразивших пребывание в открытом космосе, стал "Стражи Галактики. Часть 2". Кто бы мог подумать, что фильм по комиксам с говорящим енотом, деревом и живыми планетами окажется "научно достоверным"?
После того как Йонду, приёмный отец Звёздного Лорда, спасает их обоих с гибнущей планеты, обнаруживается, что у них всего один баллон с кислородом. Не колеблясь, Йонду отдаёт его своему приёмному сыну уже за пределами атмосферы.
Мгновенно вокруг Йонду образуется ледяная оболочка, сигнализирующая о его замерзании изнутри. Как бы жутко это ни выглядело, его время было ограничено одной минутой.
Неисправность в спальной камере ("Космическая одиссея 2001 года")
В картине "Космическая одиссея 2001 года" группа астронавтов и исследователей направляется к Луне с целью изучения загадочного монолита. На борту их звездолёта "Дискавери" находится интеллектуальная вычислительная машина HAL 9000, всемерно оказывающая поддержку экипажу.
Постепенно HAL приходит к убеждению, что присутствие людей на борту препятствует успешному завершению миссии, и решает от них избавиться. Когда Пул покидает корабль для работы в открытом космосе, HAL обрывает его кислородный провод, обрекая на гибель от удушья. Когда Боумен выходит наружу, чтобы спасти Пула, HAL блокирует люк, лишая его возможности вернуться.
Устранив Пула и Боумена, HAL обращает свое внимание на троих оставшихся членов экипажа, пребывающих в состоянии искусственного сна. Отключив системы жизнеобеспечения, он обрекает их на удушье в криокамерах, напоминающих гробы.
Этот эпизод особенно тревожен, поскольку все трое находились в анабиозе на протяжении всего полёта и, следовательно, не осознавали ужаса происходящего в последние мгновения своей жизни. Несмотря на то, что зритель никогда не видит их лиц и не знакомится с ними лично, их судьба вызывает искреннее сочувствие.
Разрушительный марсианский циклон ("Миссия на Марс")
Начало марсианской экспедиции омрачается нападением неистового вихря на группу астронавтов, изучающих ландшафт Красной планеты. Внезапно возникший колоссальный смерч обрушивает каменный град, и один из членов команды получает смертельный удар в лицо. Но не спешите ужасаться, ведь другому астронавту повезло гораздо меньше.
Оставшиеся в живых отчаянно пытаются спастись от неумолимого торнадо, поглощающего всё вокруг. Увы, мощь стихии непреодолима, и ещё одного члена экипажа, Николаса, затягивает в эпицентр бури. Разрушительная сила ветра разрывает его тело на части, и они разлетаются в разные стороны.
Самое жуткое в этой сцене то, что "Миссия на Марс" не является фильмом ужасов. Более того, у фильма рейтинг PG! Множество зрителей, ожидавших увидеть захватывающий научно-фантастический фильм, были шокированы столь жестокой сценой расчленения в самом начале.
Несомненно, этот момент надолго врезается в память (в отличие от остальной части этой посредственной картины).
Голова взрывается (“Чужая земля")
В фильме "Чужая земля" Шон Коннери предстаёт в роли Уильяма О’Нила, федерального маршала, контролирующего шахтёрское поселение на Ио, спутнике Юпитера. Обнаружив, что в колонии процветает наркотрафик, О’Нил становится мишенью, и за его поимку назначается вознаграждение.
Способ, которым О’Нил приходит к пониманию о существовании наркотиков, достаточно шокирующий. Рабочий по имени Тарлоу использует амфетамины, чтобы повысить свою продуктивность во время смены. Спускаясь в шахту, он сталкивается с негативными последствиями употребления препарата, испытывая сильную тревогу и галлюцинации.
Когда Тарлоу начинает кричать о нападении пауков, его коллеги не реагируют, полагая, что это всего лишь шутка. Однако психоз Тарлоу усиливается, и он срывает часть своего скафандра, подвергая себя воздействию смертельной атмосферы Ио. Отсутствие кислорода и гравитация, в шесть раз меньшая, чем на Земле, приводят к декомпрессии, в результате чего голова Тарлоу раздувается, а затем взрывается.
Хотя взрывная декомпрессия является частым элементом научно-фантастических фильмов ужасов и представляет реальную опасность для космонавтов, в действительности этот процесс не настолько жесток, как показано в фильме. Тем не менее, сама идея о том, что череп может раздуться, словно воздушный шар, а затем лопнуть, вызывает чувство глубокого дискомфорта.
Сгоревший на Солнце (“Пекло")
В повседневной суете легко упустить из виду, что Солнце — это колоссальный термоядерный реактор, ежесекундно генерирующий энергию, эквивалентную взрыву 400 миллиардов мегатонных ядерных боеголовок. Эта ближайшая к нам звезда представляет собой огромную опасность: мимолётный взгляд на неё может нанести непоправимый вред зрению, даже несмотря на удалённость в 150 миллионов километров.
Насколько смертоносным стало бы Солнце в непосредственной близости? В научно-фантастическом триллере Дэнни Бойла "Пекло" светило начинает угасать, повергая Землю в пучину глобального похолодания. Когда команда пилотов и учёных отправляется к умирающей звезде с целью её "возрождения", навигатор обнаруживает неисправность в защитных экранах. Капитан Кенейда вынужден выйти в открытый космос для проведения ремонтных работ.
В этот момент Солнце выбрасывает мощнейший корональный выброс массы, способный мгновенно испепелить Кенейду. Осознавая, что вспышка нанесёт непоправимый ущерб кораблю, если не восстановить работоспособность защиты, Кенейда жертвует собой, отказываясь от спасения. Закончив настройку, он принимает на себя удар плазмы, сгорая заживо.
Невозможно представить мучительную агонию, которую испытал Кенейда, оказавшись во власти нещадного солнечного огня.
Суждено умирать снова и снова ("Солярис")
В основе повествования "Соляриса" лежит история психолога Криса Кельвина, отправленного на космическую станцию, вращающуюся вокруг загадочной планеты Солярис.
Кельвин узнаёт, что планета обладает странной способностью материализовывать проекции из глубин подсознания тех, кто к ней приближается. Оказавшись под влиянием Соляриса, Крис сталкивается с "воскрешением" своей покойной жены Хари, ушедшей из жизни десять лет назад.
Эта новая Хари — точная копия его жены, с которой можно общаться и к которой можно прикасаться. Вместо радостного воссоединения Кельвин испытывает смятение и неприятие. Он отрицает реальность Хари и в отчаянии избавляется от неё, отправив в открытый космос.
Однако Солярис возвращает Хари снова и снова, обрекая их обоих на страдания. Осознавая свою неестественную природу, Хари пытается покончить с собой, выпив жидкий азот. Но даже это не приносит ей избавления: она болезненно возвращается к жизни, понимая, что смерть для неё недостижима.
Возникает мучительный вопрос: что страшнее — осознать, что ты всего лишь проекция, или понять, что ты обречён на вечное существование?
Довелось застрять в космосе ("Армагеддон")
В зрелищном фильме Майкла Бэя "Армагеддон" группа специалистов по бурению получает ответственную задачу: установить и активировать взрывное устройство в астероиде, чтобы предотвратить его столкновение с нашей планетой. В соответствии с жанром фильма-катастрофы, почти все этапы миссии оказываются под угрозой срыва.
С самого начала операции членов команды один за другим уничтожают: их разрывает на части, подрывает взрывами или выбрасывает в бездну космоса. Несмотря на мрачность этих событий, можно сказать, что их смерть была быстрой.
Однако участь Макса оказалась иной. Прибыв на астероид, он использует буровую установку для проникновения вглубь его поверхности. К несчастью, он пробивает метановую полость, что приводит к утечке газа.
Хотя его коллеги успевают укрыться от взрыва, Макс не успевает покинуть свою машину, и буровая установка вместе с ним взмывает в космическое пространство. Зрителям не показывают непосредственно его гибель, но сцена остаётся одной из самых трагичных, ведь у него не остаётся надежды на спасение, и его ждёт медленная и мучительная смерть от нехватки кислорода.
Фатальная близость ("Галактика ужаса")
В фильме "Галактика ужаса" команда космического корабля совершает посадку на планете Моргантус, чтобы найти пропавший корабль. Вскоре после приземления на них нападает инопланетное существо, которое материализует их самые глубокие страхи.
Продюсер Роджер Корман, известный своей любовью к шокирующему контенту, несмотря на обилие жестоких сцен в фильме, настаивал на включении эпизода, в котором Дэмми (Тэффи О'Коннелл) подвергается нападению гигантского червя.
В этой сцене Дэмми оказывается в тёмном и влажном помещении, где на неё набрасывается огромный монстр. Он разрывает её одежду и совершает над ней акт насилия. Будучи не в состоянии сопротивляться, Дэмми испытывает одновременно ужас и смертельную агонию. Несмотря на то, что часть сцены скрыта затемнением, душераздирающие крики героини ярко передают трагизм ее положения.
Именно эта скандальная сцена принесла "Галактике ужаса" сомнительную славу "фильма о близости с червями". Режиссёр Брюс Кларк считал, что именно эта провокация способствовала успеху картины.
Других членов экипажа также ожидают ужасные смерти, включая сцены с отрыванием лиц и убийства отрубленными конечностями, однако по сравнению с трагедией Дэмми их участь кажется менее шокирующей.
Попадание в атмосферу Марса ("Вспомнить всё")
В начале фильма Пола Верховена "Вспомнить всё" зритель видит сон Дугласа Куэйда, героя Арнольда Шварценеггера, где он оказывается в условиях марсианской атмосферы, что вызывает декомпрессию его тела. Эта сцена, хоть и пугающая, служит лишь предвестием дальнейших событий.
Пробуждение скрытых воспоминаний открывает Куэйду правду: он – тайный агент, чья миссия заключалась в установлении порядка на Марсе, погрязшем в коррупции под властью губернатора Виласа Кохаагена.
Прибыв на Марс, Куэйд вступает в противостояние с Кохаагеном, который планирует уничтожить половину населения планеты. Куэйд совершает отчаянный шаг, бросая взрывное устройство в ближайшее помещение, в результате чего Кохаагена засасывает в туннель, ведущий на поверхность Красной планеты.
Атмосфера Марса мгновенно начинает разрушать его тело изнутри, превращая все жидкости – слезы, слюну, влагу из лёгких и пот – в пар. Но это ещё не самое страшное: по мере прогрессирующей декомпрессии глазные яблоки выталкиваются из глазниц, что наконец прекращает его страдания.
Несмотря на то, что Кохааген был отъявленным негодяем, наблюдать за его мучительной кончиной было ужасно и травматично.
По частям унесённый в космос (“Чужой: Воскрешение")
Хотя "Чужой: Воскрешение" часто называют самым слабым звеном в тетралогии, у этой, казалось бы, излишней главы есть моменты, заслуживающие внимания. Запоминающийся баскетбольный трюк, неожиданно трогательная сцена с клоном и захватывающая подводная схватка – все эти элементы пытаются воссоздать атмосферу саспенса, свойственную предыдущим частям.
И, безусловно, стоит упомянуть Новорождённого. Его образ невозможно стереть из памяти, ведь его кончина – одна из самых болезненных во всей франшизе.
В момент, когда гибрид Ксеноморфа собирается расправиться с Колл, Рипли 8 использует свою кислотную кровь, чтобы прожечь небольшое отверстие в стекле иллюминатора, создавая эффект вакуума, который затягивает монстра наружу. Несмотря на крошечный размер дыры, декомпрессия оказывается настолько мощной, что разрывает Новорождённого на куски, отправляя его останки в космическое пространство. Визуальный ряд, где внутренности существа буквально выворачиваются наизнанку и выбрасываются через спину, останется в памяти надолго.
Даже осознавая, что Новорождённый – всего лишь искусно выполненная кукла, сложно не испытывать гамму чувств, от сочувствия до отвращения, наблюдая за его предсмертными криками и тем, как его тело распадается на части.
Возможно, внешний вид Новорождённого вызвал у многих зрителей смешанные чувства, но его трагическая гибель, безусловно, стала шокирующим и незабываемым моментом.
Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 50 лайков, я расскажу о потрясающих способностях вулканцев из "Звёздного пути".