В Нью-Йорке стартовал последний в году теннисный турнир «Большого шлема» US Open. Уже определились победители в смешанных парах: в этом году розыгрыш микста перенесли на квалификационную неделю, сократив до двух дней, а количество участников уменьшили с 32 до 16 пар. Зато призовые выросли в пять раз: чемпионы – итальянцы Сара Эррани и Андреа Вавассори – получили $1 млн на двоих. Реформы помогли организаторам привлечь к обычно непопулярному виду топ-одиночников (от Новака Джоковича до Мирры Андреевой), но их основной турнир начнется 24 августа, а завершится 7 сентября. Чемпионы в мужском и женском разряде получат трофеи (и рекордные призовые – по $5 млн) на корте имени Артура Эша, вмещающем почти 24 000 зрителей. С 1997 г. он является главной ареной US Open, заменив в этом статусе корт имени Луи Армстронга, и назван в честь американского топ-теннисиста 1960–1970-х гг. – первого темнокожего победителя турниров «Большого шлема» в мужском одиночном разряде.
Ограниченное пространство
Артур Эш умер в 1993 г. в возрасте 49 лет – причиной стала пневмония, вызванная ослабленным из-за СПИДа иммунитетом. О заболевании Эш узнал слишком поздно, да и к тому моменту эффективность методов лечения коварного вируса оставляла желать лучшего. Но экс-теннисист не унывал и активно помогал организациям, боровшимся с опасной болезнью. «Я никогда не смогу простить себя, если буду жить, не пытаясь помочь бедным и обездоленным, не осознавая, что, возможно, самая большая радость в жизни – это помогать другим», – комментировал Эш свою жизненную философию, корни которой уходят в его детство.
Артур родился в 1943 г. в столице штата Виржиния Ричмонде. К тому моменту его предки уже больше 200 лет жили в США, куда были привезены из Сенегала в качестве рабов. До шести лет мальчик много времени проводил с матерью – она даже научила его читать. Из-за осложнений после вторых родов Мэтти Эш умерла – и братья остались на попечении отца. Он работал сторожем-смотрителем в парке Брукфилд, предназначенном только для темнокожих (тогда в США процветала расовая сегрегация в общественных местах). Именно там в шесть лет Эш начал играть в теннис. На территории парка было четыре корта, бассейн, а также баскетбольные и бейсбольные площадки. Но Артур с детства был очень худым, за что получил прозвища Тощий и Кости, – и отец запрещал мальчику силовые виды спорта, а вот увлечение теннисом поощрял.
Первыми тренерами Эша стали темнокожий теннисист-любитель Рональд Чарити и доктор Роберт Джонсон, организовавший теннисный лагерь для афроамериканских детей (на общественные корты их не допускали). Среди воспитанниц Джонсона была Алтея Гибсон – первая темнокожая чемпионка турниров «Большого шлема» (пять одиночных титулов во второй половине 1950-х).
Право на игру
До 15 лет соревновательная практика Эша была ограничена – для темнокожих проводились отдельные турниры. Но талант подростка не остался незамеченным. В старших классах он переехал в штат Миссури, где начал играть с сильными соперниками разных рас и даже засветился в Sports Illustrated. В конце 1960 г. в одном из ведущих спортивных изданий в колонке «Лица в толпе», рассказывающей о восходящих звездах спорта, описали победу 17-летнего Эша в национальном первенстве среди юниоров на закрытых кортах.
Окончив школу с отличными оценками, Эш поступил в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, где изучал бизнес-администрирование и играл за студенческую теннисную команду. В 20 лет Артур провел первый матч за сборную США в Кубке Дэвиса, победив игрока из Венесуэлы. Всего за карьеру Эш выиграл 27 из 32 одиночных матчей турнира сборных, стал обладателем пяти трофеев, а с 1981 по 1985 г. был капитаном американской команды.
Обучение в вузе Эш проходил на деньги Корпуса подготовки офицеров запаса, членом которого он являлся, поэтому после выпуска его устроили обработчиком данных в Военной академии США, чтобы погасить студенческий кредит. В начале 1968 г. Артур получил звание первого лейтенанта, а в августе вошел в историю, выиграв первый в карьере турнир «Большого шлема» – US Open.
Чемпионские призовые
К US Open 1968 г. на счету Эша – высокого, но худого 25-летнего темнокожего парня в очках – уже было два финала чемпионата Австралии (с 1969 г. – Australian Open) и полуфинал Уимблдона-1968. На «Шлеме» Артур доходил до полуфинала в 1965 г. Но 1968 год для тенниса был особенным – началась Открытая эра: профессионалов, зарабатывавших на теннисе (призовые или бонусы от спонсоров), допустили до всех турниров, в том числе и «Большого шлема». Это в разы повысило конкуренцию, так как в профессионалы переходили многие топовые теннисисты, желавшие зарабатывать не только титулы, но и деньги.
На US Open-1968 впервые появился призовой фонд – $100 000. До финала Эш дошел с минимальными проблемами и в решающем матче в пяти сетах обыграл голландца Тома Оккера, став первым темнокожим чемпионом турнира «Большого шлема». «Просто очередной рабочий день в офисе. Я никогда не радуюсь слишком сильно победам – это моя философия», – комментировал свою победу Эш газете Baltimore Sun. Вот только вместо $14 000, полагавшихся чемпиону, Артур из-за статуса любителя (он все еще числился лейтенантом армии) получил лишь $280 компенсации – по $20 за каждый день турнира. Всего же за карьеру Эш, по данным Ассоциации теннисистов-профессионалов (АТР), заработал $1,6 млн призовых. Гораздо больше американец получал от спонсоров и организаторов турниров. Например, пятилетняя сделка с промоушеном World Championship Tennis принесла Эшу $750 000 плюс призовые за результаты.
Победа на US Open привела теннисиста на обложку журнала Time с подписью «Ледяная элегантность Артура Эша». Так редакция отметила сдержанность игрока на корте. Этому Эша еще в детстве научил тренер Джонсон. Он убеждал юного теннисиста никогда не спорить с судьями и всегда стремиться направлять мяч внутрь корта с запасом минимум в 5 см от линии аута, чтобы свести к минимуму вероятность ошибок арбитров в свой адрес.
После победного US Open Эш взял еще Australian Open, а в 1975 г. в возрасте 32 лет обыграл в финале самого чопорного теннисного турнира – Уимблдона – 22-летнего соотечественника Джимми Коннорса, будущего обладателя восьми титулов «Большого шлема».
Сила влияния
Победы были особенно важны для Эша, потому что привлекали внимание к нему и его идеям. «Я могу сделать мой протест услышанным, выигрывая. Люди не слушают проигравших», – делился Эш в интервью Life. Важным делом его жизни стала борьба за права темнокожих. В 1973 г. Эш впервые (после нескольких отказов) получил визу в ЮАР, чтобы принять участие в престижном тогда турнире – Открытом чемпионате Южной Африки. С конца 1940-х в стране господствовала политика апартеида, подразумевавшая жесткую расовую дискриминацию. После того как в США в 1964 г. отменили сегрегацию на законодательном уровне, Эш начал активно выступать против расистских ограничений в ЮАР.
Он приехал на турнир, чтобы своими глазами увидеть, как живет страна, но столкнулся с недовольством местного темнокожего населения и правозащитников. По их мнению, приезд Эша легитимизировал преступный режим. Историк тенниса Ричард Эванс рассказывал, что игрок очень переживал из-за подобных обвинений, ведь Эш считал, что его победы на кортах в ЮАР подрывают основы расизма. Но опыт пребывания в стране и международное давление заставили Эша принять, что лучший метод борьбы с апартеидом – изоляция, в том числе спортивный бойкот.
Вместе с певцом Гарри Белафонте в 1980-х Эш организовал движение «Артисты и спортсмены против апартеида». Его целью было убедить музыкантов не приезжать в ЮАР с концертами, а также запретить стране участие в Олимпиадах (с 1964 по 1988 г. она была отстранена от Игр) и других крупных спортивных событиях (так, в 1970 г. ЮАР вычеркнули из Кубка Дэвиса). Эш участвовал в протестах – во время одного из которых, у посольства ЮАР в Вашингтоне, его даже арестовали. Это привлекло дополнительное внимание к проблеме.
Бойцовский характер
В 1979 г. Эш пережил первый сердечный приступ: ему провели операцию-шунтирование. Спустя пару месяцев, в 36 лет, Артур объявил о завершении спортивной карьеры, имея в активе 45 одиночных титулов, но из тенниса не ушел. Эша назначили капитаном команды США в Кубке Дэвиса. Кроме того, он стал постоянным теннисным автором Time и Washington Post, а также комментировал матчи для ABC и HBO. В 1986 г. Эш выиграл престижную ТВ-премию «Эмми» за документальный фильм «Трудный путь к славе». Он сам стал автором сценария, который рассказывает о карьерных сложностях темнокожих спортсменов: от легкоатлета Джейси Оуэнса, выигравшего четыре золота на Олимпиаде-1936 на глазах у Гитлера, до боксера Мохаммеда Али, выступавшего против войны во Вьетнаме и боровшегося за расовое равноправие.
Из-за проблем с сердцем Эшу пришлось в 1983 г. перенести еще одну операцию, в ходе которой ему занесли ВИЧ. Но узнал об этом экс-теннисист лишь пять лет спустя. У Эша обнаружили паразитарное заболевание мозга, свойственное ВИЧ-позитивным людям, провели анализ крови и выявили вирус. Долгое время Эш с женой скрывали информацию о диагнозе, чтобы оградить семью от нападок журналистов. Но в 1992 г. СМИ все-таки раздобыли информацию о «секретной» болезни Артура, и тот решил рассказать об этом сам – на специальной пресс-конференции.
«После того как Эш раскрыл свой диагноз, его спросили: «Это самое трудное, с чем вам когда-либо приходилось сталкиваться?» И он ответил: «Нет, самое трудное – это быть чернокожим в этом обществе», – рассказывал спортивный журналист Ральф Уайли.
Эш углубился в медицинскую литературу, став экспертом по ВИЧ/СПИДу и системе здравоохранения. Артур часто говорил о трудностях больных в получении терапии и основал фонд борьбы со СПИДом, направлявший 50% средств в более бедные страны. Даже во время теннисных мастер-классов Эш рассказывал о профилактике ВИЧ и безопасном сексе.
В 1993 г. Эша не стало. На прощание с экс-чемпионом в родном Ричмонде собралось более 5000 человек. Спустя три года в городе появился памятник Эшу – теннисист изображен в окружении детей, с ракеткой в одной руке и книгами в другой, поднятой чуть выше. Так автор стремился показать, что великий теннисист ценил образование выше спорта. Скульптуру установили на Проспекте монументов – рядом со статуями героев Гражданской войны со стороны Конфедерации, выступавшей против отмены рабства. В 2020 г. из-за протестов после убийства полицейским темнокожего охранника-вышибалы Джорджа Флойда исторические памятники убрали, оставив фигуру Артура Эша в одиночестве.
Подпишитесь на «Ведомости» в Telegram
Читайте также:
Дальневосточную ипотеку расширят на «вторичку» до конца 2025 года
Трутнев: с 2026 года на Дальнем Востоке начнется энергодефицит