Знаете, есть такая категория мужчин – обиженные. Не те, что поругались из-за футбола, а те, чье самолюбие ранили по-настоящему. И поверьте, их месть – это не гневная смс-ка. Это холодный, выверенный удар по самому больному. Они не кричат, они действуют. И знаете, кто прошел эту школу выживания? Та самая женщина, которую все привыкли обсуждать в контексте скандалов, а не сцены.
Анастасия Волочкова. Да-да, та самая. И после ее откровений начинаешь понимать: мы, возможно, годами не замечали за лексикой «просеко» и эпатажем титаническую силу духа.
Не по плану: Как все начиналось
«Всё, погнали. Это надо закурить». Примерно так начинается большинство наших разговоров о чем-то сложном. А ее жизнь, если отбросить шелуху, – это и есть один большой, красивый, но очень сложный разговор.
Ее карьера – это готовый сценарий для голливудского фильма. Девочка из коммунальной квартиры, которая в 5 лет, выходя из Мариинского театра после «Щелкунчика», заявляет матери: «Я буду выдающейся балериной». И она ею стала.
Прима Мариинского театра, Большого театра, контракт с English National Ballet и 18 спектаклей в королевском Альберт-холле в Лондоне. Она представляла Россию на лучших сценах мира. Это – факт. Его часто задвигают на задний план, предпочитая обсуждать что-то иное.
Но за этим взлетом последовало падение, о котором мало кто знает в деталях. И главными режиссерами этого падения стали, как это ни парадоксально, те, кто, казалось бы, должен был ее поддерживать.
Его Величество Случай и жестокие игры больших денег
Сама Волочкова философски называет повороты своей судьбы «Его Величеством Случаем». «А случай в моём ключе – это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться своим именем», – говорит она.
Одним из таких «случаев» стал олигарх Сулейман Керимов. История их знакомства больше похожа на сказку: чтобы встретиться с балериной, мужчина снимает для своего праздника… весь Большой театр. В качестве условия он ставит – танцевать должна только Волочкова. Дальше – частные самолеты, белые розы (ее самая большая слабость), яхты и подаренные квартиры. Но сказка быстро закончилась.
«Я стала инициатором разрыва этих отношений. Причём не разрыва, а просто завершения. Я уходила из этих отношений, любя человека», – признается Анастасия.
И вот здесь включается та самая мужская обида, о которой стоит писать учебники по психологии. По ее словам, мужчина, который жил женщиной, знает, за какие ниточки дёрнуть. А для нее самой сокровенным был Большой театр.
«Обиженные мужчины – это самое страшное... Он заплатил огромное количество денег, чтобы меня убрали любой ценой. Меня сбивали в подъездах моих партнёров, запрещая им танцевать со мной. Я вынуждена была жить в Подмосковье, в доме, в лесу, потому что мне угрожали жизни».
Ее увольнение из Большого театра в 2003 году стало жестоким и показательным. Партнера избивают в подъезде, педагоги отказываются с ней репетировать, а директор театра объявляет о ее уходе. Формально – за «профнепригодность». Неформально – по воле могущественного человека, чье самолюбие было уязвлено.
Плата за успех – не мозоли, а предательство
Многие думают, что плата за ее успех – это стертые в кровь ноги, мозоли и изуродованные пуантами пальцы. Сама балерина с гордостью показывает эти мозоли, заявляя, что они «краше, чем мозоли на злых языках».
Но настоящая цена, о которой она говорит с куда большей болью, – это предательство близких.
«Плата за успех в моём случае – это не эти мозоли на ногах. Это не льющаяся на меня грязь, это предательство близких людей. Это страшно».
Она откровенно рассказывает истории, от которых кровь стынет в жилах. Мать, которая без ведома дочери продала подаренную Керимовым студию для балетной школы. Отец дочери, взявший у нее в долг миллионы долларов и заявивший, что ничего не должен. Дочь, которая, по ее словам, «не терпит, что у мамы вот это всё».
«Им всем кажется, что всё, что у меня есть, включая материальное и корона на моей голове, что всё это должно принадлежать им».
Это ли не самый страшный урок? Когда те, кого ты считаешь опорой, видят в тебе не человека, а актив. Когда твоя собственная мать начинает представляться твоей фамилией, которой сама никогда не брала. Жестко? Да. Но именно так она это и называет.
Народная артистка без народного звания
Ирония судьбы, над которой можно было бы смеяться, если бы не было так грустно. Женщина, которую знает вся страна, объездившая с концертами самые отдаленные уголки России, не может получить пенсию.
«Я пенсию не могу получить в России... Не хватает мне, считайте, полгода для выслуги лет. Выслуга лет – 15 лет, а я уже 30 лет на сцене».
У нее есть звание Заслуженной артистки России, которое ей вручал лично Владимир Путин. Но народной – нет. Хотя она именно народная, в самом прямом смысле этого слова. Она танцует не для чиновников в партере, а для людей на последних рядах. И делает это часто бесплатно.
«Я 20 лет я бесплатно всех приглашаю... Мне этот вопрос задавала моя дочь Ариадна: "Мам, зачем ты это делаешь? Это не приносит тебе денег". Это не деньги мне приносят. Это мои затратные части... Но ты понимаешь, что я счастлива, я счастливый человек».
Ее благотворительность – не пиар-ход, а жизненная философия. Она объездила всю страну с проектом «Анастасия Волочкова – детям России», привлекая на свои концерты творческих детей из регионов. Она выходит на сцену через боль (у нее серьезные проблемы с тазобедренным суставом и плечом), потому что «сцена лечит».
Без сцены – духовная смерть. Вопреки всему
Ей постоянно советуют «успокоиться». Стать примадонной в отставке, руководить балетной школой, как Цискаридзе, комментировать, а не танцевать. Ее ответ на это – яростный и бескомпромиссный.
«Как только я сяду и буду просто кому-то что-то рассказывать, это наступит моя духовная моральная смерть. Я не могу без сцены, я буду на сцене».
Она продала квартиру, чтобы финансировать свое новое шоу «Одержимость». Она создает новый драматический спектакль «Зеркало», где намерена ответить всем своим недоброжелателям и предателям только так, как умеет – через искусство.
«На любые выпады в мой адрес я отвечала и буду отвечать только творчеством».
Ее история – это не история жертвы. Это история воина. Женщины, которая прошла через ад предательства, травли, угроз и не сломалась. Она продолжает танцевать, потому что не может иначе. Она живет по своим правилам, курит кальян и пьет просекко на собственной веранде в своем доме, который купила на заработанные деньги. И ей абсолютно плевать, что об этом думают.
А что вы думаете?
Вот такой она предстает перед нами – без купюр, без прикрас, с болью и с бесконечной любовью к своему делу. Мы годами смеялись над мемами, но не задумывались, какая сила духа скрывается за этим образом. Так кем она является для вас теперь? Скандальной дивой, за которой интересно наблюдать со стороны? Или одной из самых сильных и несломленных женщин нашего времени, чью историю стоило бы услышать без предубеждений?
Поделитесь своим мнением в комментариях. И если эта статья задела вас за живое – поставьте лайк и подпишитесь на наш канал. Нам важна ваша поддержка.