Бывают выставки, которые которые перемещают в пространстве и времени. Приходишь посмотреть на историю духов, а уходишь с ощущением, что только что прокатился на трамвае 1927 года, заскочил в парфюмерный магазин на Кузнецком Мосту и услышал из радиорепродуктора бодрые сводки о успехах первой пятилетки. Выставка «Красная Москва» в центре Зотов — именно такое, абсолютно погружающее путешествие во времени.
Выставка посвящена не только парфюму, но и самой красной Москве, молодой столице Страны Советов, которая в 1920-1930-е годы переживает второе рождение.
Здесь угловатые авангардные дома-коммуны соседствуют с старомосковскими постройками, а фабричные рабочие делят жизненное пространство с нэпманами и городскими пижонами. Агентами этого хаоса были в том числе и запахи. Керосин и пудра, дешевая махорка и цветущая сирень - в этом ольфакторном пейзаже рождаются из пепла революции советские духи.
В XIX веке в Москве процветали парфюмерно-мыловаренные мануфактуры, открытые фабрикантами французского происхождения. Фабрика "Новая Заря", которая делала духи "Красная Москва" была образована из национализированной фабрики товарищества «Брокар и ко» в 1918 году. Фабрика "Новая Заря" существует и по сей день.
В 1918 году до парфюмерии никому не было дела, а вот запрос на средства гигиены был велик. В годы Гражданской войны фабрики производили мыло для нужд фронта.
Новая экономическая политика, которая была объявлена советским руководством в 1921 году, стала глотком свежего воздуха после нескольких лет жесткого военного коммунизма. Стараниями частников на прилавках появились блага цивилизации, в том числе и духи заграничного производства. Любимые ароматы из прошлой жизни не только создавали приятный шлейф, но и возвращали в утраченную зону комфорта.
Вскоре из мещанской блажи духи превратились в атрибут культурной советской гражданки и прочно вошли в её ежедневный обиход. Женственность 1930-х диктовала быть опрятной, милой, привлекательной, а главное, удобной для семьи и для общества в целом. Так женщина превратилась из трудовой единицы и равноправной боевой подруги в «украшение коллектива». Появилась необходимость создать духи для советских женщин.
Парфюм «Красная Москва» был изготовлен на московской фабрике «Новая заря» в 1924-1925 годах изначально на экспорт в рамках госзаказа.
Массовый советский потребитель познакомится с «Красной Москвой» ближе к 1930-м годам. Легенда гласит, что «Красная Москва» - не более чем копия духов «Любимый букет императрицы», перевыпущенная в новой упаковке. «Букет» был «собран» еще на дореволюционной мануфактуре Брокаров.
«Красная Москва» мгновенно стала культом. В эпоху тотального дефицита и унификации эти духи были для советской женщины тем самым маленьким чудом, актом красоты и нежности. Их носили все — от простых работниц до партийных жен. Они были обязательным атрибутом свадеб, праздников и самых важных событий. Этот запах был синонимом элегантности, женственности и «советской мечты» о красивой жизни.
Пряность в «Красной Москве» обеспечена гвоздикой и кориандром, восточность - амбровой базой, цветочность - жасмином, розой, флердоранжем и, конечно, ирисом.
Наши бабушки хранили в сервантах изящные флаконы с золотым орнаментом, а на трюмо у мам стояли те самые красные колбы с золотой крышечкой. Для одних это запах матери или бабушки, для других — юности, первого свидания, Нового года. Сегодня «Красную Москву» можно купить в том самом легендарном флаконе (7 мл стоит 595 рублей).
В моей домашней коллекции есть флакончик духов, который по традиции, каждое 8 марта, мой дедушка дарил бабушке. Сейчас их уже нет, остались только воспоминания. Этот флакон пахнет временем и историей.
Я закрываю глаза, один вдох - и знакомый старый, но все еще насыщенный аромат переносит меня в детство. Все близкие снова здесь, живые и любящие. Это дорогой и невесомый архив памяти.