Сергей держал в руках письмо и не верил своим глазам: некая женщина, автор этих строк, - его настоящая мать. Она вышла замуж и благополучно живет в Ташкенте.
Так уже взрослый мужчина узнал об усыновлении, которое спасет ему, еврею на 50%, жизнь во время оккупации Варшавы в годы Второй мировой. Сергей Иосифович Гессен соврет нацистам и, в отличии от своих многочисленных родственников, останется жив.
Некогда семья евреев из Гессена (того самого) окольными путями перебралась в Российскую империю, обосновалась и расширилась до невероятного количества. В родословной данной семьи запутывались сами Гессены.
Сегодня я расскажу вам о человеке, чьи книги продаются до сих пор:
А в итальянском городе Вадо Лигуре есть центр, который занимается изучением научного наследия Сергея Иосифовича Гессена. Вот его фотография:
Чтобы понять происхождение Сергея Гессена, расскажу об его отце.
В апреле 1865 года в одесской еврейской купеческой семье родился мальчик, которого назвали Иосифом. Семья занималась продажей зерна, но так получилось, что в 1880-е годы торговля хлебом стала идти через другие порты, поэтому кое-кто из купцов клана Гессен разорился именно в то десятилетие.
Иосиф Гессен после окончания гимназии поступил в университет, из которого его исключили, найдя формальный повод: оскорбление другого студента. На самом деле молодой человек увлекся революционными идеями.
Так, в один из кружков «Народной воли» Иосиф Гессен вступил еще в 1881 году. Выполнял задания, встречался с Верой Фигнер.
Желание получить университетское образование и блага, которые «корочка» сулила в Российской империи, привели Иосифа в Петербургский университет. Учеба закончилась в 1885-м году: его арестовали, обыскали, нашли брошюру и технику для копирования революционной литературы (гектограф).
В результате Иосиф Гессен следующие три года провел в отдаленном российском уезде, в городе Усть-Сысольске (сейчас Сыктывкар).
У Иосифа случился роман / интрижка с дочерью хозяина квартиры, Анной Ивановной Макаровой. Незамужняя девица в августе 1887 года стала матерью.
О браке речи не шло: еврей Гессен планировал жениться на «своей». Бастарда крестили в православной церкви, назвали Сергеем. Он по матери - русский, но кто отец - для окружающих секретом не было.
Ссылка закончилась, Иосиф Гессен уехал из Усть-Сысольска, но попросил друзей-революционеров приглядывать за Сергеем. Экстерном получил диплом, работал в частных фирмах. В поисках лучшего места оказался в Кишиневе, где старший брат имел собственную аптеку.
Достойной для себя работы не сыскал, зато нашел «судьбу» в лице внучки раввина Кишинева, Анны Исааковны Грубер.
На момент знакомства Анна носила фамилию Штейн. В 17 лет родные выдали ее замуж за мужчину, который годился ей в отцы. В браке родилось трое сыновей, но дети не удержали Анну возле нелюбимого мужа: она захотела развода и получила его.
Иосиф Гессен и Анна поженились. И отец забрал своего православного сына-бастарда. В новой семье оказалось 4 мальчика, двое из которых - 1887 года рождения: Семен Штейн (сын Анны Исааковны Штейн) родился в июле, а Сергей (сын Анны Ивановны Макаровой) - в августе.
Обычно подобные семьи вызывают неиссякаемый интерес окружающих, но тут окружающие помалкивали, а Иосиф и его законная жена Анна решили усыновить Сергея.
Но тут возникла проблема: вероисповедание. До 1891 года разрешение на любое усыновление давал лично император России. Теперь закон позволял усыновлять детей, но только православным. А супруги Гессен - иудеи.
С одной стороны, переход в православие открывал евреям (их называли выкресты) разные прекрасные перспективы.
С другой, нужно отречься от веры отцов, что для супругов Гессен оказалось нелегким решением.
И чтобы вы понимали, читатели, забегу вперед: Сергей на момент усыновления в 1894 году - еще ребенок. Он не знал о своем усыновлении, искренне считая Иосифа и Анну родителями. И почему-то не задумывался о разнице в возрасте в 2 месяца с Семеном Штейном.
Иосиф Гессен описывал отношения в своей семье прямо идеальными: четверо братьев невероятно дружны, а Сергей обожал мать сильнее, чем ее родные сыновья. В 1901 и 1902 году у четы Гессен появятся еще 2 сына.
Правда о родной матери (дочери хозяина снимаемой квартиры) всплыла неожиданно, когда Сергей уже вырос.
Иосиф Гессен с семьей перебрался в Петербург, стал политиком и одним из создателей партии кадетов.
В первую Думу его не избрали из-за неблагонадежности, а во вторую Думу в 1907 году Иосиф Гессен уже попал.
Имя Иосифа Владимировича Гессена можно найти в подписях ко многим фотографиям тех лет. Он личность достаточно приметная.👇
Переписывался ли Иосиф Гессен с матерью своего старшего сына? Не знаю. Факт остается фактом: настоящая мать Сергея вышла замуж, переехала в Ташкент и написала бывшему возлюбленному в Санкт-Петербург. И письмо случайно нашел уже взрослый Сергей Гессен. Из прочитанного понял, что его обожаемая мать — на самом деле мачеха.
После 1917 года Иосиф Гессен оказался вне России, революцию в которой он в прямом смысле делал своими руками. Настаивал, чтобы Сергей уехал к нему в Европу, потому что рано или поздно большевики припомнят сыну родство с одним из «отцов» партии кадетов.
В начале 1920-х Сергей Иосифович Гессен покинул советскую Россию.
О нем пишут как о российском и польском педагоге, философе и т. д., потому что в 1935 году С.И. Гессен переехал жить в Варшаву: поступило предложение, от которого философ не смог отказаться.
Ради кафедры Свободного польского университета философ оставил в Праге жену Нину Лазаревну и взрослых сыновей: поэту Евгению 25 лет, а будущему составителю «Большого польско-русского словаря» Дмитрию — 19.
Женился православный Сергей на внучке Московского раввина Нине Лазаревне Минор ещё в России.
Варшавское благополучие закончилось с началом Второй мировой.
Сергей Гессен выжил, когда немцы кидали бом-бы на Варшаву в 1939 году, переехал из столицы Польши в Лодзь, затем переселился в деревню, где ему с его еврейскими корнями проще выжить.
Отмечу сразу, что бывшая жена-еврейка и старший сын из Освенцима живыми не вышли.
Как еврей по отцу Сергей Иосифович Гессен уцелел в 1939-1944 годы — вполне объяснимая череда чудес.
1. Как вы знаете, немцы устраивали облавы. Однажды Сергей Гессен попался, его случайно выпустили. Есть и другое объяснение счастливой случайности: вероятно, в тот день немцами командовал бывший студент, который узнал своего преподавателя.
2. В 1943 году Сергей Гессен снова приехал в Варшаву, причем умудрился попасть в столицу прямо во время восстания. Повезло, что не схватили во время облав.
3. Но главное чудо: как еврей не попал в гетто вместе с остальными Гессенами?
У немцев были разработаны четкие инструкции, как отличать еврея от лиц других национальностей: строение черепа, черты лица и т. д. У мальчиков и мужчин имелся еще один 100% признак принадлежности к иудаизму.
Тот самый, который частенько упоминают комментаторы под статьей «Кто по национальности Виндзоры?»
Но Сергей же Гессен — православный. Т.е. определяющего мужского признака для отправки в гетто у него нет.
Но он находился среди нацистов 5 лет! Почему его не тронули? Даже личный водитель Адольфа Алоизовича смог выжить лишь благодаря личному заступничеству шефа, при этом даже не догадывался о еврейском пятне в своей немецкой родословной.
Сергей Иосифович Гессен сумел убедить нацистов: он - усыновленный. Не признанный отцом бастард, а вообще полностью русский православный мальчик, которого усыновили Гессены.
По крайней мере такую версию озвучивал коллега-философ — Николай Онуфриевич Лосский.
Пережитое отразилось на здоровье Гессена. Он ушел из жизни уже в 1950-м году. Но это было поколение, которое умело не терять бодрости и находить радость в мелочах. Например, радоваться в 1946 году, что снова можно переписываться с коллегами.
ЗЫ. Статью на 8 минут чтения сократила.