Уважаемые подписчики и гости канала, я вновь рад приветствовать вас на канале «Моделизм без границ»!
Данной статьёй я завершаю рассказ о постройке модели драккара викингов.
Постройка была долгой, так как весной и летом всегда накладывается дополнительный объём садово-огородных работ, ну и конечно отпускные путешествия, это святое для семьи. Вместе с тем работа по постройке модели была не очень сложной и довольно интересной. Несмотря на некоторые нюансы, связанные в основном с «кривой» инструкцией по сборке и не всегда полезными советами, изложенными в ней, выполнить данную работу доставит удовольствие многим моделистам. Как раз о таких неточностях была моя предыдущая статья из данного цикла. Кто планирует прикупить эту прекрасную модель и заняться её постройкой, вам будет полезно почитать её, вот ссылка: https://dzen.ru/a/aGOWGZHMSHtoUwjg?share_to=link
Данную модель я могу рекомендовать как опытным моделистам, так и начинающим. Для опытных она покажется простоватой, но итог порадует, собранная модель, несомненно, украсит коллекцию. Для начинающих я порекомендовал бы при сборке данной модели помимо инструкции пользоваться советами более опытных коллег, искать информацию в интернете по работе с аналогичными материалами, не торопиться и всегда обдумывать свои действия немного вперёд, практиковать пробные манипуляции с обрезками материала деталей, краской, клеем, морилкой и лаками. Также есть много фильмов по постройке деревянных моделей кораблей из готовых наборов, в которых весьма подробно показаны и рассказаны процессы постройки (на официальном сайте интернет-магазина «Верфь на столе» есть своя рубрика с обучающими видео, в которых можно найти много интересных и полезных советов). Ссылок не даю, так как не хочу, чтобы это считали рекламой. Кому интересно, найдёт информацию без затруднений. Сам же я иногда заглядываю туда. В-общем, при постройке конкретно этой модели к работе нужно подходить немного более творчески, а к инструкции критически, и всё получится. Цена же (о чём я писал ранее) вкупе с комплектацией порадует любого.
Итак, коротко о завершающем этапе работы над моделью:
После сборки корпуса драккара, по сути, оставалась финишная достройка, заключавшаяся в установке многих элементов и атрибутов корабля викингов, таких как щиты по обоим бортам, вёсла и различные самодельные (как я люблю) дополнения. Эту модель от себя я дополнил самодельным щитом с шишаком, самодельным якорем, а также обязательным боевым атрибутом викингов – топором. На палубе разместил бухты плетёных канатов. Всё это должно было по моей задумке немного оживить пейзаж на палубе корабля, создать эффект, что корабль только-только покинули свирепые и бесстрашные люди севера, не успев ещё опустить парус. Да, парус… Конечно же, установка мачты с парусом на рее и прочего такелажа.
Дополнение – Щит.
Щиты у викингов были круглыми, преимущественно деревянными, с различными изображениями, как правило соответствующему тому или иному клану:
Из всего пёстрого разнообразия щитов я выбрал такой, который был бы не похож на те, что разместились по бортам моей модели Осебергского корабля. Для изготовления дополнительного щита, за основу я принял вот такое изображение:
Многие кто смотрел канадско-ирландский художественный сериал «Викинги» созданный Майклом Хёрстом специально для телеканала «History», помнят что именно такой щит был у легендарной воительницы Лагерты, жены конунга Рогнара Лодброка.
Рунический символ Fe (hu), изображённый на её щите, создан на основе руны, которая ассоциируется с деревом, семьей, богатством. Данное изображение соотносится со священным древом Иггдрасиль, мировым древом (ясенем) в скандинавской мифологии и космологии, упоминаемом в «Старшей» и «Младшей Эддах». Иггдрасиль является центральной осью, на которой держатся все девять миров. Имя «Иггдрасиль» условно переводят как «Конь Игга (Одина)», поскольку Один (прозвище которого – Игг) «висел» на этом дереве девять дней, жертвуя собой ради получения рун. Древо олицетворяет идею, что всё бытие взаимосвязано, как в дереве, от кончиков корней до кончиков самых высоких ветвей. Ствол питает и наполняет его листья, даёт жизнь. Такое изображение должно было дать обладателю щита в бою защиту Одина, придать силу и уверенность. А я напомню, что воительница Лагерта была женой Рогнара Лодброка, который в свою очередь был прямым потомком Одина (ну как-то так по фильму он сам о себе говорит…). Такой вот символизм получился.
Из остатков тонкой фанеры я изготовил похожий щит, и поместил его в центр палубы, облокотив на дубовый блок, удерживающий мачту:
Якорь и топор:
Тут много не расскажешь, так как сами эти элементы простые и сугубо утилитарные. Якорь я изготовил из медной проволоки d=3мм. Выковал и склеил две детали, затем выкрасил в чётный цвет. Топор тоже изготовил из кусочка расплющенной медной проволоки, зубочистки и нитки. Всё это также разместил на палубе.
Парус:
Парус пришлось покрасить. Я не стал использовать красные термополоски, которые шли в комплекте, мне показалось что они сильно утяжелят его. Полоски на парусе я сделал не красными, а синими, чтобы придать индивидуальность модели.
Синий цвет для викинга символизировал связь с морем, c водной стихией. А их жизнь была с ней неразрывно связана, поэтому значимость синего цвета для викингов сложно переоценить. Кроме того, синий цвет вероятно использовался для обозначения власти конунга или высокого статуса викинга в иерархии клана, так как синий был одним из самых дорогих цветов в то время.
В эпоху викингов для получения синих оттенков для окрашивания тканей использовался хлорид меди, а вивианит (синяя охра) давал исчерна-синий цвет. Смешав вивианит или древесный уголь со свинцовыми белилами, можно было получить сине-серую краску. Ну а я просто купил в магазине синюю акриловую краску для тканей.
После окрашивания паруса я обшил его края канатом и аккуратно приладил к рее.
Вёсла:
Вёсла я не стал размещать в связках на палубе и в рогатинах у левого и правого бортов. Несмотря на то, что на первый взгляд нелогично было устанавливать одновременно и парус в поднятом положении и вёсла в рабочие отверстия по бортам. Но я всё же именно так и сделал. От такой установки паруса и вёсел модель визуально выиграла, стала смотреться интереснее. Ну а в жизни чего только не бывает, может это тот самый момент, когда парус только что поставили, а вёсла ещё не убрали, или оставили для улучшения манёвренности судна при проходе извилистого участка в каком-нибудь проливе.
После того как я приклеил вёсла, я обратил внимание на то, что они периодически отскакивали, как только я случайно задевал за них рукой в процессе работы. Для ПВА площадь контакта между веслом и материалом тонкого борта в отверстии была недостаточной для надёжного приклеивания. Тогда я взял тонкую кисть и дополнительно пролил с помощью неё щели отверстий бесцветным матовым акриловым лаком. В результате после высыхания лака вёсла схватило намертво. Теперь если потребуется вынуть вёсла, то это можно будет сделать только обломав их и высверлив отверстия. Но мне это не нужно. Я достиг того результата, которого хотел, вёсла были на своих местах и держались надёжно.
В пустых рогатинах для вёсел я разместил связки деревянных жердей, того же диаметра, что и вёсла (изготовил из бамбуковых палочек для шашлыка). Я подумал, что было бы неплохо иметь на корабле небольшой запас жердей для ремонта вёсел при их поломке или частичной утрате. Бывает, что они ломаются, особенно в бою, если корабль попал под таран вражеским кораблём на встречном курсе. Да и вообще, не всякий берег, где приходилось останавливаться викингам, был богат подходящей для строительных работ растительностью (вспомните пейзажи Исландии, например), а шатры или другие временные укрытия нужно было ставить. Прямые длинные прочные деревянные жерди всегда пригодятся в таком случае…
Хочется отметить, что данная модель, как никакая другая, даёт огромный простор для творчества в плане доработок, установок различных дополнений и вариаций оформления.
В целом, после окончания всех работ, я получил вот такой результат:
Вот такая получилась модель...
Постройка Осебергского корабля закончена. Он отправляется на своё законное место на верхнюю полку к другим кораблям моего модельного флота.
Даже, признаться, как-то грустно было закончить работу над ним. Пока шла работа мной было собрано немало информации о викингах, приобретено несколько книг, просмотрено немало фильмов, собрана информация о методах постройки реальных скандинавских кораблей той эпохи. Горизонты моих знаний об этих суровых воинах и мореходах существенно расширились. Вот это я и люблю в моделизме, когда не просто строишь что-то, а живёшь этим процессом, подключаешься к истории и культуре связанной с объектом постройки.
Ссылки на предыдущие мои статьи из цикла «Осебергский корабль. Деревянная модель драккара викингов»:
1. Модель драккара викингов, корабль из Осеберга. Масштаб 1:40.
Ссылка: https://dzen.ru/a/Z9AdtlOvmyJx4V_R?share_to=link
2. Осебергский корабль. Деревянная модель драккара викингов. Масштаб 1:40. Распаковка. Обзор. Начало сборки.
Ссылка: https://dzen.ru/a/Z9b1EWaPBXisMHlq?share_to=link
3. Викинги. Тактика морских сражений викингов. Продолжение постройки модели Осебергского корабля.
Ссылка: https://dzen.ru/a/Z_P1FSOnHXLD3HB8?share_to=link
4. Нюансы постройки модели Осебергского корабля из готового набора.
Ссылка: https://dzen.ru/a/aGOWGZHMSHtoUwjg?share_to=link
А теперь приходит пора задуматься над следующим моим проектом, подумать в какую сторону обратить свой взор.
На сегодня у меня всё. Спасибо, что дочитали. Оставляйте отзывы, делитесь впечатлениями. Всегда рад вашим комментариям. Всего вам доброго, удачи.