Найти в Дзене

😕«Дурак»: Когда правда больнее, чем кулак по лицу

😕«Дурак»: Когда правда больнее, чем кулак по лицу 💥 О чём фильм? Социальная драма-притча о сантехнике, который пытался спасти 800 человек от самих себя и системы, разъедающей всё изнутри. Это „Идиот“ Достоевского, перенесённый в российскую провинцию с её бетонными стенами, водкой и полным ощущением безысходности. 🔥 Что выстрелило? ✅ Бескомпромиссность и актуальность – Фильм – это мощнейший удар по всем болевым точкам: коррупция, равнодушие власти, социальное расслоение и народная апатия. Это не преувеличение, а гиперболизированная, но узнаваемая реальность. – Общежитие, которое вот-вот рухнет, – это прямая метафора всего государства. Трещины в стенах – это трещины в системе, которую десятилетиями замазывали ворованными деньгами и ложными отчётами. ✅ Главный герой – святой дурак в мире циников – Дмитрий Никитин – не супергерой. Он простой сантехник с «генетической предрасположенностью к правде». Его наивность и прямолинейность – это не слабость, а единственная нормальная реакция

😕«Дурак»: Когда правда больнее, чем кулак по лицу

💥 О чём фильм?

Социальная драма-притча о сантехнике, который пытался спасти 800 человек от самих себя и системы, разъедающей всё изнутри. Это „Идиот“ Достоевского, перенесённый в российскую провинцию с её бетонными стенами, водкой и полным ощущением безысходности.

🔥 Что выстрелило?

✅ Бескомпромиссность и актуальность

– Фильм – это мощнейший удар по всем болевым точкам: коррупция, равнодушие власти, социальное расслоение и народная апатия. Это не преувеличение, а гиперболизированная, но узнаваемая реальность.

– Общежитие, которое вот-вот рухнет, – это прямая метафора всего государства. Трещины в стенах – это трещины в системе, которую десятилетиями замазывали ворованными деньгами и ложными отчётами.

✅ Главный герой – святой дурак в мире циников

– Дмитрий Никитин – не супергерой. Он простой сантехник с «генетической предрасположенностью к правде». Его наивность и прямолинейность – это не слабость, а единственная нормальная реакция на абсурд происходящего.

– Он «юродивый» современности, которого система и люди метят как «дурака» за то, что он не играет по их гнилым правилам. Его финальное поражение логично и от того ещё страшнее.

✅ Атмосфера тотального тлена и блестящая операторская работа

– «Серая» цветовая гамма, тесные помещения, тусклый свет – визуальный ряд идеально передаёт ощущение давления, безысходности и провинциальной замкнутости.

– Сцена ночного путешествия Никитина по городу под «Спокойную ночь» Кино – один из немногих моментов тихой, меланхоличной надежды в фильме.

✅ Сцена в ресторане – верх цинизма

– Эпизод, где чиновники на юбилее мэра решают судьбу людей, – это идеально снятый театр абсурда. Фальшивые улыбки, тосты «за маму» и моментальный переход от праздника к обсуждению убийств вызывают физическое отвращение и являются квинтэссенцией всего фильма.

⛓️‍💥 Что не сработало?

❌ Избыточный, «топорный» символизм

– Автор настолько боится, что зритель не поймёт его мысль, что вдалбливает её в лоб. Чиновники не просто плохие – они нарочито картонно злодейские и произносят монологи о своей порочности, как в плохой пьесе.

– Жители общежития показаны исключительно как дегенераты и алкоголики. Не показано ни одного адекватного человека, что делает конфликт менее драматичным и более однобоким. Пропадает ощущение, что герой рискует ради людей, а не ради биомассы.

❌ Художественная неуклюжесть

– Многие диалоги и сцены (особенно с чиновниками) сняты «театрально» и прямолинейно. Не хватает кинематографической тонкости, всё подаётся слишком очевидно, что иногда мешает погружению.

– Финал, где толпа избивает своего спасителя, мощный, но также попадает в ловушку избыточного символизма, ставшего уже клише в русском «чернушном» кино.

❌ Споры о «чернухе»

– Для многих фильм переходит грань критического реализма в откровенную «чернуху» – намеренное сгущение красок, чтобы шокировать зрителя «неприкрытой правдой». Вопрос, насколько это художественный приём, а сколько – спекуляция на больной теме.

🎯 Итог:

8/10 – это важное, болезненное и необходимое кино, которое скорее социальный манифест, чем развлекательный фильм. Оно неидеально с художественной точки зрения и нарочито грубое, но его посыл бьёт точно в цель. Это зеркало, в котором больно смотреть на своё отражение. Он стал культовым не за красоту съёмки, а за то, что оказался правдой для миллионов зрителей.

💬 Ваше мнение?

«Дурак» – это гениальное обличение пороков системы или упадническая «чернуха», которая сама себя съела?