Найти в Дзене
⚡ Инженерные Знания

Что делает учителя настоящим? История, которая осталась в памяти на 20 лет

Казалось бы, что школьные годы должны каким-то особенным образом отпечататься в сердце и сознании человека. Кто-то, например, благодарен преподавателям и это довольно распространенное воспоминание. Я же, оглядываясь назад, могу рассказать что-то хорошее лишь об одном человеке - преподавателе информатики. И знаете, чтобы не плодить сплошной негатив (а больше, увы, о школе вспоминать то и нечего), расскажу вам о том, каким должен быть настоящий учитель на примере этого хорошего человека. Ведь действительно, во многом именно преподаватель определяет интерес к предмету и учёбе в целом. Сегодня я могу смело утверждать, что похоронить интересе к знаниям чрезвычайно просто. Достаточно неправильно расставить акценты и приоритеты. А вот вернуть блеск в глазах уже не выйдет и ученик навсегда разочаруется в самой идее получить знания. Добавьте к этому сомнительные перспективы и получите то, что мы видим сейчас вокруг. И знаете, тут я просто обязан привести цитату из прекрасного фильма "Ирония
Оглавление

Казалось бы, что школьные годы должны каким-то особенным образом отпечататься в сердце и сознании человека. Кто-то, например, благодарен преподавателям и это довольно распространенное воспоминание.

Уж и не знаю, с чего начать
Уж и не знаю, с чего начать

Я же, оглядываясь назад, могу рассказать что-то хорошее лишь об одном человеке - преподавателе информатики. И знаете, чтобы не плодить сплошной негатив (а больше, увы, о школе вспоминать то и нечего), расскажу вам о том, каким должен быть настоящий учитель на примере этого хорошего человека. Ведь действительно, во многом именно преподаватель определяет интерес к предмету и учёбе в целом.

Сегодня я могу смело утверждать, что похоронить интересе к знаниям чрезвычайно просто. Достаточно неправильно расставить акценты и приоритеты. А вот вернуть блеск в глазах уже не выйдет и ученик навсегда разочаруется в самой идее получить знания. Добавьте к этому сомнительные перспективы и получите то, что мы видим сейчас вокруг.

И знаете, тут я просто обязан привести цитату из прекрасного фильма "Ирония судьбы или с лёгким паром". Конечно же, не из ремейка (оттуда взять нечего во всех смыслах). Это во многом и определяет существующую действительность.

Кадр из иронии судьбы
Кадр из иронии судьбы
- Ошибки врачей дорого обходятся людям.
- Да. Ошибки учителей менее заметны, но в конечном счете они обходятся не менее дорого.

Может быть ты сам виноват?

Вы можете подумать, что я выбрал такой моральный окрас для статьи по простой причине. Видимо я и сам был двоечником, и кое-как закончил школу. А потому воспоминания сохранились только не самые радужные.

Но, отнюдь, я круглый отличник и медалист, обладатель двух красных дипломов и учёной степени. Полагаю, что это позволяет мне делать некоторые выводы и рассказывать об этом вам.

И главный тезис простой - один и тот же предмет понимается самым разным образом, если подача отличается. Физика по формулам и физика из окружающей действительности выглядят совсем по-разному.

Хороший и плохой преподаватель...

Что же самое важное в преподавателе? Конечно, чтобы он сам горел своим делом и мог передать эти крохи энтузиазма окружающим, зажигая огоньки в глазах детей. Нет ничего важнее, чем искренняя любовь к собственному предмету. При этом нужно, чтобы это ещё и человек был хороший. Настоящий друг всем ученикам.

Но большинство школьных преподавателей всегда были просто "самые обычные", да и друзьями их называть сложно. Скучный серый урок по бумажкам, стандартные тезисы из года в год. Сомнительное отношение к хулиганам в классе, которых, на мой взгляд, нужно было просто выгонять из школы без права восстановления. Всё неинтересное и обычное.

Нет, ни в этом дело
Нет, ни в этом дело

У нас, например, химичка традиционно опаздывала на половину урока, ничему не учила, а потом устраивала показательные порки и кричала "я завуч" (можно подумать, что это имеет значение...) Физик за все годы обучения рассказал лишь одну тему по механике и ту плохо (и, как оказалось, неправильно), но зато регулярно проводил "компьютерные тесты", которые стащил где-то и запускал под dos-ом, с радостью расставляя потом всем двойки. Преподаватель литературы пытался вбить в голову, что нельзя ни в коем случае писать в сочинении свои мысли (хотя это самое важное), а следует думать, как это положено и как сформулировали подходы критики.

О каком вообще знании тут может идти речь? Какие-то шаблоны и ничего большего. Конечно же, тут и Надя из Иронии судьбы была права... Что потом вырастет из учеников при таком взгляде на вопрос?

Какого преподавателя приятно вспомнить?

Были и настоящие самородки. И, знаете что интересно? Другие преподаватели таких учителей не очень-то любили и постоянно старались задеть или подставить. Таковым и был наш информатик. Впрочем, я надеюсь, что с ним и сейчас всё хорошо. Пожелаю ему крепкого здоровья и успехов. Очень уж странно всегда звучит слово "был".

Так удачно сошлись звёзды, что он, пожалуй, единственный человек серди учителей, который преподавал предмет, совпадающий с его хобби.

Возможно даже не умышленно, он использовал простую стратегию. Практически ничего не заставлял учеников делать, но сам постоянно был глубоко погружен в разные собственные идеи из мира информационных технологий.

Мне кажется не очень этично вставлять сюда реальные фотографии того человека
Мне кажется не очень этично вставлять сюда реальные фотографии того человека

Его интерес к вопросу активно распространялся вокруг. Этот фактор, помноженный на высокую культуру этого человека, грамотную речь и общий уровень знаний, творил настоящие чудеса.

Те, кто не совсем лоботрясничали, начинали вникать в вопрос и интересоваться его предметом. Остальных он как будто не замечал и, на удивление, двоечники на эти уроках не мешали всем остальным.

Что именно делал информатик?

Наш информатик разрабатывал собственную игру и по переменам тратил время на то, чтобы поставить очередной кувшин в редакторе уровня на какую-то полку или запихнуть орка на карту. Потом всё это тестировал и рядом со столом всегда собиралась целая группа энтузиастов, чтобы посмотреть на это дело.

При этом в кабинете информатики всегда было много интересной техники. Как я понимаю, она не была школьной. Информатик сам где-то её находил, чтобы показать классу или собирал что-то новое из остатков. Собственноручно он тогда поднял местную локальную сеть, собрал сервак на первом пне из остатков каких-то артефактов предыдущей цивилизации и добился подключения к интернету.

Пример редактора карт
Пример редактора карт

Дальше всё выходило очень интересно. Приходит ученик на перемене, заглядывает в монитор препода, а там монстр открыт в редакторе. Следует разумный вопрос - а можно ли сделать так, чтобы этот монстр ходил? Преподаватель отвечает - да, конечно, но нужно прописать скрипты. Ученик очевидно спросит дальше -а что такое скрипт и как он пишется? Ответ будет на уроке.

На занятии учитель обозначит, что нужны азы программирования. Но это невозможно без понимания систем счисления, построения алгоритмов и знания основ синтаксиса нужного языка. Вот тут-то и можно очень успешно подпихнуть скучную булеву алгебру. Ведь без неё алгоритм никак не написать. И монстр на экране, увы, не сможет начать ходить по карте. Можно подумать, что так залипнут только геймеры. Однако, когда ученики видели связь реальности и текста на доске это работало очень даже неплохо.

Безусловно, уровень интереса у разных учеников был тоже разным. Только откровенного негатива не было ни у кого.

Методы преподавания, которые стоит сохранить

Этот подход работал во всём. Без знаний об архитектуре локальных сетей не собрать собственную сеть. Школьники изучали логику устройства таких систем, а потом делали всё почти самостоятельно для очень простой цели - хотелось поиграть по сети. Это не возбранялось, а напротив поддерживалось. Только акценты были такие, что узнавать новое хотелось.

По принципу: Окей ребята, всё сделаем, но сделать нужно правильно, а потому давайте сначала проведем зачёт по сетевым технологиям, чтобы понимать сущности, с которыми мы работаем.

Вместе с такой "завлекаловкой" школьник, сам того не желая, познавал азы информационных технологий. Наработанная в результате база знаний была просто необходима любому грамотному современному человеку.

Естественно, что при таком подходе у ребят появлялись самые разные инициативы и идеи.

Меня вот, например, всегда интересовали интернет-технологии и я хотел делать сайт школы. Сам не знаю почему. Преподаватель на тот момент стал для меня этаким проводником, который рассказал основы про хостинги и даже раздобыл где-то место на сервере с доменом для нас. И, пожалуй, это единственный пример, когда школьный учитель помог и сделал даже чуточку больше.

Нет, дело не только в предмете...

Некоторые читатели тут могут сказать, что мол... ну конечно! Это ведь информатика. Это видеоигры. Тема хайповая. Дети сами такое любят. Но нет... Вы ошибаетесь. Я видел, насколько скучными и странными бывают уроки информатики и как дети точно также не хотят изучать подобное. Многое зависит от построения урока и подачи.

Напротив, я много раз видел и отличные уроки физики, которые вызывали живой интерес. Только у нас таких не было.

Я понимаю, что на работу преподавателя влияет множество факторов и порой, увы, даже хороший преподаватель не может повлиять на проблему. Иногда отличный преподаватель совсем отказывается от такой работы. Но искренне надеюсь, что спустя больше 20 лет в школе ещё остались такие учителя и их будет даже больше.

Эта статья написана для конкурса ДЗЕН к 1 сентября и пусть день знаний будет не просто так называться, а откроет для вас целый новый мир.

И знаете какой главный совет всем, кто связан с образованием? Не можете помочь, так хотя бы не мешайте.