Казалось бы, что школьные годы должны каким-то особенным образом отпечататься в сердце и сознании человека. Кто-то, например, благодарен преподавателям и это довольно распространенное воспоминание.
Я же, оглядываясь назад, могу рассказать что-то хорошее лишь об одном человеке - преподавателе информатики. И знаете, чтобы не плодить сплошной негатив (а больше, увы, о школе вспоминать то и нечего), расскажу вам о том, каким должен быть настоящий учитель на примере этого хорошего человека. Ведь действительно, во многом именно преподаватель определяет интерес к предмету и учёбе в целом.
Сегодня я могу смело утверждать, что похоронить интересе к знаниям чрезвычайно просто. Достаточно неправильно расставить акценты и приоритеты. А вот вернуть блеск в глазах уже не выйдет и ученик навсегда разочаруется в самой идее получить знания. Добавьте к этому сомнительные перспективы и получите то, что мы видим сейчас вокруг.
И знаете, тут я просто обязан привести цитату из прекрасного фильма "Ирония судьбы или с лёгким паром". Конечно же, не из ремейка (оттуда взять нечего во всех смыслах). Это во многом и определяет существующую действительность.
- Ошибки врачей дорого обходятся людям.
- Да. Ошибки учителей менее заметны, но в конечном счете они обходятся не менее дорого.
Может быть ты сам виноват?
Вы можете подумать, что я выбрал такой моральный окрас для статьи по простой причине. Видимо я и сам был двоечником, и кое-как закончил школу. А потому воспоминания сохранились только не самые радужные.
Но, отнюдь, я круглый отличник и медалист, обладатель двух красных дипломов и учёной степени. Полагаю, что это позволяет мне делать некоторые выводы и рассказывать об этом вам.
И главный тезис простой - один и тот же предмет понимается самым разным образом, если подача отличается. Физика по формулам и физика из окружающей действительности выглядят совсем по-разному.
Хороший и плохой преподаватель...
Что же самое важное в преподавателе? Конечно, чтобы он сам горел своим делом и мог передать эти крохи энтузиазма окружающим, зажигая огоньки в глазах детей. Нет ничего важнее, чем искренняя любовь к собственному предмету. При этом нужно, чтобы это ещё и человек был хороший. Настоящий друг всем ученикам.
Но большинство школьных преподавателей всегда были просто "самые обычные", да и друзьями их называть сложно. Скучный серый урок по бумажкам, стандартные тезисы из года в год. Сомнительное отношение к хулиганам в классе, которых, на мой взгляд, нужно было просто выгонять из школы без права восстановления. Всё неинтересное и обычное.
У нас, например, химичка традиционно опаздывала на половину урока, ничему не учила, а потом устраивала показательные порки и кричала "я завуч" (можно подумать, что это имеет значение...) Физик за все годы обучения рассказал лишь одну тему по механике и ту плохо (и, как оказалось, неправильно), но зато регулярно проводил "компьютерные тесты", которые стащил где-то и запускал под dos-ом, с радостью расставляя потом всем двойки. Преподаватель литературы пытался вбить в голову, что нельзя ни в коем случае писать в сочинении свои мысли (хотя это самое важное), а следует думать, как это положено и как сформулировали подходы критики.
О каком вообще знании тут может идти речь? Какие-то шаблоны и ничего большего. Конечно же, тут и Надя из Иронии судьбы была права... Что потом вырастет из учеников при таком взгляде на вопрос?
Какого преподавателя приятно вспомнить?
Были и настоящие самородки. И, знаете что интересно? Другие преподаватели таких учителей не очень-то любили и постоянно старались задеть или подставить. Таковым и был наш информатик. Впрочем, я надеюсь, что с ним и сейчас всё хорошо. Пожелаю ему крепкого здоровья и успехов. Очень уж странно всегда звучит слово "был".
Так удачно сошлись звёзды, что он, пожалуй, единственный человек серди учителей, который преподавал предмет, совпадающий с его хобби.
Возможно даже не умышленно, он использовал простую стратегию. Практически ничего не заставлял учеников делать, но сам постоянно был глубоко погружен в разные собственные идеи из мира информационных технологий.
Его интерес к вопросу активно распространялся вокруг. Этот фактор, помноженный на высокую культуру этого человека, грамотную речь и общий уровень знаний, творил настоящие чудеса.
Те, кто не совсем лоботрясничали, начинали вникать в вопрос и интересоваться его предметом. Остальных он как будто не замечал и, на удивление, двоечники на эти уроках не мешали всем остальным.
Что именно делал информатик?
Наш информатик разрабатывал собственную игру и по переменам тратил время на то, чтобы поставить очередной кувшин в редакторе уровня на какую-то полку или запихнуть орка на карту. Потом всё это тестировал и рядом со столом всегда собиралась целая группа энтузиастов, чтобы посмотреть на это дело.
При этом в кабинете информатики всегда было много интересной техники. Как я понимаю, она не была школьной. Информатик сам где-то её находил, чтобы показать классу или собирал что-то новое из остатков. Собственноручно он тогда поднял местную локальную сеть, собрал сервак на первом пне из остатков каких-то артефактов предыдущей цивилизации и добился подключения к интернету.
Дальше всё выходило очень интересно. Приходит ученик на перемене, заглядывает в монитор препода, а там монстр открыт в редакторе. Следует разумный вопрос - а можно ли сделать так, чтобы этот монстр ходил? Преподаватель отвечает - да, конечно, но нужно прописать скрипты. Ученик очевидно спросит дальше -а что такое скрипт и как он пишется? Ответ будет на уроке.
На занятии учитель обозначит, что нужны азы программирования. Но это невозможно без понимания систем счисления, построения алгоритмов и знания основ синтаксиса нужного языка. Вот тут-то и можно очень успешно подпихнуть скучную булеву алгебру. Ведь без неё алгоритм никак не написать. И монстр на экране, увы, не сможет начать ходить по карте. Можно подумать, что так залипнут только геймеры. Однако, когда ученики видели связь реальности и текста на доске это работало очень даже неплохо.
Безусловно, уровень интереса у разных учеников был тоже разным. Только откровенного негатива не было ни у кого.
Методы преподавания, которые стоит сохранить
Этот подход работал во всём. Без знаний об архитектуре локальных сетей не собрать собственную сеть. Школьники изучали логику устройства таких систем, а потом делали всё почти самостоятельно для очень простой цели - хотелось поиграть по сети. Это не возбранялось, а напротив поддерживалось. Только акценты были такие, что узнавать новое хотелось.
По принципу: Окей ребята, всё сделаем, но сделать нужно правильно, а потому давайте сначала проведем зачёт по сетевым технологиям, чтобы понимать сущности, с которыми мы работаем.
Вместе с такой "завлекаловкой" школьник, сам того не желая, познавал азы информационных технологий. Наработанная в результате база знаний была просто необходима любому грамотному современному человеку.
Естественно, что при таком подходе у ребят появлялись самые разные инициативы и идеи.
Меня вот, например, всегда интересовали интернет-технологии и я хотел делать сайт школы. Сам не знаю почему. Преподаватель на тот момент стал для меня этаким проводником, который рассказал основы про хостинги и даже раздобыл где-то место на сервере с доменом для нас. И, пожалуй, это единственный пример, когда школьный учитель помог и сделал даже чуточку больше.
Нет, дело не только в предмете...
Некоторые читатели тут могут сказать, что мол... ну конечно! Это ведь информатика. Это видеоигры. Тема хайповая. Дети сами такое любят. Но нет... Вы ошибаетесь. Я видел, насколько скучными и странными бывают уроки информатики и как дети точно также не хотят изучать подобное. Многое зависит от построения урока и подачи.
Напротив, я много раз видел и отличные уроки физики, которые вызывали живой интерес. Только у нас таких не было.
Я понимаю, что на работу преподавателя влияет множество факторов и порой, увы, даже хороший преподаватель не может повлиять на проблему. Иногда отличный преподаватель совсем отказывается от такой работы. Но искренне надеюсь, что спустя больше 20 лет в школе ещё остались такие учителя и их будет даже больше.
Эта статья написана для конкурса ДЗЕН к 1 сентября и пусть день знаний будет не просто так называться, а откроет для вас целый новый мир.
И знаете какой главный совет всем, кто связан с образованием? Не можете помочь, так хотя бы не мешайте.