Князь Николай Борисович Юсупов сел играть в карты в Английском клубе не ради денег или из-за азарта. У него была необычная цель: выиграть свободу известному всей Москве антиквару.
Замысловатая игра в карты и ее необычная ставка описана в воспоминаниях современника, есть скупые упоминания в мемуарах разных людей.
В XVIII веке в Москву на заработки пешком пришел крепостной мальчик Гаврила Волков. Он любил читать и работенку нашел себе подходящую: торговать старыми книгами прямо на улице. Судьба была милосердна к бедному мальчику: взяла и сломала рессору кареты князя Николая Борисовича Юсупова, когда он возвращался домой.
Князь – известная личность:
О нем Пушкин написал
Владелец имения Архангельское и т.д. Князь интересовался искусством и прославился как коллекционер.
Пока чинили рессору, вельможа решил прогуляться пешком, дошел до памятника Минину и Пожарскому:
На цоколе увидел плохо одетого мальчика, который торговал старыми книжками. Поговорил от скуки с продавцом и велел на следующий день прийти, дал адрес. Так начался деловой союз двух коллекционеров: князя Юсупова и антиквара, которого вся Москва вскоре знала как Гаврилу-менялу.
К чести князя надо сказать, он помог ЧУЖОМУ крепостному от души и с пользой для себя: дал денег на открытие собственной лавки, позволял брать в долг наличные на покупку разных старых вещей и т.д.
Но и Гаврила Волков «отрабатывал» заботу о себе по полной: всю жизнь помогал и своему благодетелю, и его сыну пополнять раритетами юсуповскую коллекцию.
При помощи Юсупова Гаврила Волков стал не просто торговцем старьем или знаменитым московским антикваром. Он стал МИЛЛИОНЕРОМ (его дети откроют банковские конторы в обеих столицах, когда получат наследство, банкирами будут и внуки).
Но миллионер Волков оставался крепостным крестьянином дворянина Голохвастова.
Да-да, был в Российской империи такой дворянский род, не только персонаж известной пьесы носил такую «говорящую» фамилию.
В роду были и писатель, и писательница, и фрейлина. Владели крепостными.
В конце XVIII– начале XIX века у сверхбогатых графов Шереметевых появилась «мода»: не отпускать на волю своих крепостных, даже за баснословные деньги. Нравилась им сама мысль, что их крепостные – миллионеры.
За Шереметевыми «потянулись» и дворяне попроще. Вы наверняка слышали разные истории, как тот или иной дворянин наотрез отказывался дать свободу своему крепостному. Был случай, когда за крепостного просил кое-кто из Романовых. Крепостник Романову не отказал, но перед подписанием вольной велел как следует вып...роть на конюшне своего раба.
Поэтому не удивляйтесь, читатели канала «Мой XIX век», данной истории.
Некий помещик Голохвастов, чье имя и отчество я не нашла ни в одном из воспоминаний, вслед за графом Шереметевым, наотрез отказывался давать вольную своему крепостному-миллионеру Гавриле Григорьевичу Волкову.
Просить за крепостного гордеца-помещика нужно очень аккуратно: у владельца были полные права и в солдаты забрить, и придумать другие способы показать свою власть.
Современник и родственник Гаврилы Волкова, Николай Петрович Вишняков, оставил воспоминания о том, как крепостной получил свободу.
Гаврила Григорьевич решил жениться на купеческой дочке. Единственное препятствие к браку – его положение крепостного. Купцы не прочь породниться с купцами или с потомственными дворянами, чтобы внуков-дворян получить. А с мещанами и крестьянами купцы не роднились. И уж тем более семья Бажановых не желала отдавать дочь Екатерину Лукьяновну за крепостного.
У самого антиквара не получилось договориться с хозяином о выкупе. И тогда Волков обратился к своему благодетелю-князю.
Игра в карты произошла в московском Английском клубе. Голохвастов проиграл дважды, у него закончились наличные деньги. Но как азартный человек он хотел продолжить игру под честное слово. Юсупов предложил иную ставку: вольную Гавриле Волкову в случае проигрыша.
- Может, конечно, Голохвастову в тот день действительно не везло.
- Может, и грех подозревать уважаемого человека, князя, мецената, коллекционера и т.д. в таком неблагородном деле как шулерство.
- Возможно, Голохвастов сыграл в «поддавки», ибо некоторым вельможам лучше не отказывать, но и лицо свое при этом нужно не потерять.
- Или Судьба снова помогла любящему читать Гавриле Волкову.
Тут, читатели, решайте сами. Но факт остается фактом: Голохвастов проиграл и в третий раз.
Волков стал свободным человеком, женился. Известно, что у него родилось три сына: Петр, Иван и Гаврила. Стал купцом сначала 3-й гильдии, а потом 2-й. И купил дом на Волхонке, куда и переехал в 1856 году с женой с сыновьями.
С приобретением данного дома связана одна легенда. Когда крепостной мальчик Гаврила пешком пришел в Москву, он присел отдохнуть на крыльце одного особняка.
Именно этот дом разбогатевший Гаврила Григорьевич и приобрел.
Признательность к князю Юсупову Волков выразил как истинный антиквар. Он заказал мраморный бюст своего благодетеля и поставил в своем магазине так, чтобы видели все посетители.
Кстати, сыновья (ставшие банкирами!) тоже бережно хранили изображение человека, благодаря которому их родители смогли обвенчаться.
Крепостных в карты в XIX веке помещики проигрывали многократно, живые люди были аналогом живых денег.
Были минимум 2 вопиющих случая, когда в карты проигрывали / выигрывали законных жен. И не абы кто, а аристократ и представитель Дома Романовых «прославились» подобным попранием таинства венчания.
История с игрой в карты Голохвастова и князя Николая Юсупова нетривиальна: князю нужен был не чужой крепостной, а свобода для его подопечного.
Сродни классике XX века: «Мы в ответе за тех, кого приручили».