Думаю, у каждого любителя кино есть фильмы, о которых он тысячу раз слышал, но так и не смотрел, пусть даже это кажется нонсенсом, ведь все вокруг него смотрели по миллиону раз, обсуждали еще больше, а то и вовсе сыплют крылатыми фразами оттуда при каждом разговоре. У меня одним из таких фильмов до недавнего времени была французская - комедия? Мелодрама? - «Амели». И вот, я наконец-то закрыла этот гештальт и ниже делюсь впечатлениями о том, как оно.
Сюжет, наверно, пересказывать смысла нет, но вдруг не я одна в свое время фильм пропустила? В общем, Амели - молоденькая девушка, которая выросла на домашнем обучении. Игры и друзей ей приходилось придумывать себе самостоятельно. Поэтому она не очень умеет общаться с людьми и ведет довольно уединенный образ жизни, но большая фантазерка. А потом в ее жизни происходит неожиданное событие, и все начинает меняться. Нет, она не откроет в себе сверхспособности, не окажется дочкой владыки инопланетной цивилизации, не спасет мир и не разбогатеет. И не станет "нормальной". Она просто найдет такого же чудака, как сама, а еще повлияет на жизнь некоторых людей по соседству - и за этим будет интересно понаблюдать.
Знаете, есть фильмы, которые в свое время не посмотрел, и очень жаль, потому что они устаревают, или ты их перерастаешь. А бывает и наоборот. Вот с «Амели» у меня именно так: я очень рада, что не посмотрела этот фильм ни в 2001-м, ни 2005-м, ни даже в какие-нибудь "десятые", после «Коко до Шанель» с той же Одри Тоту (который в свое время меня очень впечатлил). Причина проста: я почти уверена, что в те годы «Амели» бы мне не понравилась. И вот, почему.
Это очень легкий, абсолютно, от и до французский фильм, причем еще и совершенно откровенно, ностальгически старый - сейчас уже и такого Парижа нет, и таких лиц, и стандарты кино очень изменились как с точки зрения сюжетов и посылов, так и элементарно с композиционно-технической точки зрения. И сейчас, в 2025-м году, пожалуй, именно это выходит на первое место во время просмотра. Ностальгический, теплый, уютный дух, атмосфера легкости и молодости, взбалмошности и непритязательности в хорошем смысле. «Амели» не претендует на жизненность и глубокий драматизм, скрытый под изящной оберткой комедии, не гонится за двойным и тройным дном, не метит на портрет эпохи/поколения/маленького человека наших дней (нужное подчеркнуть), не снята под премиальные вкусы киноакадемиков - как, впрочем, и под коммерческие запросы продюсеров. Это просто хорошее французское кино, от которого на душе тепло и радостно.
Но это я сейчас так говорю. Зрелость смотрит на юность с доброй ласковой улыбкой, какими бы в той юности ни были чудачества. А юность обычно как раз очень, очень серьезна и категорична в оценке. Почти уверена, юная я бы очень осудила Амели - и героиню, и весь фильм. На Кинопоиске много отрицательных рецензий, суть которых в одном: они примеряют образ Амели на себя, как близкий, и, конечно, анализируют ее максимально серьезно и предметно. И предметно, действительно, картина так себе: какая-то странная девушка, по которой явно плачет психотерапевт, а еще сотрудники полиции, считает себя вправе вмешиваться в жизнь других людей, сталкерить их, вламываться в их квартиры и газлайтить по полной программе, шпионить, вести съемку... спасибо, что в интернет ничего не выкладывает - да и это исключительно потому что его тогда еще не было в повсеместном использовании, а так бы она там устроила... И да, да, все эти претензии очень разумны и логичны, с одним только "но": это не драма и не психологический триллер. Не поучительное кино. Не притча. Не история, основанная на реальных событиях. Это, если хотите, сказка о чудаках-мечтателях, с очень простой мыслью: на всех свое счастье найдется, если не испугаться и не убежать в противоположную сторону. И мне эта история сейчас очень понравилась - потому что я и сама чудачка, и живу с чудаком, и друзья у нас, преимущественно, чудаки, и никто уже давно не старается обмануть себя и других в стремлении казаться нормальными. И, в общем, зачем, для кого, и что есть норма, когда можно просто вдвоем катить по улицам любимого города, пускать "блинчики" по водной глади и собирать выкинутые кем-то фотографии в один альбом. Или отправить садового гнома в кругосветное путешествие.
«Амели», что интересно, по ощущениям напомнила мне фильмы Уэса Андерсона, в первую очередь, «Королевство полной луны». Понятно, что этот фильм вышел позже, но я-то смотрела наоборот. Такое же ощущение хорошей и в определенном смысле сказочной истории, которую приятно смотреть и совершенно не хочется аналитически разбирать на предмет параллелей с реальной жизнью. Просто смотришь, просто чувствуешь, просто потом хорошо на душе, как будто бы это даже и не совсем фильм в привычном понимании, а состояние, перенесенное на экран, ощущение, фантазия. Как в детстве, когда качаешься на качелях и кажется, что попал в чей-то классный видеоклип, или летишь в волшебную страну, может даже какую-нибудь альтернативную вселенную (уж кто о чем фантазировал).
А еще во время просмотра поймала себя на восприятии «Амели» практически как семейного кино. То есть, за исключением нескольких взрослых сцен, в общем-то, очень в духе фильмов вроде «Один дома» или «Кудряшка Сью» - опять-таки, на уровне интуитивной ассоциации. Да и все герои в совокупности похожи на большую семью - в меру нормальную, в меру чудаковатую, со своими заскоками, но в целом вполне дружную. Одна - странная "тетушка", у которой вечно какая-то болезнь, другой - ворчливый, но добрый "дедуля". И, конечно, тот самый холостой занудный "дядька" со стороны сестры тещи, который постоянно на всех орет и всех уже достал своим магнитофоном, но мы все равно будем приглашать его на каждый праздник. И без "старшей сестры", которая встряхнет потенциального ухажера, чтобы не пудрил мозги хорошей девочке, за которую она волнуется больше, чем за себя, никуда. А это кто? А, это "кузен" Иполито, он у нас писатель, не обращайте внимания, пожалуйста, как выпьет, всегда начинает философствовать... И так - кого ни возьми. Все какие-то очень узнаваемые и очень "свои", хоть сюжетно друг другу и не родня.
Ну и не могу не выделить отдельно: романтический интерес главной героини играет Матье Кассовиц, мне лично в первую очередь известный, как отличный режиссер (две пальмовые ветви в Каннах). Самые известные его фильмы, пожалуй, «Ненависть» и «Багровые реки». Их, увы, еще не смотрела, но в моем списке из работ Кассовица особое место занимают атмосферный постапокалипсис «Вавилон Н.Э.» и мрачная «Готика».
В актерской ипостаси я Матье до «Амели», конечно, видела (судя по перечню фильмов), но внимание обратила и запомнила как будто впервые.
Кстати, в свое время я не хотела смотреть «Амели», потому что ее смотрели все вокруг, о ней было везде и всюду, о ней и Одри Тоту. Так что фильм умудрился мне надоесть задолго до того, как я с ним познакомилась. И, что символично, хоть «Амели» явно снималась не под награды, а от души, она их собрала в очень большом количестве. Тут и Европейская киноакадемия, и Британская, и Гойя, и Сезар и наш Золотой орел... На Глобус и Оскар только номинации, без побед, но и это для тех лет и для французского фильма без топовых голливудских актеров - мощно. Настоящее признание, настоящий фурор. Неудивительно, что Одри Тоту тут же ворвалась в топы, и ее имя стало известным далеко за пределами родины. Тем не менее, сказать, что в ее фильмографии с тех пор появились фильмы, превзошедшие «Амели» по популярности, едва ли можно. Впрочем, возможно, все еще впереди.
Вердикт: если вы по каким-то причинам, как и я, избежали знакомства с «Амели», исправляйтесь. Это и просто хорошее кино, и кино знаковое, с которым стоит ознакомиться хотя бы для того, чтобы составить собственное понимание, почему фильм, вышедший почти четверть века назад, стал таким событием и занял прочное место в различных списках лучших. Ну а тем, кто когда-то в юности его не оценил, я рекомендую попробовать дать «Амели» второй шанс. Вдруг сейчас вам уже не захочется ставить себя на место героини (или ее на свое), и история заиграет другими красками и гранями? В жизни всякое случается, в том числе и разные чудачества... 😊
Спасибо за внимание! Автор будет рад лайкам и подписке на канал! 😊