Городской военно-исторический клуб «Горный щит»
Занимаясь туризмом во всех его проявлениях: сплавы, пешие походы и поиск природных памятников я постоянно сталкивался с людьми одетыми в военную форму – реконструкторами, но сам был далёк от этого, поскольку был поглощён туризмом. Несколько лет назад я попытался найти такой клуб, но не смог. Название «Горный щит» наталкивало на одноимённый посёлок, и на этих поисках появилась жирная точка, пока мои друзья-музейщики – Уральский добровольческий танковый корпус - не пригласили на фестиваль «Покровский рубеж». Там я и познакомился с представителями этого клуба. Съёмка реконструкционных боёв меня увлекла, и я решил влиться в ряды реконструкторов в качестве «фронтового оператора». Пришёл на встречу в участников клуба, послушал, о чём говорят и ненавязчиво присоседился к поездке на полигон «Старатель» на фестиваль, приуроченный ко «Дню танкиста».
Не опаздывать!
Ближе к назначенному времени… (08:45) к зданию УрФу (ул. Ленина,51) подъехал шикарный, красивый белый автобус марки YUTONG Bus model ZK6122H9 бортовым номером 005. Я так старался не опоздать, что прибыл первым. Вопреки моим представлениям автобус превзошёл мои ожидания. Поначалу мне подумалось, ну чего город будет тратиться на реконов и подадут обычный старый добрый скотовоз ЛИАЗ, но админы города, вероятно, ценят городской военно-исторический клуб «Горный щит» и не поскупились что уже приятно.
Вторым пришёл Киррил Якимов зампред клуба, занимающийся реконструкциями с юношеских лет. В результате всё это у него вылилось в поступление в УрФУ’98 на исторический факультет. Дальше преподавательская деятельность и участие в военных реконструкциях. Кирилл пришёл одетый в военную форму на период Курской дуги.
После подошли ещё ребята, с которыми я ещё не познакомился. После этого автобус поехал через станцию метро «Проспект космонавтов», через посёлок Верх-Нейвинский к полигону «Старатель» по пути забирая недостающих участников.
Полигон «Старатель»
По приезду реконструкторы кто был ещё не одет, оделись по форме, имея на руках, кто автомат, кто винтовку, а кто и пулёмёт. Всё было настоящее. На оружии были отчеканены сроки производства 1942,1943 гг.
Руководитель клуба Александр Емельянов приказом построил присутствующих солдат-реконов в две шеренги и, дав некоторые наставления, пересчитал всех присутствующих. Получив энское количество участников, дал отмашку к выходу к полигону «Старатель».
Уходили как не на войну весело, радостно переговариваясь, шагая кто как на душу положил. В хвост колонны пристроились провожающие, и я который снимал на видеокамеру уходящих «на войну» солдат.
Помимо нас у входа на полигон «Старатель» выстроилась длинная очередь желающих посмотреть действие. Проход осуществлялся через спецрамки с выкладыванием на стол всего того что может «звенеть». А «звенело» всё, домашние ключи, монетная наличность, телефоны, фотоаппараты, всякие железячки…
Я положил на стол штатив и сумку с видеокамерой, куда тоже заглянули. К этой насущной необходимости все относились с должным пониманием – так надо. Всё-таки объект режимный, военный и всякое «а мне не нравится», здесь не приветствуется.
Мой отряд ушёл на регистрацию (иметь при себе паспорт) и питание по талончикам (выдаются на регистрации участников реконструкции) в большой просторный ангар «Павильон №3».
Паёк на одного человека. Сок «Волжский посад» мультифрукт, булочка типа Хот-ь-Дог (лучше не переводить), диетический салат, чай, кофе, треугольная хлебная нарезка по 4 шт в пластиковой прозрачной упаковке. Хоть я как не участник был в пролёте мне голодная жизнь, однако, не грозила — термос с чаем и бутеры не дали помереть с голоду.
Выставка вооружения и народных промыслов
Справа от полигона на трёх площадках были поставлена в ряд различная военная техника которую уже с утра оккупировала многочисленная детвора. Из представленного были танки, различные пушки, пулемёты, на столах с пояснительными табличками лежали пистолеты прикрученные бдительно тросиками-антиворами под охраной военнослужащих. В дальнем углу на первой площадке одиноко стоял самолёт у которого были спущены от усталости колёса — а если завтра в бой, что тогда?
На концертном плацу был развёрнут военный госпиталь с операционной и другими вспомогательными кабинетами. Военные врачи рассказывали назначение кабинетов и приборов в них находящиеся. Там же находилась палатка на 10 коек. Кое-кто из зрителей уже примеривался на больничную коечку покатать шаром, всё как в армии. Рядом был устроен пищеблок для нуждающихся хорошенько подкрепиться. Булочки, кондитерские изделия, кофе, шашлык всё это привлекало и заманивало. Рядом по соседству находились павильоны с народным творчеством, берёзовые туески, плетёные корзины, расписные подносы и так далее, не хватало только мёда.
Без заявленного пригласительного билета не пустят
Главное моё упущение это то, что у меня не было пригласительного билета и карточки прессы на ленте для прохода на трибуны для удобства съёмки сверху. Переговорив с охраной на КП-рамках, мне посоветовали попросить пропустить меня наверх девушек-волонтёров в зелёных накидках. После нескольких обиваний порогов у КП к трибунам и пускания скупой мужской слезы меня всё-таки пропустили, иначе бы мне пришлось идти обратно к автобусу.
Пока народ выклянчивал друг у друга места получше, я занял центральное место на верхней палубе и приготовился к съёмке. Всё было хорошо, да только чертовски мешали две серого цвета металлические опоры крыши, не давая мне полной открытой картинки. Таких как я видеографов набралось с десятка полтора любители и профи, работающие на каналы.
Не верю!
Не всё удаётся воспроизвести на реконструкциях, всё упирается с финансирование, отсюда бывает и слабая подготовка праздников. И конечно не всегда оправдываются ожидания приехавших зрителей желающих посмотреть на такое мероприятие. И господам организаторам надо стремиться к лучшему, чтобы довести всё до ума и представить заявленное как именно фестиваль на не очередной второсортный праздник. «Потраченные» 29 миллионов на фестиваль похоже куда-то улетели, не успев погреться у армейского костра.
По замыслу военный спектакль, по моему мнению, был представлен слабо, вероятно у военных ("старательских") Шекспиров плохо с художественным вкусом. Толи фильмов про войну не смотрели, толи "Войну и мир" Льва Николаевича не читали. Зрители сидели в глубоком тылу и заметно скучали, по ходу обсуждая «чего-то походная печка у них не дымит», «смотрите, а пушка с парадной раскраской на колёсах - демаскировка». Мне «фронтовому оператору» было прекрасно видно, что на трибунах собрались опытные военспецы, тонко разбирающиеся в боевой обстановке и технике.
Может быть, кому-то не понравится моё суждение о недочётах военно-исторического фестиваля, но лучше сказать правду сразу, чем шептаться по углам. Просто видеть вокруг себя сидящих людей с кислыми лицами без особого восторга и промолчать мне как видеографу не в лом. Зато лучше остаться честным перед собой и не кривить душой – «как мне понравилось, я прямо в экстазе!» и конечно не все реконструкции проходят у зрителей полный дресс-код.
Съёмка
Мне вообще мало доставляет радости, когда ко мне стоят вплотную и чуть ли не в голос комментируют весь ход событий на поле боя. Всё это пишется на камеру, заглушая общий фон картинки. Понятно, что это эмоции и никому нет дела, что снимается «шедевр всех времён и народов» эпопея – Курская дуга. Да ещё деревянный пол подомной ходил ходуном от туда-сюда хождения народной массы. А маленькие головорезы так вообще перекрыли общий фон разрывов мин восторженными трудно выговариваемыми звуками. Те видеографы кто был здесь не в первый раз, сразу заняли господствующую высоту ниже верхней трибуны на бетонном основании, чего я не знал. Но перебираться туда было уже поздно, все козырные места были заняты.
Откатная сцена
Кстати я обратил внимание на сцену, на которой выступали артисты, а разве нельзя её было сделать колёсной, чтобы откатить в сторону. Вся её центральная часть надёжно закрывала весь обзор боевых действий из-за чего многие поднимались чтобы посмотреть, а что же там за ней происходит?
Чтобы это понять организаторам следовало бы пересадить чиновников вниз на места рядовых граждан, чтобы они сами в свою очередь как-то подсказали им, что это неудобно. Вот уж поистине кому праздник, а кому одно разочарование.
Военные Шекспиры
Кто уж сочинил всю эту самодеятельность мне неведомо и к счастью. Шекспиров у нас много да настоящих режиссёров зрелищных баталий мало. Непродуманная концепция боя ведёт к нарушению всеобщей гармонии и уводит к провалу всей задумки. Всё было сделано настолько удалённо, что мало было кому понятно, что вообще происходит на переднем крае. Спасибо комментатору, который направлял зрителей в нужное русло. Но вернёмся к ключевому событию, ради которого мы там все находились.
Сражение
В ходе реконструкционного боя была показана наступательная операция по стратегическому разгрому немецких войск на Курской дуге произошедшая с 5-го июля по 23-е августа 1943 года.
Начало было многообещающим. По дороге пронёсся мотоцикл с пулемётчиком на борту, прикрывая приезд штабных офицеров. Вслед за ним проехала штабная легковая машина с замыкающим броневиком.
Вскоре из глубокого тыла к переднему краю отчаянно пыля по дорогам, выдвинулись военные машины. Следом появились колонны устало шагающих солдат, всё как бы подходило к одной черте. В воздухе повисло тягостное напряжение от скорого боя.
С приездом полевой кухни всё пришло в движение, что сейчас солдаты поедят вкусной гречневой каши с мясом, но сомнения что на передовой всё так плохо не рассеялись, а усилились. Полевая кухня, оказывается, прибыла без дров, и солдаты вынуждены были идти в бой голодными.
Полевая кухня и без дров - фантастика! Моё мнение разделяли так же гости фестиваля сидящие на трибуне, мол, горе поваров надо отдать под трибунал! А могли бы для полной иллюзии и не только устроить настоящее кормление солдат. Набирать черпаком кашу и устроить раздачу в котелки, но не допёрли. Все эти мелочи живо подхватывали на обсуждение на трибуне. Все с интересом наблюдали, а что же будет дальше? Выдадут сухой паёк или нет. Нет, не выдали, и ребята пошли на передовую голодными.
С двух экранов транслировались ключевые события реконструкции. Была показана видеокарта плацдарма, на которую протянулись стрелы противостоящих войск. В перерывах появлялись сюжеты с отцами-командирами красной армии, которые обсуждали план своего наступления. Сидящий в командной палатке полковник выслушал доклад полковой разведки и отдал приказ к началу наступления.
С юга к северной части Курска выдвинулась группа армии «Юг» под командованием генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна, а с севера группа армии «Север» генерал-фельдмаршала Отто Моделя (на цветном фото с крестом) чтобы зажать с обоих сторон курский выступ в тиски — Курскую дугу и раздавить.
Генерал-фельдмаршал Эриха фон Манштейн (1887 — 1973)
«В апреле 1943 г. Гитлером была утверждена военная операция под кодовым названием Zitadelle («Цитадель»). Для ее проведения были привлечены в общей сложности 50 дивизий, в том числе 16 танковых и моторизованных; более 900 тыс. немецких солдат, около 10 тыс. орудий и минометов, 2 тыс. 245 танков и штурмовых орудий, 1 тыс. 781 самолет. Место операции курская дуга».
Генерал-фельдмаршала Отто Модель (1891 — 1945)
На позиции реконструкторов подвозились пушки артиллерии и подходили новые роты солдат, укрепляя фронт. Пехота красной армии после продолжительных залпов немецкой артиллерии встала и пошла в атаку. Зенитка пару раз пукнула и замолчала, снаряды кончились, а впереди ещё Курская битва.
А как же принесённые четыре ящика, пустые? Преступная халатность или диверсия? Два танка выиграли целое сражение, однако... но не в этом суть. Находясь на своём наблюдательном пункте, я фиксировал все передвижения наших войск, передавая сведения в ставку главнокомандования.
Немецкие источники писали: «Курский выступ представлялся особенно подходящим местом для нанесения такого удара. В результате одновременного наступления немецких войск с севера и юга окажется отрезанной мощная группировка русских войск. Надеялись также разгромить и те оперативные резервы, которые противник введет в бой. Кроме того, ликвидация этого выступа значительно укоротит линию фронта… Правда, кое-кто даже тогда утверждал, что противник ожидает наступления немцев именно в этом районе и… что поэтому есть опасность потерять больше своих сил, чем нанести потерь русским… Однако переубедить Гитлера было невозможно, и он считал, что операция «Цитадель» увенчается успехом, если предпринять ее в скором времени»
Бой был осуществлён следующим образом. Измотав силы противника глубокой эшелонированной обороной, красная армия перешла в стремительное контрнаступление с намерением разгромить его ударные силы.
Обходя немецкую группировку противника слева, наши войска предприняли широкую атаку по всему фронту, расчленяя оборонительные позиции немцев. Препятствуя развёртыванию противником ответной обороны наши войска, нанеся удары с флангов, добились превосходства и стали отбрасывать гитлеровцев к западному краю плацдарма. При поддержке первой танковой армии, артиллерии и авиации наша пехота имея численный перевес и проявляя мужество и героизм развивая успех, пошла на врага, выбивая его из траншей и нанося серьёзный урон в живой силе и технике.
Гитлеровская операция «Цитадель» потерпела полный крах. После чего наша артиллерия, обрабатывая дальние подступы к плацдарму, дала возможность для общего наступления наших войск. Белый дым, поднявшийся над полем танкового сражения уносило на восток, а наши войска уходили на запад.
Справка
«Вермахт потерял в Курской битве 30 отборных дивизий, в том числе 7 танковых; около 500 тыс. солдат убитыми, раненными и пропавшими без вести; 1,5 тыс. танков; более 3 тыс. самолетов; 3 тыс. орудий. Еще большими были потери советских войск: 860 тыс. человек; свыше 6 тыс. танков и САУ; 5 тыс. орудий и минометов, 1,5 тыс. самолетов».
«В 1943 г. победы под Курском и затем в битве за Днепр завершили коренной перелом в Великой Отечественной войне. Наступательная стратегия вермахта потерпела окончательный крах. К концу 1943 г. в состоянии войны с державами оси находилось 37 стран. Начался распад фашистского блока. Среди примечательных актов того времени стало учреждение в 1943 г. солдатских и полководческих наград – орденов Славы I, II, и III степени и ордена «Победа», а также в знак освобождения Украины – ордена Богдана Хмельницкого 1, 2 и 3 степеней».
«К концу 1943 года на Восточном фронте немцы отошли практически на те же позиции, где они находились в конце 1941 года, но все же с риском для себя германские войска продолжали удерживать эту линию. Все – от фельдмаршала до рядового солдата – понимали, что сокрушительная сила советских войск направлена на то, чтобы изгнать немцев из Советского Союза в течение следующего, 1944 года».