Тыва - не самый популярный у туристов регион, так исторически сложилось. Обросший стереотипами и посещаемый редкими залётными "экстремалами", а на самом деле прекрасный и дико интересный. Но я предполагаю, что в ближайшие даже не десятилетия, а годы туризм в Тыве будет развиваться. Уже сейчас я вижу разницу с прошлым моим посещением (в 2021 году).
Во всяком случае, туризм несёт в любой регион деньги, что хорошо для местного населения. А если есть возможность заработать - то есть возможность лучше жить. Правда, немного жаль той нетронутости тувинской земли, тех почти пустых отличных дорог, той простоты тувинского народа, которые со временем канут в Лету. Но что ж, спасибо, что успели застать, как говорится.
Итак, сегодня будет большая статья, субъективная, конечно. Но учитывая, что про Тыву пишут мало, надеюсь, что она будет кому-то полезна. И уж точно она написана с большой любовью к этому славному региону.
В Республике Тыве (или Туве - верны оба варианта названий) всего пять городов. Столица - Кызыл, самый большой город региона. Здесь есть аэропорт, и туристу без машины удобнее всего добираться сначала сюда. В Тыве нет железной дороги (хотя был задел на неё, но об этом немного позднее), поэтому всё-таки приятнее всего перемещаться на собственном или арендованном автомобиле, потому как общественный транспорт в виде междугородного автобуса не самое удобное средство передвижения. А для осмотра загородных достопримечательностей и вовсе не годится. На такси за пределами Кызыла я бы тоже рассчитывать не стала.
И хотя логичнее было бы начать рассказ со столицы региона, мы последуем другой логике. Если двигаться по трассе на Тыву из Красноярского края, то первым встретившимся городом будет
Туран
Здесь проживает около пяти тысяч человек. Поселение основано в 1885-м году, но городом оно станет лишь в 1945-м. Ниже вы посмотрите на фотографии этого милого городка и заметите, что он чистый, но совсем простой. Жилые дома представлены по большей части частным сектором, хотя есть несколько "этажных" домов. В городе есть музей, но, когда мы туда приехали, там шёл ремонт силами пары сотрудниц.
Ремонтировались также и дороги в городе. Дорожные рабочие в основном русские, хотя основная масса проживающих в Тыве - тувинцы. В 2021 году я в столице видела всего пару русских лиц, сейчас их гораздо больше. Но в Туране, кстати, русского населения много. Возможно, поэтому в городе имеется красивый православный храм. Впрочем, со временем происходит также смешение русских и тувинцев.
Туран встретил нас солнечной погодой, и мы видели, что по городу гуляют люди, многие с детьми, колясками. Здесь кипит своя маленькая жизнь, хотя обычному туристу тут особо делать нечего - для знакомства с городом хватит нескольких часов.
Через 74 километра по трассе после Турана - столица региона
Кызыл
Когда я начала писать статью, я рассчитывала сделать её максимально полной. Но, к сожалению, впервые за шесть лет на дзене я узнала, что здесь есть ограничения по количеству фотографий в статье. Поэтому Кызыл всё-таки удостоится ещё и отдельной публикации.
Основан город в 1914 году, с тех пор разросся до 130+ тысяч человек. Для города в каком-нибудь центральном регионе это немного. А для тувинской столицы очень даже оживлённо.
Здесь точно есть, что посмотреть, на Кызыл нужно закладывать не один день, если делать это не бегло. А так как Тыва - такой регион, в который не каждый день соберёшься, то лучше сразу составить полное впечатление.
Поэтому про Кызыл - отдельной статьёй в ближайшее время, надеюсь. А пока несколько случайно выбранных фотографий.
И мы двигаемся дальше по виртуальной трассе. Следующим городом после Кызыла будет
Шагонар
Располагается в 115 километрах от столицы. Основан в 1888-м году, городом стал, как и Туран, в 1945-м.
Население более 11 тысяч человек, то есть, в два раза больше Турана, большая часть - тувинцы. Здесь и домов не частного сектора гораздо больше. Есть бассейн и весь минимальный набор городской инфраструктуры. Нам также встретились дорожные работы. Это сейчас вообще во многих регионах, к счастью, и меня это только радует.
Как можно ворчать, что дороги делают и мешают ездить - нет, это ведь на будущее. А как приятно людям в маленьких населённых пунктах видеть, что у них что-то делается, что не обязательно покидать родину в поисках лучшей жизни.
Глядя на фотографии, может сложиться ощущение некоторой серости. Ну да, город не пестрит муралами и вывесками, но нигде нет мусора, всё аккуратно, просто, минималистично. Дочь (11 лет) сказала, что у них тут здорово, как в Советском Союзе, и вот бы тут пожить))
Ещё через 114 километров от Шагонара находится четвёртый (для нашей статьи) город
Чадан
Он примечателен как минимум тем, что здесь родился Сергей Кужугетович Шойгу.
Поселение основано в 1873-м году, а городом стало в... 1945-м, как вы уже догадались)
Новые детские учреждения, театр, музей семьи С. Шойгу, библиотека, ухоженный парк - всё это есть в Чадане.
От Чадана федералка Р-257 уходит на границу с Монголией.
Ещё 79 километров придётся преодолеть по другой трассе, чтобы попасть в последний для нас город Тывы -
Ак-Довурак
Хотя последний он и по дате основания: 1964-й год. Население около 12,5 тысяч человек, более 90% - тувинцы.
Если честно, этот город понравился мне больше всех в Тыве (ну, кроме столицы, её некорректно сравнивать с остальными).
Даже не знаю, что тут такого притягательного, это на необъяснимом уровне. Город оброс легендами, и у некоторых авторов встречала, что здесь полно "мест силы" :) Уж правда или нет, не знаю, но интересный он, это точно.
В Ак-Довураке мы ночевали в очень приличной гостинице ("Грани Тывы"), всё там чистое, новое, приятное, есть номера хостельного типа, есть с удобствами. Также имеется своя кухня, а это важно, потому что вне столицы с едой в Тыве пока что сложно.
Однако в Ак-Довураке нам удалось однажды поесть в очень приличном месте. Повар когда-то работал в московской "Якитории", а потом вернулся в Тыву. На карте этого кафе нет, как и кофейни с фото выше. Но оба места находятся в том же здании, что и гостиница.
Мы закончили с городами Тывы, теперь посмотрим на её прекрасные
Трассы
Дороги между всеми городами Тувы в отличном или хорошем состоянии. Не говоря о том, какие там волшебные виды! Если сворачивать к малым поселениям или каким-то достопримечательностям, там уже может быть гравийка или грунтовка. Ехать по ней можно, особенно в хорошую погоду. Проблема в том, что там не так много едет машин, и если где-то сломаться, то можно долго ждать помощи.
Сетевые заправки есть в городах, расстояние между ними небольшое, так что в путешествиях по Тыве проблем с бензином быть не должно. Канистра нам не требовалась.
Достопримечательности Тывы
вне городов, но в ближайшей доступности. Мы не ездили далеко от населённых пунктов ввиду отсутствия времени, ну и в целом не было такого плана в этом году. Но немножко вокруг городов посмотрели. Во-первых, когда едем в Кызыл, там есть две дороги. И стоит проехать по одной в одну сторону, а на обратном пути - по другой. Потому что на каждой своя достопримечательность. На трассе 93Н-27 -
Каменный городок
У меня только старые фотографии 2021 года, сейчас там всё прекраснее и интереснее, смотреть обязательно!
А на Р-257 -
Источник "Бобры"
Тоже интересное местечко. К самому источнику мы не спускались, но там и вокруг приятно пройтись.
А кроме того, здесь заложен кусочек рельс и памятный камень о том, что планировалось строить дорогу Курагино-Кызыл. Правда, с 2011 года пока ничего так и не построено, но надежда жива :)
Никуда практически не нужно сворачивать с федеральной трассы, чтобы увидеть
Будду медицины
Находится между Шагонаром и Чаданом, если ехать из первого во второй, то по правой стороне видно с дороги. По преданию, приносит здоровье просящему, если к Будде прикоснуться.
А вот для осмотра другой достопримечательности -
Каменный воин Кижи-кожээ
придётся проехать по гравию, правда, всего семь километров в одну сторону. Находится неподалёку от Ак-Довурака.
Скульптура воина с сосудом в руках приносит силу и удачу прикоснувшемуся к нему. В другом источнике читала, что можно воину на ухо прошептать своё желание (прям как Деду Морозу :)
И ещё ничего не стоит увидеть некоторые
Перевалы
Сарыг-Халчук, например, тоже находится на трассе Р-257 между Шагонаром и Чаданом. Здесь есть парковка, и можно остановиться и посмотреть на элементы буддийской культуры.
Дорога на Сотый перевал очень красивая, но мы так до него и не доехали. Там есть гравийный участок, но это если двигаться прямо к Абазе. Мы добрались до небольшого памятника и поехали обратно.
Так вот, это лишь малая часть того, что видели мы. А мы, в свою очередь, видели лишь крошечную часть того, что есть в Тыве.
Мы нигде не встречали неприветливости, пьяного человека видели лишь однажды за всю поездку. Как по мне, при соблюдении правил благоразумия на выезде не опаснее, чем дома. Ведь для кого-то там - дом.
Прекрасная земля, на которую хочется вернуться.
Всем добра!