Индия и ее реакция на введение Трампом 25-процентных пошлин на индийские товары из-за нежелания Нью-Дели отказаться от покупок российской нефти продолжают оставаться в центре мировых событий.
Политики и эксперты всего мира задаются вопросом: сможет ли эта страна симметрично ответить на действия Трампа и если да, то каким образом у нее это получится. Данный вопрос абсолютно не праздный, так как экспортно-импортная зависимость Индии от США не настолько велика, как у Китая, долгие годы поставлявшего в Соединенные Штаты товары на триллионы долларов. Тем не менее индийские власти, возможно-таки, нашли болевую точку Вашингтона, на которую, вполне возможно, и будет оказано воздействие.
Как сообщает издание Economic Times, Индия, вероятно, отложит или откажется от предложенной закупки американских истребителей- невидимок F-35. По данным издания, это должно стать ответом на введение Дональдом Трампом 25%-ных пошлин на индийские товары с 1 августа 2025 года. Предложение о поставке F-35, лично представленное Трампом во время февральского визита премьер-министра Нарендры Моди в Вашингтон, первоначально рассматривалось, но в свете последних событий стало предметом спора на фоне растущей торговой и геополитической напряженности.
Шашки и шахматы
В ответ на американский кавалерийский наскок с шашкой наголо, родина главной стратегической игры всех времен и народов (шахмат) благоразумно взяла паузу. Как отмечает Bloomberg, официальные лица в Нью-Дели были «шокированы и разочарованы» решением Трампа, однако, стазу после его объявления, они заявили, что на данный момент не рассматривают каких-то ответных действий.
Министр торговли Пиюш Гоял обратился к парламенту, заявив, что последствия недавних событий изучаются, и добавил, что правительство работает с экспортёрами и промышленными группами, чтобы оценить дальнейшие шаги «для защиты и продвижения национальных интересов».
Важно отметить, что Индия официально не закрыла дверь для сделки по F-35, даже несмотря на то, что недавние сообщения указывают на то, что Нью-Дели фактически дал понять, что в текущих условиях не будет осуществлять новые оборонные закупки у США.
При этом, американское предложение, связанное с более широким стратегическим партнерством, не включало в себя положения о местном производстве или передаче технологий. Между тем, именно эти два важнейших компонента являются основой индийской политики оборонных закупок в рамках программы «Сделано в Индии».
На сцене появляется Россия
Не смотря на отсутствие заявлений со стороны индийских официальных лиц, эксперты сходятся во мнении, что в ответ на решение Трампа и в свете вероятного отказа от закупки F-35, Индия может возобновить переговоры с Россией о приобретении истребителя пятого поколения Су-57Э и многоцелевого самолета Су-35М.
В отличии от американского, российское предложение включает пакет для внутренней сборки самолетов на предприятии Hindustan Aeronautics Limited в Нашике, которое уже имеет опыт производства истребителей Су-30МКИ. Российская сторона, по данным Economic Times, предлагает до 60% локализации Су-57Э, полную передачу технологий и интеграцию индийских систем, таких как ракета класса «воздух-воздух» Astra, противорадиолокационная ракета Rudram и радар с активной фазированной антенной решеткой Virupaksha.
Первоначальные поставки от 20 до 30 единиц Су-57Э могут начаться в течение трех-четырех лет, с долгосрочным планом поставки от 70 до 100 самолетов в начале 2030-х годов.
Су-35М, который имеет 80% общих компонентов с текущим парком Индии, позиционируется как временное решение для увеличения численности эскадрилий.
Зачем Индии самолеты 5-го поколения?
Перед Индией по-прежнему стоят серьёзные задачи модернизации обороны. В рамках программы Tejas на сегодняшний день выпущено около 38 самолётов, включая 17 прототипов, однако экспортный успех программы ограничен, а серийное производство задерживается. Программа малозаметных истребителей AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft) всё ещё находится в стадии разработки и, как ожидается, начнёт полёты не ранее конца десятилетия. Целью проекта является замена текущего парка истребителей в ВВС Индии, включая российские и французские модели. На данном же этапе Индия подтвердила заказы на 83 легких отечественных истребителя Tejas Mark 1A и планирует заказать ещё 97, при этом в разработке также находится следующая модель - Tejas Mark 2.
К 2028 году Индия планирует начать собственное производство фюзеляжей Rafale с целевым объёмом выпуска двух самолётов в месяц. В настоящее время в составе ВВС Индии имеется всего 31 действующая эскадрилья, что значительно меньше санкционированной численности в 42 эскадрильи.
Тем временем, с 2014 по 2024 год Китай нарастил собственные ВВС на 435 истребителей и штурмовиков, а Пакистан на 31 самолет. Воздушный флот Индии за этот период сократился на 151 самолет.
Зашедший в тупик конкурс на многоцелевой истребитель (MRFA) стоимостью 20 миллиардов долларов на закупку 114 иностранных истребителей, построенных в Индии, повис в воздухе. Примечательно, что основным претендентом в нем остается Rafale, показавший себя в недавней схватке с ВВС Пакистана не самым лучшим образом.
F-35 vs Су-57Э
Хотя сомнения и растут, Индия, вероятно, по-прежнему будет оценивать F-35 и Су-57Э на основе эксплуатационных, промышленных и стратегических параметров.
При сравнении двух истребителей с точки зрения малозаметности, F-35A включает в себя методы формообразования, такие как выравнивание кромок и внутренние отсеки вооружения, чтобы уменьшить радиолокационную отметку под разными углами, поддерживаемые радиопоглощающими материалами и минимальными неоднородностями поверхности. Су-57Э использует элементы малозаметности в лобовой части, но включает в себя открытые сопла двигателей и большую площадь поверхности, что способствует более высокой радиолокационной отметке при взгляде сбоку или сзади. F-35A оснащен одним двигателем Pratt & Whitney F135, развивающим тягу приблизительно 191 кН, тогда как Су-57Э использует два двигателя АЛ-41Ф1, обеспечивающих суммарную тягу около 294 кН. Су-57Э способен развивать суперкрейсерскую скорость 1,3 Маха, в то время как F-35А - нет; Его максимальная скорость составляет 1,6 Маха, в то время как у Су-57Э скорость составляет 2+ Маха. Су-57Э оснащён трёхмерными соплами с отклоняемым вектором тяги и комбинированной компоновкой крыла и корпуса для повышения аэродинамической манёвренности, в то время как F-35A использует обычные управляющие поверхности.
Что касается авионики и локаторов, F-35A оснащён радаром AN/APG-81 с АФАР, электронно-оптической системой наведения (EOTS), системой с распределённой апертурой (DAS) и защищёнными каналами передачи данных, что позволяет самолёту собирать, объединять и передавать информацию о целях и угрозах в режиме реального времени. Су-57Э использует радиолокационный комплекс Н036 «Белка», сочетающий радар с АФАР X-диапазона в носовой части, боковые антенные решетки L-диапазона для дополнительных режимов обнаружения и функций радиоэлектронной борьбы, а также инфракрасную систему поиска и сопровождения (IRST), которая обеспечивает пассивное сопровождение целей, особенно полезное против малозаметных самолётов. F-35A несёт до 2590 кг вооружения внутри фюзеляжа и его боезапас может быть расширен за счёт внешних узлов подвески, когда не требуется скрытность. Су-57Э имеет внутреннюю полезную нагрузку, оцениваемую от 2200 до 2500 кг, а общая полезная нагрузка, включая внешние подвески, превышает 8000 кг, обеспечивая применение вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», такого как Р-77М, Р-74 и Х-58УШКЭ.
В то время как F-35A предназначен для интеграции в объединённые структуры сил с упором на сетевые операции, в Су-57Э больше внимания уделяется более высоким лётно-техническим характеристикам, хотя он по-прежнему ограниченно эксплуатируется и не применялся в боевых условиях в экспортной конфигурации.
Сменит ли Индия F-35 на Су-57Э?
Решение Трампа о введении 25-процентных пошлин в отношении Индии действительно стало тяжелым ударом для Нью-Дели. Американский президент публично связал решение о их введении пошлин с продолжающимися закупками Индией российской военной техники и нефти, а также с её ролью в группе БРИКС. В отдельных комментариях он назвал и Индию, и Россию «мёртвыми экономиками» заявив, что США вели «очень мало бизнеса» с Индией из-за её протекционистской политики.
Тем не менее говорить об окончательном отказе страны от американских F-35 было бы преждевременно, даже не смотря на то, что США отказывают Индии в локализации их производства и передаче технологий, чего добивается индийская сторона.
Не стоит забывать и о том, что последний индийский опыт реализации крупных авиационных контрактов с Россией оказался не самым удачным - предназначенные для закупки российские самолеты МиГ-29 разочаровали индийцев своим низким качеством и боевыми возможностями. Не самые лучшие впечатления остались у индийцев и после совместной с Россией разработки Су-57. В итоге Индия обратила свой взор на французский Rafale.
В связи с этим, преждевременно делать выводы о том, что вместо американских F-35 Нью-Дели предпочтет закупить российские Су-57Э, даже не смотря на то, что Москва готова производить эти машины совместно с индийскими партнерами и делиться технологиями.
Несмотря на откровенно оскорбительные действия со стороны Трампа, Нью-Дели продолжает участвовать в торговых переговорах и не закрывает дипломатические каналы. Министр торговли Пиюш Гоял сообщил парламенту, что ведутся консультации с экспортерами и промышленными группами для оценки экономического воздействия американских тарифов.
Очевидно, что шахматы - более глубокая и вдумчивая игра по сравнению с трамповскими шашками (или игрой в Чапаева), и Индия намерена обратить выпады американского президента в собственную пользу. Получив весомый повод к обсуждению закупок и совместного производства российских Су-57Э, индийская сторона без сомненья вызовет беспокойство американцев, для которых не менее важно «подсадить» этого крупного мирового игрока на собственные боевые системы. К тому же, сравнивать между собой F-35 и Су-57Э - задача неблагодарная, учитывая то, насколько разными являются эти самолеты, как по конструкции, так и по самой концепции их применения.
Судя по тому, что Индия реально рассматривала возможность покупки F-35, разговоры о возвращении обсуждения совместных с Россией проектов по Су-57Э, могут послужить лишь инструментом в переговорах, позволяющим выторговать у американцев лучшие условия по F-35, включая даже некоторую степень локализации их производства.